НОД по развитию речи "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Николаева Елена Алексеевна

Матриал содержит занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 130 «Улап» г. Чебоксары

КОНСПЕКТ

непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

в средней группе на тему

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС»

Подготовила и выполнила:

воспитатель

 Николаева Елена Алексеевна

Чебоксары-2014

Программное содержание:

- расширять представление детей о сезонных изменениях в природе, связанных с наступлением осени;

- углубить знания детей о природных явлениях, учить называть характерные признаки осеннего леса, закрепить названия лесных деревьев, грибов;

- пополнять и активизировать словарь определений по теме: «Осень»;

- расширять представление детей об орудиях труда – уборочном инвентаре.

- стимулировать и развивать речевое творчество детей;

- упражнять детей в определении слов – антонимов;

- развивать умение игрового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; развивать монологические формы речи, логическое мышление, память, наблюдательность.

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать  доброе отношение детей друг к другу;

- прививать морально-нравственные ценности (заботу, сострадание, милосердие, прощение);

- формировать у детей положительное отношение к физическому труду, вызвать желание помогать взрослым в совместном труде.

Материал: макеты деревьев (березы, ели), Лесовичок (игрушка бибабо), макет избушки Лесовичка, осенние листья, деревянный пень, муляжи грибов (опята, мухоморы), игрушечное ведерко, аудиозапись «Шум дождя», «Шум ветра», «Выход Бабы-Яги», покрывало.

Сказочные персонажи: Баба-Яга, Лесовичок.

Методические приемы:

  • Сюрпризный момент – путешествие в осенний лес (перемещение в музыкальный зал детского сада).
  • Словесная игра «Скажи наоборот».
  • Д/игра «Приметы осени».
  • Словесная игра «Что бывает осеннее?».
  • Массаж «Дождик».
  • Д/игра «Съедобные и несъедобные грибы».
  • Пальчиковая гимнастика «Опята».
  • Дыхательное упражнение «Ветер».
  • Д/игра «Подбери листочек к дереву».
  • Сюжетно-ролевая игра «Уборка осенних листьев».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте мы с вами поиграем. Представьте, что вы домашние животные, и я хочу с вами поздороваться.

Здравствуйте, котята!

Дети:  - Мяу-мяу-мяу! (моют лапки).

Воспитатель:  - Здравствуйте, утята!

Дети:  - Кря-кря-кря! (показывают клювики).

Воспитатель: - Здравствуйте, гусята!

Дети:  Га-га-га! (хлопают крылышками).

Воспитатель: - Здравствуйте, лягушата!

Дети:  Ква-ква-ква! (руки согнуты в локтях, ладони разжать вперед, качают руками вправо-влево).

Воспитатель: - Здравствуйте, коровки!

Дети:  Му-му-му! (выставляют рожки)

Воспитатель:  - Здравствуйте, барашки!

Дети: - Бе-бе-бе! (приставляют к головам кулачки и вращают ими).

Воспитатель: - Ребята, у меня для вас сюрприз! Сегодня мы отправляемся в путешествие в лес. Но чтобы в него попасть, надо пройти в волшебные ворота в игре «Скажи наоборот» (дети подбирают антонимы к словам):

- большой - маленький;

- громко – тихо;

- грустный – радостный;

- высокий – низкий;

- открыть – закрыть;

- пустой – полный;

- вежливый – грубый;

- легко – трудно;

- тепло – холодно;

- сильный – слабый;

- солнечный – пасмурный;

- чистый – грязный.

Воспитатель: - Молодцы! Вот мы и в лесу! Посмотрите, какая тут красота! Посмотрите внимательно вправо-влево, вверх-вниз, еще раз вправо-влево, вверх-вниз. Что это за лес? Какого цвета листья на деревьях, когда это бывает?..

Звучит музыка, появляется Баба – Яга.

Баба-Яга: - Ах, вы нехорошие дети! Разбудили меня! И листья везде раскидали! (метет метлой). Вот возьму и превращу вас в какие-нибудь пни и коряги. Нет, лучше отправлю я вас всех в заколдованный лес. И вы никогда оттуда не выберетесь!

Дети приседают, закрывают глаза. Баба-Яга шепчет заклинания, накидывает на деревья темные платки убегает, дети открывают глаза.

Воспитатель: - Ребята! Посмотрите, а ведь баба Яга действительно нас в заколдованный лес отправила. Смотрите, какие мрачные стали деревья.

А как же нам отсюда выбраться? Давайте подумаем, кто нам может помочь?

Ой, смотрите, избушка какая-то. Кажется, я знаю, кто тут живет. А вы знаете? Тут живет сказочный лесной человечек. Как его зовут? (Лесовичок!) Тогда давайте позовём  Лесовичка.

Дети зовут Лесовичка.

Лесовичок: - Здравствуйте, ребята, я всё слышал и буду рад вам помочь. Однако лес этот непростой, заколдованный, и тропинка, ведущая из него, состоит из заданий. Если вы правильно выполните эти задания, то выйдите из леса. Ну что, ребята, постараетесь? (Да!) Хорошо. Тогда первое задание вас ждет под березой, которая растет справа от моей избушки.

Дидактическая игра «Приметы осени».

Лесовичок: - Молодцы, ребятки! Следующее задание – вам нужно подобрать такие слова, которые подходят к слову «Осенний».

Словесная игра «Что бывает осеннее?»

Воспитатель: - Молодцы!

Звучит аудиозапись «Шум дождя».

Воспитатель: - Ой, ребята! Пошел дождь! Давайте быстрее спрячемся под большой корягой!

Воспитатель (после дождя): Какой бывает дождь осенью? (Холодный, сильный, моросящий…) Покажите, как вы замерзли. Чтобы не заболеть после дождя, нужно сделать массаж.

Массаж «Дождик»:

Дождик бегает по крыше,

Бом! Бом! Бом! (стучат ладонями по спинкам друг друга)

По веселой звонкой крыше,

Бом! Бом! Бом! (постукивают пальчиками)

Никуда не выходите,

Бом! Бом! Бом! (растирают ребрами ладоней)

Дома, дома посидите.

Бом! Бом! Бом! (поколачивают кулачками)

Почитайте, поиграйте,

Бом! Бом! Бом! (кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)

А уйду – тогда гуляйте!

Бом! Бом! Бом! (поглаживают ладонями)

Воспитатель: - Ну, что, ребята, согрелись? Тогда отправляемся дальше. Ой, смотрите, грибочки на пенечке. Какие это грибы? Сколько их, давайте посчитаем? А мухоморов сколько? Каких больше, а каких меньше? Какие съедобные, а какие – нет? Какие с собой возьмем?

Пальчиковая гимнастика «Опята»:

На пеньке живет семья (одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки)

Мама, папа, брат и я (поочередно пальчики разжимают)

Дом у нас один, а крыша (выставляют вверх указательный палец)

Есть у каждого своя! («крыша» из ладошек)

Звучит аудиозапись «Шум ветра».

Воспитатель: - Ребята, что это? А какой бывает ветер? Летом? Осенью?

Дыхательное упражнение «Ветер»:

Воспитатель: - Подул маленький ветер:  у-у-у…

                            Подул сильный ветер: У-У-У!!!

На какую букву похож ветерок? Какие еще слова вы знаете на букву «У»? Молодцы! Давайте спросим у Лесовичка, какие еще нас ждут задания?

Лесовичок: - Ребята, а теперь самое последнее и в то же время самое сложное задание вас ждет под березой, растущей слева от моей избушки.

Дидактическая игра «Подбери листочек к дереву» (разделить детей на 2 команды).

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Кажется, я вижу выход из заколдованного леса. Давайте поблагодарим нашего друга Лесовичка за то, что он помог нам. Давайте сделаем ему приятное – приберемся около его избушки! Чем люди подметают дорожки? А чем убирают листья? (дети подметают и сгребают листья).

Лесовичок: - И вам ребята спасибо большое! До свидания!

Воспитатель: - Ребята, а давайте мы не будем обижаться на Бабу-Ягу, ведь благодаря ей мы узнали столько нового и интересного. Давайте соберем букет из осенних листьев и подарим его Бабе-Яге! (собирают, зовут Бабу-Ягу).

Баба Яга: - А я следила за вами и очень рада, что вы справились со всеми заданиями. А последнее ваше решение меня очень обрадовало, и я обещаю вам исправиться, быть хорошей и доброй. Спасибо за все. До свидания!

Воспитатель: - Ну что, ребята, на этом наше путешествие в осенний лес закончилось, и нам с вами пора в группу.

Рефлексия: Что мы сегодня делали? Что больше всего понравилось? Что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное развитие ( ознакомление с миром природы) и Художественно-эстетическое развитие (рисование) Тема: «Осень»

Сформировать представление о листьях и деревьях осенью; воспитывать интерес к природным изменениям, любознательность....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы (познавательно-речевое развитие) Тема: «Природа осеннего леса»

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с детьми второй младшей группы на тему: «Природа осеннего леса»...

Конспект НОД для детей 5-6 лет с ОНР по ОО «Познавательное развитие» ОО «Речевое развитие» Тема «Причуды Осени».

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Ноутбук, телевизор, презентацияМагнитофон  Организация детейСледить за речью детей, добиваться полных ответов...

конспект НОД развитию речи и познавательному развитию, на тему: "Осень глазами художников"

Конспект НОД по развитию речи и позновательному развитию  к презентации  , на тему : "Осень глазами художников"...

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Конспект ООД по музыкальному развитию " В мире осенних звуков"

Музыкальное занятие направлено на преодоление речевого нарушения у детей, развитие коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением. При помощи сочетания ритма, используя специально подо...

План-конспект коррекционно-образовательного занятия по познавательному развитию: ознакомление с окружающим, развитие речи. Тема: Осень в гости к нам пришла.

Конспект будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, работающим с детьми подготовительного дошкольного возраста с ЗПР....