Занятие по обучению грамоте в старшей группе. "Звук А".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цели: дать понятие «Буква», «Звук»; гласный, согласный (твердый, мягкий); умение делить слова на слоги; составлять предложения, опираясь на слова, предложенные воспитателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_a.docx | 26.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по обучению грамоте в старшей группе..
Цели: дать понятие «Буква», «Звук»; гласный, согласный (твердый, мягкий);
умение делить слова на слоги; составлять предложения, опираясь на слова,
предложенные воспитателем.
1. Перед вами дом и этот дом не простой, а волшебный, в нем поселились буквы. У каждой буквы есть свое окошечко, своя квартира.
- На самом верхнем этаже живут очень интересные жильцы: они носят красные кафтаны и красные сарафаны, у них очень громкий голос, они голосистые. Эти жильцы каждое утро просыпаются, открывают настежь свои окошки и начинают громко-прегромко петь. За то, что у этих жильцов громкий голос, их назвали гласными.
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный
2. Немножко ниже этажом живут другие жильцы: они носят синие кафтаны и синие сарафаны. Они немножко обижены на жильцов, живущих этажом выше. Им тоже хочется жить в удобных, светлых и теплых квартирах. И они даже захотели поссориться с красными жильцами и выселить их из их квартир. Но когда их попросили спеть так же громко и долго, как это делали красные жильцы, они не смогли. Оказалось, что они умеют только рычать, мычать, свистеть, шипеть, пыхтеть, сопеть, шуршать и никогда не смогут петь так, как поют гласные.
И синие жильцы согласились с тем, что они должны жить этажом ниже, чем гласные.
За это их назвали согласными.
Согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Ребята, а вы знаете, почему мы говорим иногда «буква», а иногда «звук»? Чем отличаются эти понятия?
- Буква - это то, что мы с вами видим, пишем или читаем (показывает). Вот это все буквы.
- Звук мы произносим.
3.- Я вам загадаю загадку.
Хвост пушистый,
Мех золотистый
В лесу живет
Кур крадет (Лиса).
- Я предлагаю разобрать слово «Лиса»
- Но в начале вспомним, какие бывают звуки?
(Согласные, гласные).
- А какие бывают согласные звуки?
(Твердые, мягкие)
-Какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки?
(Синими).
- Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки?
(Зелеными).
- Какими фишками мы обозначаем гласные звуки?
(красными).
4. Воспит. Посмотрите на картинку. Кто нарисован на картинке? «Лиса»
- Что обозначают клеточки.
- Сколько звуков в слове «Лиса» (Четыре звука).
- Какой первый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (Ль)
- Какой он? (Согласный, мягкий)
- Какой фишкой обозначим? (Зеленой)
- Что мешает во рту, когда мы произносим этот звук (Ль). – Язык.
- Какой второй звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (И)
- Какой он? (Гласный)
- Какой фишкой обозначим? (Красной)
Когда произносим гласный звук (И) , нам что – нибудь мешает? (Нет ничего не мешает).
- А сейчас поищем третий звук. Какой третий звук в слове «Лиса».
Произнесем вместе. (С)
- Какой он? (Согласный, твердый)
- Какой фишкой обозначим? (Синей)
- Что мешает во рту, когда мы произносим звук (С). – язык, зубы.
- Какой четвертый звук в слове «Лиса». Произнесем вместе. (А)
- Какой он? (Гласный)
- Какой фишкой обозначим? (Красной)
Когда произносим гласный звук (А) , нам что – нибудь мешает? (Нет ничего не мешает).
- Сколько звуков в слове «Лиса». (Четыре звука).
- Сколько слогов в слове «Лиса». (Два слога)
- Какой первый слог (ЛИ).
- Какой второй слог (Са).
- Сколько гласных звуков в слове «Лиса» (Два гласных звука). Назовите их. (И, А)
- Сколько согласных звуков в слове «Лиса» (Два согласных звука). Назовите их. (Ль, С)
5 . Физминутка
Я несчастная лиса,
Мне вцепилась в хвост оса,
Я. Бедняжка, так вертелась,
Что на части разлетелась.
Мы тебе, лиса поможем
Мы из букв тебя вновь сложим.
6. - Какое слово мы с вами разобрали? (Лиса).
- Давайте с этим словом составим предложение.
- Из чего состоят предложения? (из слов).
Короткие слова и длинные слова
7. Ребята, я совсем забыла. По дороге в детский сад я встретила почтальона Печкина он дал мне письмо от Незнайки. Что же там, давайте посмотрим.
Незнайка сочинил небольшое стихотворение, но что то он перепутал , нескладно получилось у него стихотворение. Просит помощи. Послушайте, что Незнайка сочинил.
Молоко нальем в батон
По траве ползет бидон
В печке выпекли бутон
А в саду расцвел питон.
- Железный, пустой – бидон
- Ароматный, розовый, нежный – бутон
(Роза (Бутон) –не распустившая Роза.
- Свежий ,ароматный – батон.
- Длинный, пестрый – Питон.
Змея (Питон)
Молоко нальем в бидон.
По траве ползет питон.
В печке выпекли батон.
А в саду расцвел бутон.
8. Перед вами три корзинки. Вам нужно выбрать картинки и распределить по корзинкам.
В желтую корзинку - картинки с одним слогом,
В голубую корзинку - картинки, где есть два слога.
В оранжевую корзинку – картинки, где есть три слога.
Итог. Какое слово разбирали?
С каким словом составляли предложения?
Кому помогли ?.
Конспект логопедического занятия: Звук [а], буква А.
Тема: Звук [а], буква А.
Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:
- давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);
- познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;
- познакомить с отличием звука от буквы;
- учить выделять звук из ряда гласных звуков;
- закрепить знания детей фруктов;
Коррекционно – развивающие:
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную, мелкую моторику;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга.
Демонстрационный материал: кукла, картинка с изображением плачущей девочкой, замок принцессы Гласы, символ звука [а] – красный большой кружок, короткая и длинная полоска, карточка с буквой А.
Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, раздаточные листы с заданиями (из тетради Коноваленко «Пишем и читаем»), красные карандаши.
Ход занятия
I. Вводная часть (Организационный момент)
- Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто назовет фрукт.
Артикуляционная гимнастика.
- А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.
- «Улыбка» – «трубочка»
- «Лопаточка»
- «Иголочка»
- «Лопаточка» – «Иголочка»
- Молодцы. Отложите зеркала в сторону.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня. Она приготовила для вас задание:
Послушайте и назовите первый звук в словах:
автобус, антенна, арбуз, акробат.
- Правильно, слышится звук [а]. Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.
- Посмотрите на картинку: девочка плачет. Какой звук она произносит, когда плачет? (звук [а])
- Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].
2. Уточнение артикуляции звука.
- Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.
- Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.
3. Игра «Поймай звук»
- Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.
4. Игра «Длинный – короткий»
Л.: У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.
5. Пальчиковая гимнастика.
- Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.
Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.
Много нас, Показывают 10 пальцев.
А он один. Показывают один палец.
Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,
Эта долька — для стрижа. начиная с большого на левой руке.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас – беда!!! Сжимают кулаки и прижимают к груди.
Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.
6. Работа на раздаточных листах.
- Ребята, Аня принесла для вас листочки с заданиями. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].
- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].
7. Знакомство с буквой А.
- Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
- Найдите букву А на своем листочке в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
- Потому что звук [а] гласный и обозначаем мы его красным цветом.
- Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.
- Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
- Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.
III. Итог занятия.
- Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? (кукла Аня)
- Назовите первый звук в имени куклы А – а – ани (звук [а])
- Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а].
- А с какой буквой мы познакомились?
- Каким цветом обозначается звук [а]?
- Что понравилось больше всего?
- Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
- Давайте попрощаемся с куклой Аней.
- Наше занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи: дифференцировать этот звук с другими гласным...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Звуки Н-Нь
конспект по обучению граммоте в старшей группе Звуки Н-Нь...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»
Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.
Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Звук, слог, слово, предложение»
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Звук, слог, слово, предложение»...