Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему "Зимушка - Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Чернышова Виктория Викторовна

Занятие способствует обогащению словарного запаса детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему

«Зимушка – Зима!»

Воспитатель: Чернышова Виктория Викторовна

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, подбирать однокоренные слова; развивать речь детей, соотносить движение с текстом в речевых играх,  обогащать впечатления детей, создавать радостное настроение; воспитывать в детях любовь к окружающему миру, дружеское отношение к сверстникам.

 Оборудование: волшебная коробка, снежинки с загадками, с заданиями, иллюстрации, сундучок с подарками.

Ход занятия

1. Организационный момент (музыка звуки зимнего леса)

Приходит в шубке белой

Красавица-зима,

Ступает королевой,

На шапке — бахрома.

Снежинками украшен

Сверкающий наряд,

Платком она помашет -

Снежинки полетят.

Так щедро посыпает

Поля, сады кругом.

Природа засыпает

Под мягким серебром.

Метелица резвится,

Морозы не страшны.

Деревьям сладко спится

До солнечной весны.

- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?

- Какое сейчас время года?

- Ребята, а  чтобы    красиво  говорить, мы  проведем в  начале  занятия  по речевую разминку – чистоговорку. Она будет  о  зиме:

МА-МА–МА-наступила вновь зима

РА – РА – РА – снежная гора

ИЛИ–ИЛИ–ИЛИ - бабу снежную лепили

ВИК – ВИК – ВИК – получился снеговик

РИ – РИ – РИ  - прилетели снегири

КИ–КИ–КИ-поиграем мы в снежки

РЫ–РЫ–РЫ - катаемся с горы

ТА – ТА – ТА – зимою красота

-Ребята, наша Зимушка-Зима приготовила нам волшебный сундучок, а в нем интересные задания.

- Назовите зимние месяцы. Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная).

-Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)

- Что можно сказать про снег? (снег пушистый, легкий, мягкий.) Снег укрыл всю землю.

-Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

- Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.

- Зима приготовила для вас загадки, выберете себе снежинку, а я прочитаю на ней загадку.

 ( Дети отгадывают загадки).

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

 Знает каждый человек –

Этот пух зовется… (Ответ: Снег)

Все лето стояли

 Зимы ожидали,

Дождались поры,

 Помчались с горы. (Санки)

Змейкой вьются по земле,

 Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это – зимние… (Ответ: Метели)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

 Белые … (Ответ: Снежинки)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

 Радость детям подарила

 И на санках прокатила. (Ответ: Зима)

-У меня есть волшебный снежок: «Снежок зимний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я брошу его, тот должен ответить на мой вопрос.

Игра «Какая бывает зимой погода?»

( холодная, снежная, белая, голодная, ветряная, нарядная, сказочная, морозная, веселая, красивая, злая, суровая…)

- Если идет снег, то погода какая? – снежная;

- если дует ветер, то погода какая? – ветреная;

- если холодно, то погода какая? – холодная;

- если пасмурно, то погода какая? – пасмурная;

- если хмуро, то погода какая? – хмурая;

- если мороз, то погода какая? – морозная;

- если солнечно, то погода какая? – солнечная;

- если ясно, то погода какая? – ясная.

-  Мы сказали о зиме много хороших слов. А давайте вспомним, как описывают зиму в своих произведениях великие русские писатели.

(дети рассказывают стихотворения выученные ранее)

И.Бунин «Первый снег» (Матвей)

Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала, а с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный первым снегом понесло.

-  С.Есенина «Белая береза» (Ваня Ч)

- Молодцы, ребята.

-Задания на снежинках.

1. Игра «Доскажи словечко» (родственные слова)

- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем с этим словом.( читаю стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».)

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег.)

 С неба все скользят пушинки —

 Серебристые ... (Снежинки.)

  На поселки, на лужок,

 Все снижается ... (Снежок.)  

Вот веселье для ребят —

Все сильнее ... (Снегопад.) 

Все бегут вперегонки,

 Все хотят играть в ... (Снежки.)

 Словно в белый пуховик

 Нарядился ... (Снеговик.) 

 Рядом снежная фигурка —

 Эта девочка — ... (Снегурка.) 

 На снегу-то, посмотри —

 С красной грудкой ... (Снегири.)

 Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил ... (Снег.)

-Какие слова вы добавляли? (Ответы детей.)

-На какое слово они все похожи? (Ответы детей.)

 Проводится разминка «Мы идем по снегу в зимний лес».

Вышли мы на улицу, (маршируют)

Снегу намело! (руки вверх, в стороны)

Вот лопаты мы возьмем,

Да и снег весь разгребем (Работают лопатами)

Протопаем дорожку

К самому порожку (топают с продвижением вперед – назад)

Слепим круглые снежки (лепят снежки)

И огромные комки (показывают ком руками).

Мы построим снежный дом (руки над головой – крыша дома)

Дружно жить мы будем в нем (Обнимаются все вместе).

-Ребята, следующее задание которое для нас подготовила Зима – это задания с картинками-карточками о зимних месяцах (картинки на фланелеграфе).

Я буду вызывать за карточкой кого-то из вас, а вы немного расскажете об этом зимнем месяце.

- Ребята, а сейчас мы свами выясним, как же мы произносим слова ласково.

Дидактическая игра «Скажи ласково»

 Снег — снежок, ветер — ветерок , мороз — морозчик,

сугроб —сугробик, холод — холодок , лед — ледок., снеговик- снеговичок.

 (Образование родительного падежа)

-Как называется явление природы, когда падает снег?

 (Снегопад.) А нет чего? СНЕГОПАДА.

Снег. А нет ... (снега).

Вьюга. А нет ... вьюги

Метель. А нет... метели

Сугроб. А нет ... сугроба

Лед. А нет ... льда

- Ребята, как много мы знаем слов о зиме, правда?А, сейчас, Послушайте мой рассказ «Пришла зима».

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Я очень люблю зиму».

-Какие слова помогли мне составить рассказ о зиме? (Снегопад, сугроб, метели, лёд, коньки, санки, строить крепость, игра в снежки.)

-Как называется рассказ?

-Чем зима накрыла землю? (Белым покрывалом – образное выражение.)

-Какие подарки принесла зима людям? (лыжи, санки, коньки).

- Вы ребята – молодцы и Зима вам приготовила сюрприз.

(Раскраски по теме зима)

-Ребята, скажите, пожалуйста,  чему  было  посвящено  наше  занятие  по  развитию  речи?

-Какие  задания вы выполняли?

- Чему  вы  сегодня  научились?

Я  рада  за  вас, вы  умеете  красиво  излагать  свои  мысли  по теме «Зима»

На  этом  наше  занятие  окончено.

Давайте    попрощаемся  с  гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

Цель: формирование у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных. Задачи:- закрепить представлен...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Педагогический замысел :Образовательная область: Речевое развитиеЗадачи:совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме множественного числа родительног...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Зима».

Цель: развитие связной речи.Задачи:- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.- Упражнять детей в согласовании слов в предложении.- Обобщить и систематизировать знания о времени года...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Здравствуй, гостья-зима»!

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Здравствуй, гостья-зима»!...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Зима»

Цель: развитие связной речи.Задачи:- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.- Упражнять детей в согласовании слов в предложении.- Обобщить и систематизировать знания о времени года...