Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в логопедической подготовительной к школе группе по лексической теме: «Овощи. Огород".
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Михайлова Светлана Леонидовна

используемые современные технологии: проблемно-игровая технология, познавательная технология, здоровьесберегающая технология, мнемотехника.

Цель: систематизировать и активизировать словарь детей по лексической теме «Овощи». Развивать лексико-грамматических компоненты  речи.

Коррекционно-образовательные. Расширение представлений детей об овощах, их внешнем виде, уточнение и активизация  словаря по теме: «Овощи. Огород».

Коррекционно-развивающие. Развивать умение подбирать прилагательные к существительным, составлять описательные рассказы, развивать умение образовывать множественное число существительных в родительном падеже  от единственного числа, умение образовывать относительные прилагательные от существительных,  образовывать   существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами; развивать фонематическое восприятие и слух, логическое мышление, зрительное восприятия,  память. развивать мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать плавный, длительный, глубокий  вдох.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе, дисциплинированности; воспитание любви к природе и бережного к ней отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_1_k_nod_v_podg._gr_ovoshchi.ogorod.docx37.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка в логопедической подготовительной к школе группе по лексической теме «Овощи. Огород».

Цель: систематизировать и активизировать словарь детей по лексической теме «Овощи». Развивать лексико-грамматических компоненты  речи.

Коррекционно-образовательные. Расширение представлений детей об овощах, их внешнем виде, уточнение и активизация  словаря по теме: «Овощи. Огород». 

Коррекционно-развивающие. Развивать умение подбирать прилагательные к существительным, составлять описательные рассказы, развивать умение образовывать множественное число существительных в родительном падеже  от единственного числа, умение образовывать относительные прилагательные от существительных,  образовывать   существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами; развивать фонематическое восприятие и слух, логическое мышление, зрительное восприятия,  память. развивать мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать плавный, длительный, глубокий  вдох.

Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе, дисциплинированности; воспитание любви к природе и бережного к ней отношения.

Оборудование: изображение Чиполлино, небольшой ящичек для овощей,  демонстрационные,  предметные картинки по теме (муляжи овощей), аудиозапись «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П.И. Чайковского, поднос с овощами (лук, чеснок, огурец), мнемотаблица, массажный мяч.

Предварительная  работа:

- Чтение сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино».

Ход занятия:

1. Организационный момент. Введение в тему. Логопед приглашает детей в кабинет, приветствие. 

Л. Ребята, сегодня  у нас гость. А кто он вы узнаете, отгадав загадку:

Многим долго неизвестный, 

Стал он каждому дружком, 

Всем по сказке интересной 

Мальчик-луковка знаком. 

Очень просто, хоть и длинно, 

Он зовется ...  (Чиполлино)

- Молодцы, отгадали. Посмотрите, что он нам принёс (небольшой ящичек, внутри муляжи или предметные картинки овощей)  Хотите узнать, что там внутри? Тогда открываем и  по очереди достаем, что там есть. Дети достают карточки с изображёнными на них овощами или муляжи овощей.

Л.: Покажите,  что вы достали из ящика?  Что это? (Капуста, перец, помидор, картофель, морковь, репа, морковь, тыква баклажан, кабачок).

- Что мы сейчас с вами  произнесли? (овощи, слова)

1. Д/упр. «Раздели слова на слоги!». Дети отхлопывают слоговые структуры слов.

 - А сейчас прохлопаем слова все вместе: по-ми-дор, о-гу-рец, го-рох…так мы делим слова на слоги.

- А из чего состоят слоги?

- Послушайте загадку:

Его не видно, в руки не взять,

Но зато слышно. Что это? (звук)

Много звуков есть на свете:

 Шелест листьев, плеск волны.

 А бывают звуки речи,

 Мы их точно знать должны.

- Вы любите играть в прятки? Звуки тоже любят, только прячутся они в словах. Сегодня мы  с вами будем искать  звук [А]. Приготовились. Слушайте внимательно! Как только услышите в слове звук [А], хлопните в ладоши.

2. Д/упр. «Найди звук[А]».

Слова: лук, кабачок, перец, тыква,  чеснок, капуста, морковь, баклажан, помидор, репа, редис, патиссон, картофель.

Л: Как можно назвать их одним словом? (Овощи)

Л: Чиполлино  рад, что вы знаете столько названий овощей, но ему интересно, а всё ли вы знаете об овощах: какие они, где растут… Расскажем? Покажем?  

А) Мимические упражнение (релаксация)  «Семена» на ковре

Л.: Давайте встанем, выйдем на ковёр и представим, что мы  маленькие семена овощей. Присядьте. Теплое солнышко греет, семена растут, растут все выше, выше… . Медленно поднимаем руки; тянемся к  солнышку. Тянемся-тянемся…. Сильно припекло солнышко, начинают вянуть наши растения… завяли наши растения: уронили  голову, руки, опускаем плечи, присядьте… . Полил дождь, ожили  растения, тянутся к солнышку… (повторить расслабление).

3. Д/игра «Овощи-малыши»        (с мячом)

- Скажите мне пожалуйста, а Чиполлино в сказке взрослый или ребенок?  Какой овощ он напоминает? Как его назвать ласково? (мальчик-луковка, лучок)

- Представьте, что вы сейчас, можете превратить наши обыкновенные овощи в  маленькие овощи-малыши: например, я говорю  чеснок, а вы превращаете его в овощ-малыш - чесночок. Будем играть с мячом, кому кидаю, тот и превращает:

Перец- перчик         тыква – тыковка         капуста – капусточка         огурец – огурчик

Лук – лучок         морковь-морковочка        помидор – помидорчик        свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок        редис- редисочка        баклажан – баклажанчик        горох – горошек;

- Молодцы, Чиполлино очень понравилась игра-превращалка. Он знает много сказочных стран, в одной из них  живут великаны.

4. Д/игра «Овощи  у великанов» (с мячом)

- А как вы думаете, какие овощи растут у великанов? (большие, громадные, гигантские). Правильно у великанов овощи громадные, например, у нас лук, а у великанов  – лучище. Поиграем опять в игру-превращалку?

Л: Я буду бросать мяч, называя обычный овощ, а вы мне обратно – «великанский», большущий овощ.

(огуречище, свёклище, баклажанище, помидорище, чесночище).

- Молодцы, Чиполино доволен, как вы играли,  превращая овощи и в малышей, и в гигантов.

А теперь он хочет проверить, помните ли вы,  как выглядят овощи: какие из них выглядят толстячками,  а какие худышками.

Б) Артикуляционная гимнастика 

- Я буду называть овощи, если это вытянутой формы овощ, то вы втягиваете свои щёчки, а если округлой  – то надуваете щёки.

1. Покажите, как выглядят овощи «толстячки» (помидор, тыква, репа, лук, капуста, свёкла).

2. Превратитесь в овощи «худышки» (огурец, морковь, баклажан, кабачок).

3. А с помощью какого инструмента сажают овощи? Кто знает (лопата). Наш  язычок превратился в «Лопатку»

II.Основная часть.  

Беседа об овощах. Рассматривание предметных картинок с изображениями овощей.

- Скажите,  а Чиполино  пришел к нам из какой сказки?  Кто её написал?

- В какое время года мы собираем урожай овощей? (осенью)

- Как собирают овощи?

- Каждый овощ собирают по – разному.

- Морковку, редиску, репу, свеклу –  как собирают? (выдергивают).

- Огурец, помидор, горох? (снимают).

- Картофель? (выкапывают).

- Капусту, тыкву, кабачок? (срезают).

Чиполлино тоже вырастил урожай, а сейчас хочет собрать его у себя в огороде и зовет нас на помощь. Давайте поможем!

- Встаём со стульев, делаем вместе со мной:

Физпауза «Урожай».

В огород пойдём, урожай соберём.     Идут по кругу, взявшись за руки,

Мы морковки натаскаем                        «Таскают»

И картошки накопаем,                        «Копают»

Срежем мы кочан капусты,                        «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный,           Показывают круг руками три раза.

Щавеля нарвём немножко                        «Рвут»

И вернёмся по дорожке.                       Идут по кругу, взявшись за руки

- А теперь мы  повернулись и на место все вернулись.

В. Дыхательная  гимнастика «Узнай овощ».

- Посмотрите, вот ещё маленький сюрприз приготовил нам  Чиполлино  (показ подноса на котором  в маленьких тарелочках размещены кусочки овощей: лука, чеснока, огурца).

Дети вместе с логопедом рассматривают овощи, называют и нюхают их, запоминая запахи, затем с завязанными глазами узнаёт по запаху овощ. Предварительно логопед напоминает и показывает, как правильно делается длительный вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.

- На запах овощи мы знаем?  А теперь расскажем Чиполлино  какие  овощи по цвету и форме, справимся?

5. Игра «Какой, какая?»  

- Каждый из вас берёт  картинку в руки и рассказывает о том, какой этот овощ  по цвету, форме и кладёт эту  картинку в ящик для овощей (можно использовать вместо карточек муляжи овощей). 

-  Это круглый красный помидор.         Это овальная,  оранжевая морковь.

-  Это круглая   зелёная капуста.                        Это круглая, красная свёкла.

-  Это  овальный зеленый огурец.                        Это овальный фиолетовый баклажан.

-  Это круглый розовый редис.                        Это круглая, оранжевая тыква

-  Это овальный  коричневый картофель                Это круглый жёлтый (фиолетовый) лук

-  Это круглый белый чеснок.                        Это круглая жёлтая репа

-  Это овальный красный (зелёный) перец        Это овальный зелёный кабачок.

- Молодцы. Вот какой урожай вырастил  Чиполлино. Он  благодарит вас за помощь.

6. Игра «Какой овощ убрали с огорода» («Чего не стало?»).  Логопед  помещает на доску картинки.

-  Где растут овощи? (в огороде, на грядках, в теплице, в парнике).

- Сыграем в игру «Какой овощ убрали с огорода»? Посмотрите на картинки. Что на них изображено? Что есть в огороде?

Дети. Баклажан, свекла, помидор, картофель, перец, горох, огурец, репа.

-Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало, какой овощ убрали? Логопед убирает одну из картинок.

- Молодцы! Играем ещё раз, назовите овощи, которые вы видите сейчас.

Дети: лук, чеснок, кабачок, брокколи, редис, капуста, тыква, морковь…

7. Упражнение «Один-много» (с мячом)

- Новая ждёт нас игра, ловить мяч снова пора! Сыграем в игру «Один - много» Все знают правила? Я буду говорить про один овощ, например один помидор  и кидать вам мяч по очереди, а вы мне возвращать мяч уже со словом «много»  помидоров. Начали!

огурец, морковь, свекла, репа, редис, редька, лук, чеснок, баклажан, кабачок, помидор.

- А теперь приготовили ваши руки, смотрим внимательно и повторяем за мной:

Пальчиковая гимнастика. 
1. Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),
Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох! .. (хлопок в ладоши)
2. Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы):
Картошка? Капуста? Морковка?  Горох? Петрушка иль свёкла?
Ох!..(хлопок в ладоши)
3. Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки). 
И ножиком этим крошить начала (загибаем по-очереди пальцы):
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.
Ох!..(хлопок в ладоши)
4. Накрытые крышкой, в душном горшке ( накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак - в ритм стихотворения меняем руки)
Кипели, кипели в крутом кипятке  (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла.
Ох!...(хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох! (гладим себя ладошкой по животу)

- Очень все постарались, вкусный суп сварили!
8. Дидактическая игра “Повар и овощи”
Л.: А теперь из собранного урожая давайте ещё приготовим  что-нибудь вкусное: сделаем из овощей салат. Какой получился салат? (получится овощной салат).
Л.:  Салат из капусты? (капустный).
Л.:  Из свёклы? (свекольный).
Л.:  Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (кабачковая).
Л.:  Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (картофельное).

Л.: А из овощей можно делать соки? (да).

Л.: Как назовём сок из моркови? (морковный).

Л.:  Из свёклы? (свекольный).

Л.: Из помидоров  какой сок? (томатный сок). 
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.

9. Д/упр. «Расскажи». Составление рассказа-описания об овощах с помощью мнемотаблицы – по цепочке 3 р.

— Составлять рассказ будем по цепочке, начиная с .. . (Это — свёкла. Свёкла – это овощ. Свёкла растёт в земле. Свёкла  фиолетовая, круглая. Свёкла твёрдая, сладкая. Свёклу – тушат, варят).

       1. Что это?         (Это помидор)

       2. Обобщающее понятие         (Помидор – это овощ)

       3.  Где растут?         (Помидор растёт на огороде, на грядке, на кустике)

       4.  Цвет.        (Помидор красный)

       5.  Форма.        (Помидор по форме круглый)

       6.  Части         (Помидор покрыт кожицей, а внутри семена.)

       8.  Какой на ощупь?        (Помидор гладкий и мягкий)

       9.  Вкус.        (Помидор на вкус сладкий и сочный)

      10. Запах        (Помидор без запаха)

-  Молодцы! Все справились с заданием.

III. Итог занятия  (оценка работы детей). 

Л. Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? 

- Что мы с вами сегодня собирали? Кому  помогали? Чиполлино очень понравилось, что вы так много знаете об овощах, он обязательно снова зайдёт к нам в гости.

- Какие овощи мы собирали?

- Где растут овощи?

Л. Вы очень хорошо работали. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема" День космонавтики". НОД по развитию лексико-грамматического строя у детей с ОНР, подготовительная к школе группа.

Методическая разработка с применением новых логопедических технологий: интеллектуальная карта, синквейн, метод ассоциативных связей....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»

Логопедическое занятие по развитию речи для детей 5-6 лет с ОНР по теме Овощи. Огород.Задачи:1. Расширять и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.2. Совершенствовать грамматический ст...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи в подготовительной к школе группе «Профессии»

Данное занятие предназначено для детей подготовительной к школе группы.  Так как на сайт не публикуются презентации, тяжелее 3 мб, то здесь представлена презентация в виде pdf файла. Если Вам нуж...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «В гостях у Поварёнка»

Занятие на закрепление умения классифицировать посуду, на совершенствование грамматического строя речи, связной речи....

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»     Подготовила учитель-логопед Кравченко Ю.В...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи у детей логопедической подготовительной к школе группы по лексической теме «Игрушки» описательный рассказ.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи у детей логопедической подготовительной к школе группы  по лексической теме «Игрушки» описательный рассказ....