Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по теме "Осень. Деревья осенью"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie._osen.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 70 Невского района г. Санкт – Петербурга.
Конспект непрерывной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития по теме:
«Осень. Деревья осенью».
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания о признаках осени, названиях деревьев.
- Познакомить со стихотворением А.Плещеева «Осень».
- Познакомить с термином «гласный звук».
Коррекционно-развивающие:
- Активизировать словарь (признаки осени, названия деревьев, слова,
начинающиеся на звук «А»)
- Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Упражнять в составлении предложений с предлогами «НА» и «С».
- Развивать слуховое восприятие и внимание, фонематический слух.
- Развивать зрительную память.
- Формировать длительный направленный выдох.
- Развивать координацию речи с движением, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к сверстникам, умение слушать товарищей.
- Воспитывать интерес и любовь к природе.
- Вызывать интерес и любовь к поэзии.
- Воспитывать бережное отношение к пособиям.
Оборудование: мнемотаблица к стихотворению, карточки с изображением деревьев и листьев, мячик, листья, закреплённые на занавеске, изображение матрёшки, таблица для произнесения звуков, предметные картинки на звук «А».
Ход занятия:
1.Оргмомент. Приветствие.
2.Сообщение темы занятия.
- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о времени года. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень)
3. Чтение стихотворения А.Плещеева «Осень».
-Послушайте внимательно стихотворение:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет.
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
-О каком времени года это стихотворение?
-Какое настроение создаёт это стихотворение грустное или весёлое? Почему?
- А теперь я прочитаю это стихотворение по картинкам, а вы послушаете и постараетесь запомнить (использование мнемотаблицы).
- О каких признаках осени говорится в этом стихотворении? (вянут и сохнут цветы, голые кусты – облетели все листья, тучи на небе, солнце появляется редко – пасмурное небо, сильный ветер, часто идёт дождь).
- Что значит слово «уныло»? (грустно, печально) Сделайте, пожалуйста, унылое лицо.
- Покажите, как ветер в поле воет - («у-у-у-у»)
- Что значит «дождик моросит»? (идёт тихо)
4. «Назови ласково» или «Большой-маленький»:
Цветок – цветочек, куст - …,туча - …, ветер -…, дождь -…, солнце -…, лужа -…, капля -…, дуб -…, берёза -…, дерево -…, лист -…
5. Координация речи с движением «Дождик»:
Капля-раз, капля – два,
Очень медленно сперва,
(прыжки на носочках, руки на поясе, медленно)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом.
(прыжки в быстром темпе)
Мы зонты свои раскрыли, (руки развести в стороны)
От дождя себя укрыли. (руки полукругом над головой)
6. «Деревья и листья»:
Вспоминаем названия деревьев по картинкам (берёза, дуб, клён, липа, рябина)
- Посмотрите, ребята, ветер сорвал листья с этих деревьев и они упали к вам на столы. Возьмите свои листья и угадайте, с какого они дерева?
Составление предложений с предлогами «НА» и «С» (по образцу логопеда)
-Эти листья росли «НА» берёзе, а потом упали «С» берёзы.
(Располагаем изображения листьев под изображением соответствующих деревьев на наборном полотне).
7. «Найди свой листочек и подуй на него»:
По заданию дефектолога дети подходят к определённому листу, закреплённому на занавеске.
- Найди маленький кленовый лист (лист клёна) и подойди к нему.
- Найди дубовый лист и подойди к нему.
- А теперь давайте поиграем в ветерок. Сделайте губки «трубочкой» и подуйте на свой листочек.
8.Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы, листья осины,
Листики тополя, листья рябины,
Листики дуба мы соберём,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Маме осенний букет отнесём.
(«шагают» по столу средним и указательным пальцами)
9. Знакомство со звуком «А».
- Ребята, к нам в гости пришла матрёшка. Посмотрите, какое у неё весёлое, доброе лицо, а ротик широко открыт. Угадайте, какой звук произносит матрёшка так широко открывая рот? (звук «А»). Давайте и мы с вами произнесём этот звук. («А-А-А»). Давайте будем произносить этот звук по-разному: тихо, громко, коротко, протяжно, высоко, низко (по таблице).
- Скажите мне, ребята – легко вам произносить звук «А», ничего вам не мешает? Можно тянуть звук «А»? Петь?
Звук, который можно тянуть и петь называется «гласный» звук. Как называется звук «А»? (гласный)
10. «Ловим звук «А»:
- Я буду говорить разные звуки, а вы будете ловить ладошками только звук «А»
- А, У, И, А, А,О, И, Р,А
- АМ, УМ. АС. ОП
- Аня, астра, утюг, аптека, ослик
11.Выделение звука «А» из начальной позиции в словах.
- А сейчас я раздам вам картинки, которые начинаются на звук «А». Назовите свою картинку так, чтобы мы хорошо услышали звук «А» («потяните» звук «А») (арбуз, антенна, альбом, Айболит, арфа,автомат)
-Поставит свою картинку на наборное полотно тот, у кого на картинке оружие (ребёнок ставит картинку и ещё раз называет слово «автомат»)
- Поставит свою картинку на наборное полотно тот, у кого добрый доктор, который лечит животных.
- Этот предмет устанавливают на крыше, чтобы телевизор хорошо работал.
- В нём рисуют красками.
- Он сладкий, вкусный, круглый.
- Это музыкальный инструмент.
12. «Чего не стало»
Дефектолог переворачивает карточку, пряча картинку, дети говорят:
- Не стало автомата, Айболита, антенны, альбома, арбуза, арфы.
13. «Назови картинки по порядку» (дети называют картинки по порядку, дефектолог переворачивает карточки)
- С какого звука начинаются все эти слова? (со звука «А»)
14.Подведение итогов занятия.
-Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось делать? Что вам было интересно? Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...
Опыт работы "Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
"Нетрадиционные методы работы по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"...
Информациия об опыте работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Актуальность,новизна, принципы применения здоровьесберегающих технологий....
конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Спешим на помощь животным жарких стран»
В данном материале отражен комплексный подход к построению структуры НОД для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Основная цель - формирование элементарных математических представлений реа...
Индивидуальная коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития
В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн и др.) убедительно показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода...
Конспект НОД учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития по теме "Деревья"
В данном конспекте представлено занятие, предназначенное для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....
Конспект итоговой образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Тема: «ПРИКЛЮЧЕНИЕ БУРАТИНО»
Интегрированная образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития старшего возраста....