Формирование образного строя речи дошкольников.
материал по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сычёва Юлия Сергеевна

Целью  работы по формированию образности речи является насыщение, накопление и использование в речи детей различных языковых средств: сравнительных оборотов, фразеологизмов, метких выражений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_obraznoo_stroya_rechi_doshkolnikov.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Журавлик»

Формирование образного строя речи дошкольников.

Воспитатель Сычёва Ю.С.

2016

Формирование образного строя речи дошкольников.

Развитие образной речи, формирование образных средств языка является актуальной проблемой в работе ДОУ.

Задача педагога сделать так , чтобы речь его воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы все дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами.

Воспитание образности речи – процесс длительный и кропотливый, так как образность речи вырабатывается в результате тренировки речевых навыков, сосредоточения внимания на выразительных возможностях языка.
Целью  работы по формированию образности речи является насыщение, накопление и использование в речи детей различных языковых средств: сравнительных оборотов, фразеологизмов, метких выражений.
Задача: научить понимать значение образных выражений из разных литературных жанров, органично и целесообразно использовать их в своей речи: подвести детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.

 Развивая образную связную речь детей, необходимо сочетать  все направления работы над словом – лексическое, грамматическое, фонетическое.

В работе над лексической стороной речи дошкольника делается акцент на понимание смыслового богатства слова и владение запасом грамматических средств, что помогает ребенку чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении, также находить точное по смыслу слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. Именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытие значений многозначного слова, использование синонимов и антонимов) оказывает самое существенное влияние на формирование образности речи детей. Этому способствуют упражнения типа: подбери точные слова-определения, слова-действия, как можно сказать по-другому, придумай слово, найди слова, похожие и противоположные по значению, скажи ласково и т.п.

Очень важен грамматический аспект развития образности, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и выразительно. Важна здесь и роль синонимии грамматических форм и конструкций, их роль в построении связного высказывания.

На связность и выразительность речи ребенка влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи, дыхание. Интонационное оформление высказывания оказывает влияние на эмоциональное состояние слушателя.

Важнейшими источниками развития выразительной детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы. Знакомство дошкольников с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов).

 Среди выразительных средств языка определенное место в работе с дошкольниками занимают фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности. Они придают высказыванию неповторимое своеобразие, особую индивидуальность и могут быть использованы для развития образной речи дошкольников. При этом необходимо соблюдать одно из условий использования фразеологизмов в речи детей дошкольного возраста — осознание значений фразеологизмов и чуткое отношение к слову. Прочитав фразеологизм, нужно предложить ребенку призадуматься над ним, возможно, он откроет в значении фразеологизма нечто совершенно неожиданное. Например: выражение «клевать носом» дети понимают как — «очень хотеть есть, обычно птицы носом клюют». Нужно разъяснить значение выражения «клевать носом»: выражение возникло на основе сходства клюющей птицы и человека, задремавшего в сидячем положении. Это значит, клонить голову, очень хотеть спать.

В ходе ознакомления детей с пословицами, поговорками и загадками дети учаться овладевать выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами).

Основной формой работы являются игровые упражнения:

-«Скажи по-другому, по-сказочному»,

-«Кто на кого похож», «Что на что похоже?»

-«Распутай пословицу»,

-«Какая пословица здесь спряталась?»,

-«Добавь слово»,

-«Назови одним словом»,

-«Кто больше скажет?».

Эффективный прием в усвоении детьми и в умении передавать особенности языковых средств – драматизация и инсценирование.
Ребенок постепенно занимает позицию импровизатора в предлагаемой театрализации, инсценировании. Ему предоставляется свобода в выборе действий и выражений.

Как уже отмечалось,задачи развития образности речи решаются при ознакомлении детей с художественной литературой и произведениями изобразительного искусства разных жанров.

Для непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой отбираются произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения). Известно, что чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки, стихи оказывают свое влияние на язык ребенка. Эти литературные произведения необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, сравнениями, метафорами, словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

После чтения произведений дети отвечают на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, обращают внимание на необычные слова, сказанные персонажами. Такая работа позволяет детям успешно выполнять творческие задания, целью которых является:

-выделение образных слов и выражений, встречающихся в тексте, понимание и объяснение их значения;

-придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;

-соединение сюжетов произведений разных жанров;

-подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;

-драматизация наиболее интересных отрывков произведений;

-соотнесение содержания текста с  музыкальным произведением, с пословицей, которые могут усилить понимание сюжета литературного произведения.

-перенесение разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.

Эффективно в развитии образной речи ознакомление с разными жанрами живописи, что позволяет детям в линиях, красках, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Это развивает у детей интерес к произведениям искусства, они могут охарактеризовать героев, дать название картинам. В обучение включаются упражнения на развитие умения видеть и  понимать художественный образ произведения живописи, высказываться на тему картины, видеть в ней главное.

Обогащает речь детей работа с картиной: рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта и портрета, восприятие живописи в сочетании с музыкой и художественным словом, выставки картин.

Таким образом, взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональное впечатление детей, развивает их чувства и образную речь. В высказываниях детей появляется структура, содержатся разнообразные средства выразительности. Ребята учатся составлять рассказ или сказку на тему, изображенную на картине, замечают настроение художника, переданные им чувства, соотносят содержание картины с литературными или музыкальными произведениями, выражая свои впечатления ярко и образно.

 В своей работе особое внимание я уделяю сказке. Использую такую нетрадиционную форму как моделирование сказок. Ребенок выступает в роли активного участника , а не просто слушателя. Сущность этого метода заключается в том, что детям не дается готовая информация, а наоборот ребенок ставится в такую ситуацию, в которой он решает проблему, задачу, делает открытие. Метод моделирования учит детей использовать различного рода условные заместители (модели) для интерпретации сказок.

Актуальность использования  моделирования в работе со сказкой заключается в следующем: в век глобальной компьютеризации наши дети перестали фантазировать, размышлять. Информация дается в большом объеме и готовом виде. Моделирование вовлечет ребенка в творческий процесс, поможет его речевому развитию, мышлению.

 Формирование образной речи – это яркое общение с детьми через мелодичное звучание художественного слова в малых фольклорных формах, это настроение затейливости в театральных и речевых играх, в работе со сказкой.
Эти формы эмоционального общения и контакта с педагогом и друг с другом пробуждают ритмичность, богатство языка, выразительность средств, образности речи и интерес к художественному слову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема анализа занятий «Формирование грамматического строя речи дошкольников»

Схема анализа занятий «Формирование грамматического строя речи дошкольников»...

Передовой опыт работы на тему : «Дидактическая игра, как средство формирования грамматического строя речи дошкольников».

Данная работа посвящена развитию и формированию грамматического строя языка посредством дидактических игр.Дидактические игры- эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря...

Занятие по формированию грамматического строя речи дошкольников. Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными.

Занятие по формированию грамматического строя речи дошкольников.Тема: Согласование местоимений мой, моя с существительными....

«Формирование грамматического строя речи дошкольников»

Формирование грамматического строя речи дошкольника:некоторые итоги исследований  Исследования отечественных и зарубежных психологов (Н. Хомский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж. Брунер, К. Кэзден, ...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Дидактическая игра по формированию грамматического строя речи дошкольников Тouch box

Цель: формирование грамматического строя у дошкольников 4 – 7 лет.Задачи:Обучение и закрепление навыков образования относительных прилагательных.Согласование существительных с числительными.Разв...