Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД
по развитию лексико-грамматических средств языка. Лексическая тема: «Домашние животные».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiyae.docx | 54.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад «Калинка» г. Волгодонска
Конспект НОД
по развитию лексико-грамматических средств языка.
Лексическая тема: «Домашние животные».
Подготовительная (6-7лет) группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Учитель-логопед: Шикаленко Ольга Сергеевна
г. Волгодонск
Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания детей о жизни домашних животных.
2. Формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии.
Задачи:
- обогащение и активизация словаря детей;
- развитие навыков согласования имен существительных с прилагательными и числительными;
- развитие навыка словообразования (притяжательных прилагательных);
- развитие навыка образования существительных со значением детёнышей животных;
- развитие внимания, мышления, памяти.
- Развитие мелкой, артикуляционной, общей моторики.
- Развитие целенаправленной воздушной струи
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приёмы: погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок, голосовая и эмоциональная модуляция.
Здоровьесберегающие технологии:
- психогимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- зрительная гимнастика;
- биоэнергопластика;
- су-джок терапия;
- самомассаж пальцев рук;
Материалы и оборудование:
Осенние деревья, перчатки для биоэнергоплпстики, шарики су-джок, пластиковые игрушки домашних животных, «сухой бассейн», дом игрушечный, маски животных, листы с заданием, карандаши, картинный материал с изображением домашних животных, компьютер, компьютерная презентация.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
- Организационный момент. Психогимнастика.
- Здравствуйте, дети. Давайте поприветствуем наших гостей.
Собрались все дети в круг:
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Передайте улыбку по цепочке.
- Дыхательная гимнастика.
- Дети, а какое сейчас время года?
- Какие приметы осени вы знаете?
- Правильно, молодцы!
- И теперь мы с вами изобразим ветер, который сдувает листья с деревьев.
- Подойдите к столу и возьмите в руки дерево. Делаем вдох через нос, а выдох через рот. Щеки при этом не надуваем!
- Молодцы! Присаживайтесь за стол.
- Самомассаж пальцев рук.
Взять «сухой бассейн» и поднести его к каждому ребенку
- Дети, я сейчас к каждому подойду, а вы поочереди должны найти в фасоли один предмет и назвать его.
- А как мы назовем их одним словом, кто это?
- Правильно, а они какие дикие или домашние?
- Сегодня мы поговорим о домашних животных.
4. Биоэнергопластика.
- Когда шла к вам в группу, я повстречала жителей далекой сказочной планеты Чучундрии. ( Показать корзинку с чучундрами) Они попросили их взять с собой. Им очень интересно, что происходит в нашем саду. Дети, а давайте их научим делать зарядку для язычка?!
Раздать каждому ребенку перчатку-чучундру. Дети надевают их на руки.
Показ действий. Выполнение артикуляционных упражнений: «Окошко», «Месим тесто», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка», «Качели», «Блинчик».
- Су-Джок терапия
- Дети, чучундры принесли с собой свои любимые игрушки, они хотят, чтобы вы тоже с ними поиграли.
Показать и включить музыкальную шкатулку, в которой лежат шарики су-джок. Раздать каждому ребенку по шарику.
Провести массаж рук, проговаривая стихотворение.
Шариком круги катаю
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
Я сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем шар прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк-
Мяч летает между рук!
- Чтение сказки « Кто самый важный?»
- Дети садитесь поудобнее и послушайте сказку внимательно. Когда вы услышите название домашнего животного, достаньте его из корзины и поставьте его к дому человек. (В это время поставить на стол дом и корзину с животными)
Чтение сказки « Кто самый важный?»
В одной деревне жили-были бабушка с внучкой Катей. Рано утром Катя выглянула в окно и вот что она увидела и услышала. Возле будки сидела собака и беседовала со своим щенком.
- Я пойду на работу, а ты будь послушным и никуда не уходи.
- А какая у тебя работа? — залаял щенок.
- Самая важная, - ответила она.
- Я охраняю дом, хозяйку с внучкой и всех животных во дворе. Я - самое важное домашнее животное.
- Мур - мяу! Спешу не согласиться, - промяукала кошка, сидевшая на крыльце. Самая важная работа у меня. Я ловлю мышей и охраняю от них
хозяйкины припасы.
- Му-у-у-у! Как бы не так, - промычала корова. Что бы вы делали без моего молока? Я - самое важное домашнее животное.
- Ме-е-е-е! А моё молоко и полезнее, и жирнее, - возразила коза. А, кроме того, я даю шерсть и тёплый пух.
- Ну, уж если говорить про пух, то мягче и теплее моего вам не найти, -
забеспокоился кролик, сидящий в клетке. Я всех нужнее. Тут из конюшни
вышел конь и заржал.
- Напрасно вы затеяли этот спор. Все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди кормят нас и ухаживают за нами.
И все животные дружно закивали головами, согласившись с конём. Вот так щенок узнал, что все домашние животные важны и нужны человеку. Обрадовалась Катя, что спор так хорошо закончился, и выбежала во двор, чтобы вместе со всеми повеселиться.
-А вы хотите к Кате присоединиться и тоже повеселиться?
Тогда мы с вами превратимся в животных!
- Физ.минутка «Домашние животные»
(раздать маски детям и надеть на голову. Пригласить выйти на ковер)
И крольчата, и ягнята,
И козлята и щенки (Собираются в круг)
Собрались на зарядку,
Чтобы силу обрести
Кошка вертит головой, (вращение головой)
Ну и мы не отстаем.
Козлик ноги разминает (ходьба на носочках)
На носочках он шагает
А потом телятки
Ходят все на пятках
Бегает собака на окрепших лапах (легкий бег по кругу)
Поросенок, жеребенок, ослик, и козленок, и щенок
тянут, тянут свои лапки и копытца в потолок!
- Компьютерная презентация «Домашние животные»
Основные направления коррекции и описание слайдов.
“Отгадай загадки”
Задачи:
• Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.
• Отгадывание названий животных по их описанию.
• Развитие чувства рифмы.
• Развитие воображения, мышления.
Описание:
На слайдах загадки о домашних животных (кошка, собака, коза, корова, свинья, лошадь, кролик, овца, осёл, верблюд). Логопед читает загадку. Дети отгадывают. Появляется изображение угаданного животного.
“Четвёртый лишний”
Задачи:
- Развитие логического мышления.
- Развитие умения обобщать.
- Развитие умения составлять сложные предложения.
Описание:
На слайдах изображения животных.
- Свинья, коза, белка, овца.
- Осёл, собака, корова, лошадь.
Логопед спрашивает, кто лишний, почему?
Дети отвечают сложными предложениями:
Лишняя белка, потому что это дикое животное.
Лишняя собака, потому что у неё нет копыт.
“Подбери признаки”
Задачи:
- Активизация словаря признаков.
- Развитие навыка согласования имен существительных с прилагательными.
- Развитие зрительного восприятия, внимания.
Описание:
На слайде изображение коровы и вопрос “Какая?”, изображение котёнка и вопрос “Какой?”.
Дети рассматривают животных и называют слова-признаки.
“Кто как голос подаёт?”
Задачи:
- Развитие умения правильно образовывать и употреблять слова, обозначающие действия.
- Расширение, уточнение и активизация словарного запаса.
Описание:
На слайде изображения животных. Дети слушают голоса животных и называют слова, обозначающие действия (мычит, ржёт, лает, хрюкает, мяукает, блеет).
“Назови детёнышей”. “Назови семейку”
Задачи:
- Образование слов со значением детёнышей животных.
- Уточнение и активизация словарного запаса.
Описание:
На слайдах изображение взрослых животных. Дети называют их детёнышей. Логопед: “У коровы и быка ...”
Ребёнок: “ Телёнок” И т.д.
На слайде появляется изображение детёныша.
“Кто чем питается?”
Задачи:
- Уточнение и активизация словарного запаса.
- Развитие умение образовывать существительные творительного падежа единственного числа.
Описание:
На слайде изображение животных: коровы, собаки, лошади, кролика.
Появляется изображение корма. Дети говорят, кто этим питается. (Корова питается травой. Лошадь питается овсом. Собака грызёт кость. Кролик питается морковкой.)
“Посчитай”
Задача:
- Практическое усвоение навыка согласования имен существительных с числительными.
Описание:
На слайдах изображения котят и щенков. Дети считают, согласовывая числительные с существительными. (Один щенок, два щенка, ..., ..., пять щенков. Один котёнок, два котёнка, ..., ..., пять котят, ..., семь котят.) Появляются таблички с надписями “ 5 щенков”, “7 котят”.
“Чья морда? Чей хвост? Чьи уши?”
Задачи:
Образование притяжательных прилагательных от названий домашних животных.
Уточнение и активизация словарного запаса.
Описание:
На слайдах изображения животных за заборчиками. Дети угадывают и называют видимые части тела животных, употребляя притяжательные прилагательные. Заборчики исчезают, дети видят изображение всего животного. Появляются таблички: “Коровья морда”, “Лошадиная морда”, “Собачий хвост”, “Кошачий хвост”, “Кроличьи уши”, “Ослиные уши”.
- Умнички!
9. Зрительная гимнастика.
моргают глазами
- «Нарисуй по точкам»
Дети, выберите любое животное и обведите его по точкам.
(раздать листы с заданием и карандаши)
- Итог НОД
Дети, вы меня сегодня очень порадовали. Каждый чем-то отличился. Что вам большего всего запомнилось? Что мы сегодня делали?
Молодцы! Вы много знаете о домашних животных, умеете слушать ответы своих друзей, вы были доброжелательны к друг другу. Поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.
А я вам хочу подарить пальчиковые игрушки, которые я сделала специально для вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию лексика-грамматических средств языка
Животные жарких стран. Конспект занятия в подготовительной группе....
Конспект занятия по развитию лексика-грамматических средств языка
"Животные жарких стран". Подготовительная группа....
Использование метода дидактического синквейна в работе по формированию лексико - грамматических категорий средств языка и связной речи для детей с ОНР
В статье рассказываю о том, как использую метод дидактического синквейна на занятиях. Сложные виды работы по расширению словарного запаса, развитию лексико - грамматических категорий и связной речи пр...
КОНСПЕКТ занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в старшей группе Тема занятия: «Дикие животные»
Цель: развитие лексико-грамматических средств речи.Задачи:1. Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.2. Закреплять практическое употребление в ре...
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в логопедической подготовительной к школе группе по лексической теме: «Овощи. Огород".
используемые современные технологии: проблемно-игровая технология, познавательная технология, здоровьесберегающая технология, мнемотехника.Цель: систематизировать и активизировать словарь детей по лек...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка детей подготовительного к школе возраста с общим недоразвитием речи. Относительные прилагательные. "Поможем Юми спасти урожай".
Цель: Образование относительных прилагательных со значением соотнесённости к продуктам питания (овощи, фрукты)....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических средств языка
Конспект заняти по патриотическому воспитанию...