«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка» (с использованием ИКТ)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Пяткина Ирина Владимировна

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                             детский сад 11 «Березка»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию

Развитие речи в группе компенсирующей направленности дошкольного возраста  6 -7 лет с ОНР

На тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка»

Тип занятия: Обучающее

Программа: От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3- е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. - 368 с.

                                                                             

                                                                              Работу выполнила воспитатель:

                                                                              Пяткина И.В.

Кулебаки                                                                                           2017 г.

Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных  картинок «Разбитая чашка»

Задачи:

Обучающие:

- Продолжать учить детей составлять коллективный рассказ по серии сюжетных картинок,

- Соблюдать структуру повествования, сочетая описание и рассуждение.

Развивающие:

- Развивать умение детей грамматически правильно строить предложения.

- Закреплять названия посуды.

- Развивать внимание, логическое мышление.

- Формировать положительное эмоциональное настроение

Воспитательные:

- Воспитывать нравственные отношения к окружающим.

Словарная работа: Кофейник, молочник, сахарница, конфетница, сухарница, хлебница, масленка, солонка.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: письмо, 6 цветных карточек среднего размера, наборное полотно, интерактивная доска, презентация.

Методы:

- Игровые

- Словестные

- Практические

- Наглядные

Приемы:

- Привлечение и сосредоточение внимания;

- Активизация самостоятельного мышления;

- Обеспечение эмоционального мышления;

Форма проведения занятия: фронтальная, индивидуальная.

Предварительная работа:

- Беседа «Как бы поступил я»,

- Беседа «К чему приводит ложь»,

- Беседа «Наши поступки».

- Дидактическая игра «Какая посуда бывает»,

- Дидактическая игра «Что для чего?»,

- Дидактическая игра «Скажи наоборот»,

- Дидактическая игра «Что лишнее».

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

(Дети садятся на стульчики полукругом. В это время раздается стук в дверь, входит почтальон и вручает письмо, воспитатель благодарит почтальона, и он уходит.)

Вводная часть (мотивационный этап)

Воспитатель: Ребята – это письмо от Незнайки, давайте посмотрим что он нам пишет. Он пошел в школу и ему задали задание составить рассказ по  картинкам, но у него ничего не получается и он просит помощи у ребят.

(Воспитатель достает из конверта карточки и выставляет на наборное полотно не по порядку.)

Основная часть (содержательный, деятельностный этап).

Воспитатель:  Внимательно посмотрите на картинки. Связанны ли они общим содержанием?

Дети: Да

Воспитатель:  Почему вы так думаете?

Дети: На всех картинках одни и те же герои.

Воспитатель: Давайте расставим картинки правильно, подумайте, какая картинка должна быть первой?  Почему? Какая второй, третьей, четвертой, пятой, шестой. Молодцы, ребята.  Давайте мальчику дадим  имя, а собаке  кличку. Мальчика назовем Вовой, а собаку Тузиком.

(От наборного полотна переходим к интерактивной доске, на которой появляется первая картинка)

                        Первая картинка

Беседа по картинкам:

Воспитатель: Что изображено на первой картинке

Дети: собака лежит на коврике, мальчик уронил чашку

Воспитатель: Какое выражение лица у мальчика?  

Дети: Испуганное

Воспитатель: Почему испугался мальчик?  

Дети: Мама будет ругаться

                Появляется вторая картинка

Воспитатель: Что случилось с чашкой

Дети: Чашка разбилась

Воспитатель: Что спросила мама?  

Дети: Кто разбил чашку

Воспитатель: Что ответил мальчик?  

Дети: Чашку разбила собака

Воспитатель: Хорошо ли поступил  мальчик?  

Дети: Плохо, он обманул маму

              Появляется третья картинка

Воспитатель: Что сделала мама?  

Дети: Мама выгнала собаку на улицу

              Появляется четвертая картинка

Воспитатель: Какое время года?  

Дети:  Зима

Воспитатель: Что делает собака?

Дети: Просится в дом

Воспитатель: Почему?

Дети: На улице холодно

              Появляется пятая картинка

Воспитатель: Что делает собака?  

Дети: Сидит под окном

Воспитатель: Какое у нее настроение?

Дети: Грустное

Воспитатель: Что делает мальчик?  

Дети: Сидит у окна и смотрит на собаку

Воспитатель: Какое настроение у мальчика?  

Дети: Грустное, ему стало жалко собаку

             Появляется шестая картинка

Воспитатель: Что сделал мальчик?  

Дети: Признался во всем маме

Воспитатель: Что теперь  можно сказать  о его поступке?  

Дети: Он поступил хорошо, потому что во всем признался

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами все вместе попробуем  составить весь рассказ, который я чуть позже запишу и мы отправим его Незнайке.

                                           Совместный рассказ:

«Тузик лежал на коврике. Вова нес чашку, нечаянно уронил ее и она разбилась. Он очень испугался, что мама будет ругать. Когда мама пришла в комнату и спросила, кто разбил чашку Вова струсил и свалил вину на Тузика. Маме ничего не оставалось делать, как прогнать Тузика на улицу. Была зима. Тузику было холодно на улице, он просился, чтобы его пустили в дом. Грустный Тузик сидел под окном на снегу и не понимал, за что его прогнали. Вова смотрел в окно на  Тузика и ему стало жалко, и стыдно за свой поступок. Ведь так не поступают со своим друзьями. Вова пришел к маме и честно признался, что это он разбил чашку и Тузик не виноват. Мама очень обрадовалась этому и простила его»

Воспитатель: Вы молодцы, составили интересный рассказ. Я думаю, Незнайке он очень понравится. Ну, а теперь предлагаю  нам немного размяться.

                             Физкультминутка: «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник (дети надувают животики)

Очень важный, как начальник (ставят одну руку на пояс, другую изогнули , как носик)

Вот фарфоровые чашки: очень хрупкие  бедняжки (приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца: только стукни – разобьются (кружатся, рисуя руками круги)

Вот серебряные ложки: голова на тонкой ножке (потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос: он посуду нам принес  (наклоняются вперед, руки вперед, как  будто держат поднос)

                                           Игры на интерактивной доске

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь я предлагаю поиграть в  игру:  «Где, какой продукт живет?». На экране будут появляться картинки продуктов, а вы будете называть посуду, где они живут.

       Кофе – кофейник

       Молоко – молочник

       Сахар – сахарница

       Конфеты – конфетница

       Сухари – сухарница

       Хлеб – хлебница

       Масло – масленка

       Соль – солонка

                 Пальчиковая гимнастика: Мы посуду перемыли

Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашка, ковшик, ложка и большая поварешка.

(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили, ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился, ложку мы чуть – чуть сломали,

(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца)

Так мы маме помогали (удар кулачками друг о друга)

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте еще с вами поиграем.                                  «Скажи наоборот» 

Сковородка тяжелая,                 а сухарница легкая

Кастрюля большая,                    а блюдце маленькое

Кувшин высокий,                       а чашка низкая

Блюдце мелкое,                         а миска глубокая

                                 

Воспитатель: А теперь ребята поиграем в игру «Что лишнее и почему», нужно выйти к интерактивной доске  убрать  лишний предмет  и аргументировать  свой выбор.

Воспитатель:

Молодцы, ребята хорошо справились с заданием.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Воспитатель: Ребята давайте вспомним от кого мы получили письмо? О чем он нас просил?

Дети: От Незнайки, он просил помочь составить рассказ.

И мы  составили для Незнайки рассказ по картинкам. А еще играли в игры «Где, какой продукт живет?» Узнали новые слова. Играли  « Скажи наоборот»  называли слова на оборот. Играли с игру «Что лишнее», выбирали и называли лишние предметы.

Воспитатель: Молодцы! Вы меня очень порадовали своими знаниями.

 

                                Приложение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Назови посуду, в которой хранятся и подаются к столу продукты КОФЕ КОФЕЙНИК МОЛОКО МОЛОЧНИК

Слайд 3

Назови посуду, в которой хранятся и подаются к столу продукты САХАР САХАРНИЦА КОНФЕТЫ КОНФЕТНИЦА

Слайд 4

Назови посуду, в которой хранятся и подаются к столу продукты СУХАРИ СУХАРНИЦА ХЛЕБ ХЛЕБНИЦА

Слайд 5

Назови посуду, в которой хранятся и подаются к столу продукты МАСЛО МАСЛЁНКА СОЛЬ СОЛОНКА

Слайд 6

Назови посуду, в которой хранятся и подаются к столу продукты СУП СУПНИЦА

Слайд 7

Упражнение «Скажи наоборот» тяжёлая, а Сковорода тяжёлая, а сухарница лёгкая. большая, а маленькое лёгкая Кастрюля большая, блюдце маленькое.

Слайд 8

Упражнение «Скажи наоборот» высокий, а Кувшин высокий, а чашка низкая мелкое, а глубокая низкая Блюдце мелкое, а миска глубокая.

Слайд 9

Что лишнее и почему? САЛФЕТКИ

Слайд 10

Что лишнее и почему ? ТАРЕЛКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

В статье размещены методические рекомендации, по обучению детей с О.Н.Р....

Мастер-класс по теме: «Развитие связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Связная речь - это один из показателей развития ребенка. Как правильно составить занятие по формированию связной речи? С чего начать? Ответы на эти вопросы вы получите познакомившись с моим мастер-кла...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

Занятие:«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».

Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы, подбирать имена прилагательные к именам существительным, образовывать имена прилагательные от глаголов, использовать сре...

Методическая разработка конспекта ООД «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Подарок» с использованием ИКТ»

Развития связной речи у дошкольников через составление рассказа по серии сюжетных картинок с применением ИКТ...

Конспект по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».

Цель. Коррекционно-обучающие:·                    Учить детей составлять рассказ по серии сюж...