конспект НОД развитию речи и познавательному развитию, на тему: "Осень глазами художников"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект НОД по развитию речи и позновательному развитию  к презентации  , на тему : "Осень глазами художников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                                Конспект  Непрерывной Образовательной Деятельности

в подготовительной группе

Тема.    «Осень – глазами художника».

Программное содержание:

Продолжать приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему.

Познакомить с жанрами изобразительного искусства пейзаж и натюрморт (с произведениями живописи и изображением родной природы в картинах художников).

Познакомить с картинами русских художников, развивать у детей эстетическое восприятие.

Воспитывать умение  замечать особенности изображения осени в картине.

Формировать интерес к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства.

Предварительная работа:

Беседа об осени: осенних изменениях в природе, «красках» осени.

Прогулка по осеннему парку.

Рассмотрение репродукций:

И.Шишкина «Осень».

В.Поленов «Золотая осень».

И.Левитан «Осень», «Дубовая роща», «Осень. Туман».

Обогащение словаря: живопись, пейзаж, натюрморт, художники – пейзажисты, художники – натюрмористы.

Оборудование и материалы:

Пейзажи и натюрморты русских художников (репродукции).

Презентация «Осень – глазами художников».

Технические средства:

Магнитофон.

Аудио записи:

«Времена года. Осень» А.Вивальди

«Времена года» П.И.Чайковский (осенний цикл)

Мультимедийный проектор, ноутбук, флешка

Ход НОД:

Сюрпризный момент:

Письмо от сказочного персонажа Незнайки, который просит детей узнать и рассказать ему про великих русских художников и про их известные произведения исскуства.

Воспитатель

Давайте ребята посмотрим на картинку, что вы там видите?

Показываю первый слайд из презентации, звучит Аудио записи:

«Времена года. Осень» А.Вивальди

Многие люди любят смотреть на творчество художников, они приходят в специальные места, где они вдохновляются и пишут картины! Как вы думаете где выставляются картины великих художников? В Санкт - Петербурге – Эрмитаж(слайд-фото)., а в Москве – Третьяковская галерея .

Как вы думаете, какие картины бывают? (портреты, пейзажи, натюрморты…)

Воспитатель:

Слайд -2 Осень — яркое и прекрасное время года. Ее красотой восхищались художники, о её великолепии писали поэты. Осень — это не только дождь, сырость и холод, это еще и буйство красок, яркие зонтики, походы в лес за грибами и уютные и теплые вечера в кругу семьи. Я предлагаю насладиться творчеством талантливых художников, которые покажут вам всю красоту и таинство золотой осени на своих полотнах.

Воспитатель:

(слайд-3), Посмотрите на следующее изображение и раскажите что вы на нём видете? Листья  

Листья как ноты, роняет кудесница – осень. А музыка у осени проста… Мелодия воздушна и легка. В ней шорох опавшего листа.

Твоя осень – музыкальна! Ты вслушиваешься в шум дождя за окном, шорох листьев под ногами, музыка осени – музыка твоего сердца!

Многие композиторы изображали настроение осени в своих произведениях: П.И.Чайковский. А.Вивальди, Шопен и др.

Давайте послушаем отрывки из музыкальных произведений, и представим, какому пейзажу соответствует музыка.

Воспитатель:

слайд -4, 5 К артины. По другому они называются произведения живописи.

Живопись – это один из видов изобразительного искусства. Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.

Какие виды красок вы знаете и какие именно краски предпочетают художники-пейзажисты и по чему?

С помощью чего художники смешивают краски, для получения новых цветов? Как называются новые полученные цвета?

Давайте создадим себе хорошее настроение перед рассмотрением картин  более подробно

Психогимнастика:

 «Я – солнышко»

«Я - маленькое солнышко. Я просыпаюсь, умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь над горизонтом.

Я – большой шар. У меня много тепла и света. Я дарю тепло всей земле и всем людям. Я – вдыхаю тепло, я лечу над землей и освещаю ее».

Воспитатель:

Посмотрите дети на эти картины внимательно и раскажите что на них изображено? Как называется этот жанр живописи? О чем художники хотят нам рассказать?

(Слайд -6, 7, 8, 9) (Пейзаж. природа: лес, деревья, река…)

Какой бывает пейзаж?

(Пейзаж бывает разный. Разное время года, разная погода, разные предпочтения у художников, : леса, моря, озёра, горы, тропы, дороги, парки…), Какие виды пейзажа бывают? городской: парки, заповедники, сельский (природа обособленная человеком) и дикая природа (без вмешательства человека)

(обобщение ответов детей)

Да. О  красоте дикой природы – лес, море, горы  и о  природе, измененной руками человека – парк, сквер, аллея.  О разнообразии ее состояний:  утро, вечер, ночь,  закат, зима, осень, весна и лето.  И здесь художники передают свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег.

С помощью чего художники передают свое настроение?

С помощью красок и их оттенков. Яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься.

Физкультминутка. 

Звучит музыка «Времена года»

Дети слушаю музыку и представляют, как кружатся листья, капает дождь, дует ветер.

Повторно звучит мелодия и дети изображают кружение листьев, дождь, ветер.

Воспитатель:

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

В зависимости от изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный или индустриальный) пейзаж Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

В России писали пейзажи такие художники как

Айвазовский, Иван Константинович (Ованнес Айвазян)

Васильев, Фёдор Александрович

Грабарь, Игорь Эммануилович

Куинджи, Архип Иванович

Левитан, Исаак Ильич

Поленов, Василий Дмитриевич

Саврасов, Алексей Кондратьевич

Шишкин, Иван Иванович

Воспитатель:

(слайд 10) Присмотритесь к этой необычной картине и раскажите, что на ней изображено?

Нарисованы разные овощи, фрукты, цветы, посуда, книги.

Изображение этих предметов называются натюрморты.

В России писали натюрморты такие художники как

Грабарь Игорь Эммануилович

Захаров Сергей Ефимович

Осипов Сергей Иванович

Позднеев Николай Матвеевич

Их так и называли художники – натюрмористы.

А что хотели нам рассказать художники этими натюрмортами?

Они рассказывают красками, как прекрасен  наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы. Художники предлагают нам  полюбоваться этими вещами, увидеть их красоту. 

Рефлексия:

-Ну  вот, и подошла к концу наше путешествие по ивописным местам в картинах великих художников.

-где можно увидеть знаменитые картины великих художников?

-Какие цвета используются в осенних картинах?

- Что означает понятие реалистичная  картина?

-С какими картинами вы сегодня познакомились?

- Какими премиями  может удостоится художник?

-Какие пейзажи бывают?

-Что вам понравилось больше всего?

-Что нового вы узнали?

-Какое у вас настроение после экскурсии?

-Появилась ли у Вас любимая картина в нашей галерее? 

-Какая из картин Вам понравилась и запомнилась больше всего и почему?

Домашнее задание:

Найдите в книги, интернете или дома на стене :самый вкусный натюрморт, самый веселый , самый необычный

А также я предлагаю вам вместе с родителями сходить в Эрмитаж и полюбоваться красотой известных произведений искуства  великих художников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по образовательной области "познавательное развитие" на тему "Осенняя пора, очей очарованье"

Данная презентация поможет обогатить знания детей об осени и её признаках....

НООД по познавательному развитию на тему: «Осень» (подготовительная группа)

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Расширить представление детей об осени, ее приметах.Развивать речь детей, активизировать словарный запас.Учить детей правильно строить предложения.Воспитывать бережное отно...

Конспект организованной образовательной деятельности в форме занятия в области познавательного развития на тему «Осень» для детей подготовительной группы.

Предлагаю Вашему вниманию занятие в области познавательного развития для детей подготовительной группы на тему "Осень".Презентацию к данному занятию вы можете посмотреть по данной ссылке:...

Конспек Од по познавательному развитию на тему "Осень"

Дети раннего возраста всем интересуются, поэтому необходимо расширять их знания....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень. Осенние приметы»

Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».Закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать по мнемотаблице....