Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о зиме.

Задачи:

—уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима»;

— развивать память, слуховое и зрительное внимание;

— учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;

— учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.

Оборудование: предметные картинки с изображениями зимы;  картина «Саша и снеговик» ;  песня « про Зиму»; презентация «Зима»; доска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему «Зима»

Развитие речи. Тема: «Зима».

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей о зиме.

Задачи:

—уточнять, расширять и активизировать предметный словарь, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Зима»;

— развивать память, слуховое и зрительное внимание;

— учить детей согласовывать имена существительные с именами прилагательными;

— учить детей составлять короткий рассказ о зиме, используя полученные ранее знания и представления; рассказывать связно, полно и выразительно.

Оборудование: предметные картинки с изображениями зимы;  картина «Саша и снеговик» ;  песня « про Зиму»; презентация «Зима»; доска.

1. Организационный момент.

Дети стоят около воспитателя. Воспитатель просит назвать «зимние» слова (снег, снежинка, зимняя стужа, Дед Мороз, мороз, вьюга, метель и т. д.). Дети по очереди называют эти слова и садятся на свои места.

2. Введение в тему. Беседа.

-Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать? (о зиме)

-Что можно сказать о зиме? (холодная, суровая)

-Какое сейчас время года? (зима)

-Сколько зимних месяцев? (три)

-Какой по счету сейчас зимний месяц? (ответы детей)

-Назовите признаки зимы? (на улице холодно, идет снег, сугробы, новый год)

-Как вы думаете какие изменения происходят в природе зимой? (ответы детей)

-как живут зимой птицы? (зимующие птицы не боятся снега, но в в сильный мороз им бывает холодно, поэтому птицам надо помогать)

-Что происходит с лесными зверями? (ответы детей)

-когда мы идем по снегу, что с ним происходит? (хрустит, скрипит)

3. Отгадывание загадок.

Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадки:

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Ответ детей: Зимой.

С каждым днём все холоднее,

Греет солнце всё слабее,

Всюду снег, как бахрома,

Значит к нам пришла… (Зима)

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал… (Снег)

Кто-то тучу как перину,

Разорвал наполовину

Вниз посыпались пушинки-

Серебристые… (Снежинки)

Наши окна - как картинки

Кто художник невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал… (Мороз)

Воспитатель: Совершенно верно, ребята! Мы сегодня с вами поговорим о самом загадочном времени года – о зиме. Присаживайтесь на свои места

4.Проведение словесно-логических игр.

Игра: «Подбери признак».

Воспитатель:  А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, я буду называть существительное, а вы отвечая на вопрос, «какая» или «какой», будете называть к нему прилагательные. Например: Зима какая? Морозная. Благодаря этому мы с вами узнаем, какая же бывает зима:

Зима (какая?) - …(холодная, снежная).

Снег (какой?) - …(мокрый, холодный, пушистый).

Сосулька (какая?) - …(ледяная, холодная).

Мороз (какой?) - …(холодный, сильный).

Горка (какая?) - …(снежная, ледяная). 

Дорожка изо льда (какая?) - ... (ледяная, скользкая). 

Игра: «Назови ласково».

Лед - …(ледок)

Мороз - …(морозец)

Санки - …(саночки)

Холод - …(холодок)

Метель - …(метелица)

Зима - …(зимушка)

Снег - …(снежок)

Солнце - …(солнышко)

Игра: «Кто больше»

Воспитатель предлагает рассмотреть картину о зиме (пейзажная или сюжетная, например «Саша и снеговик», и назвать предметы и явления, которые обозначаются словами со звуками [с], [с’].

Воспитатель: вспомните слова со звуками [с] - [с’]? J, обозначающие зимние предметы или явления, которых на картинке нет.

Дети называют.

Аналогичные задания даются на звуки [з] - [з’].

Назовите слова, состоящие из двух слогов.

Дети отвечают.

5. Физкультминутка

Мы зимой в снежки играем, мы играем (имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем (шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим (имитация езды на лыжах –руки)

На коньках по льду скользим, мы скользим (плавные движения рук согнутых в локтях)

И Снегурочку мы лепим, лепим (соответствующие движения)

Гостью зиму любим мы, любим мы (развести руки в поклоне и поставить на

пояс)

 6.Работа по презентации «Зима».

(Воспитатель задает детям вопросы, когда ответ получен, воспитатель выставляет соответствующую картинку на доску – зима, снег, голые деревья, животные в норах, радующиеся дети, дети катаются на лыжах и санках).

Воспитатель: Ребята, какое наступило время года?

Дети: Наступила зима.

Воспитатель: Что лежит кругом?

Дети: Кругом лежит белый снег.

Воспитатель: Какие стоят деревья?

Дети: Деревья стоят голые.

Воспитатель: Куда залез медведь?

Дети: Медведь залез в берлогу.

Воспитатель: Кто рад зиме?

Дети: Рады зиме дети.

Воспитатель: Что делают дети зимой?

Дети: Дети катаются на лыжах, санках и снегокатах.

Составление детьми рассказа о «Зиме»

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, а теперь я предлагаю вам самим составить рассказ о зиме, опираясь на картинный план на доске.

Составление несколькими детьми рассказа о «Зиме».

7. Итог занятия.

Воспитатель: Мы сегодня много говорили о зиме. Называли признаки зимы, назовите их? Отгадывали загадки. Читали и пересказывали рассказ про добрую девочку. Вы любите зиму? А за что вы любите зиму?

Дети отвечают.

Воспитатель: Молодцы! Вы все сегодня хорошо постарались!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему "Зима"

Данное занятие является завершающим в разделе лексической темы "Зима". Предполагает обощение всего изученного и выясняет, насколько воспитанниками усвоен програмный материал....

Открытое занятие по развитию речи в средней группе по теме: "Зимующие птицы"

Цель: закреплять знания о зимующих птицах (внешние признаки, особенности жизни в зимних условиях). активизировать словарь по теме.Упражнять в образовании сложных прилдагательных (белогрудка, красногол...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Здравствуй, гостья-зима»!

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Здравствуй, гостья-зима»!...

Конспект Интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе (ТНР) Тема «Зима. Зимующие птицы. Буква К.»

МБДОУ дс № 9 г. БердскУчитель-логопед высшей кувалификационной категории  Аксенова Марина МихайловнаВоспитатель высшей квалификационной категорииЯдрышникова Светлана Юрьевна Конспект Интегри...