Конспект занятия по составлению рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель занятия: сформировать понятие о нравственной ценности "совесть" и "раскаяние", "правда" и "ложь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по составлению рассказа по серии сюжетных картин "Разбитая чашка" | 24.45 КБ |
серия сюжетных картин | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию связной речи
для детей старшей группы по теме:
«Составление рассказа по серии сюжетных картинок
«Разбитая чашка»
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории:
Каплан Екатерина
Валерьевна
Рязань, 2024 год
Цель занятия: сформировать понятие о нравственной ценности «совесть» и «раскаяние», «правда» и «ложь».
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы полным предложением,
- Учить подбирать имена прилагательные к именам существительным, образовывать имена прилагательные от глаголов,
- Обогащать словарь образными выражениями языка.
- Учить произносить предложения с вопросительной интонацией.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать память, внимание, логическое мышление,
- Совершенствовать диалогическую форму речи.
- Развивать умение поддерживать беседу.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать честность.
- Развивать способность анализировать действия, поступки людей.
- Воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку.
Оборудование. Серия сюжетных картинок «Разбитая чашка», чашка, мяч, фишки. Серия сюжетных картинок «Разбитая чашка».
Картинка №1 – Мальчик выронил чашку, собака лежит на коврике.
Картинка №2 – Мама показывает на осколки чашки, спрашивает сына: «Кто разбил чашку?», сын показывает пальцем на собаку.
Картинка №3 – Мама выгоняет собаку на улицу. На улице зима, лежит снег, холодно.
Картинка №4 – Собака царапает лапами дверь, просится домой.
Картинка №5 – Собака сидит под окном, мальчик смотрит на нее из окна.
Картинка №6 – Сын подходит к маме и признается в том, что это он разбил любимую мамину чашку.
Герой Незнайка, коробка, фарфоровая чашка, мяч, экран и проектор, атрибуты для игры-драматизации, фартук, веник, маска-шапочка собачки, пластиковая чашка, диафильм по произведению В. Осеевой «Почему?».
Предварительная работа: беседы, разучивание пословиц о правде и лжи
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»
Ход занятия:
- Организационный момент
Дети заходят в группу, встают полукругом на ковре.
-Здравствуйте, ребята! Какой сегодня замечательный день! Улыбнитесь, пожалуйста, мне и друг другу. А теперь закройте глаза и возьмитесь за руки, сейчас мы передадим по кругу свое хорошее настроение. А теперь открыли все глаза, улыбнулись друг другу
- Сегодня мы с вами побеседуем о правде и лжи.
-Какие пословицы и поговорки о правде и лжи вы знаете?
«Правда в огне не горит и в воде не тонет»,
«Ложь света боится»,
«Ложь человека не красит».
2. Мотивационный этап
-Ребята, к нам в детский сад сегодня пришел Незнайка и принес с собой коробку. Вы хотите узнать, что в ней находится? Давайте посмотрим, что в ней! (в коробке лежит красивая фарфоровая чашка и записка). Дети с логопедом рассматривают чашку. Дети описывают чашку, подбирая имена прилагательные к слову «чашка»: чашка (какая?) – хрупкая, красивая, новая, большая, широкая, тяжелая, белая, скользкая. Логопед читает записку: «Дети, я хочу попросить вас о помощи. С одним моим другом случилась неприятная история и он не знает, как правильно поступить. Помогите мне ему объяснить его поступок!
-Ребята, Незнайка оставил еще в коробке картинки-подсказки, они нам смогут помочь разобраться в ситуации и найти ответ)
- Вы согласны помочь Незнайке?
- Что для этого надо сделать? (Нам нужно расставить картинки по порядку и догадаться, что произошло с его другом, рассмотреть каждую картинку, составить рассказ по всем картинкам) и придумать название.
Дети садятся на стульчики полукругом напротив магнитной доски.
- Основной этап
Рассматривание картинок, ответы на вопросы.
Логопед выставляет пять картинок на магнитной доске вперемешку, не по порядку. Шестую картинку логопед не показывает детям, под номером шесть карточка со знаком вопроса.
- Ребята, внимательно посмотрите на картинки. Как вы думаете, связаны ли эти картинки чем то общим? (да).
- Почему вы так думаете? (На всех картинках изображены одни и те же герои).
-Как вы думаете, какая картинка должна быть первой? Какая второй, третьей, четвертой, пятой? Дети выходят к доске по очереди и расставляют картинки в правильной последовательности.
Беседа по картинкам:
- Рассмотрите первую картинку.
- Кто на ней изображен? (Собака и мальчик) Придумайте имя мальчика. придумайте кличку собаке. (Бобик, Дружок или др.)
-Что случилось с чашкой? (Мальчик выронил чашку)
-Что делала собака? (Собака спала на коврике)
- Какое выражение лица у мальчика? (испуганное). Изобразите эмоции мальчика. Выберите подходящую пиктограмму.
-Почему испугался мальчик? (Мальчик испугался, что мама его отругает)
- Как выдумаете, чья это была чашка? (Это была любимая мамина чашка)
- Рассмотрите вторую картинку.
-Кто нарисован на второй картинке?
-Что лежит на полу? (На полу лежит разбитая чашка)
Объяснение значения слова «осколки».
- Когда чашка разбилась, она распалась на мелкие острые кусочки. Такие кусочки разбитых предметов называются осколки. Они имеют острые края. Если неаккуратно взять осколки в руки, можно порезаться. Дети повторяют слово «осколки», отхлопывая его ритм.
- Что увидела мама на полу? (Мама увидела осколки чашки.)
-Как вы думаете, о чём спросила мама мальчика? (Кто разбил чашку?)
-Что он ответил? (Чашку разбила собака.)
-Хорошо ли поступил мальчик? (Мальчик поступил плохо. Он обманул маму и сказал неправду. Дима свою вину свалил на собаку)
-Рассмотрите третью картинку.
-Скажите, как мама поступила с песиком? (Мама выгнала собаку на улицу)
-Что испытывает собака? Почему собака поджала хвост? (Ей грустно)
Какая погода стояла на улице? (Погода была морозная, холодная)
Кто нарисован на четвертой картинке? .
-Какое время года? Как вы это поняли? (На улице зима, идет снег.)
-Что делает собака? (Собака просится в дом, лает и царапает дверь лапками)
-Почему собака просится в дом? (Потому что на улице холодно. Потому что собака скучает по своему другу)
Рассмотрите пятую картинку.
-Что делает собака? (Бобик сидит под окном, опустив голову)
-Какое настроение у Бобика? (Печальное, грустное)
-Что делает Дима? (Дима сидит у окна и смотрит на собаку)
-Какое настроение у мальчика? (грустное, ему стало жалко собаку. Диме стало стыдно.)
Логопед предлагает детям подумать и догадаться, что может быть изображено на шестой картинке.
-Как Дима должен поступить в этой ситуации, чтобы мама разрешила впустить собаку в дом? (Ему нужно признался во всем маме и рассказать правду.)
Логопед выставляет шестую картинку.
-Рассмотрите шестую картинку.
- Кто пришел к маме? Для чего сын пришел к маме? Что теперь можно сказать о его поступке? (Он поступил хорошо, потому что во всем признался)
-Как можно назвать рассказ? Логопед выслушивает разные варианты названий и выбирают подходящее название (например, «Разбита чашка»)
Затем дети подходят к экрану, на слайдах постепенно появляются картинки в нужной последовательности.
Составление рассказов детьми.
-Ребята, а сейчас мы с вами попробуем составить весь рассказ по цепочке и запишем на диктофон наш рассказ для Незнайки, чтобы потом ему отправить.
Составление рассказов детьми по очереди, стоя у экрана или с места.
Логопед оценивает рассказ каждого ребенка
— Вы молодцы, составили интересный рассказ! Мы его послушаем и отправим Незнайке, чтобы он смог объяснить своему другу его поступок.
-Правильно ли сделал Дима, когда сказал, что это Бобик разбил чашку? Почему он так поступил? --Что почувствовала мама, когда узнала, что собака разбила чашку?
-Как вы думаете, Бобик понял, за что его наказали?
-Что он чувствовал, когда сидел под окном? Что почувствовал Дима, когда выглянул в окно?
Это хорошо – обманывать?
-Как бы вы поступили на месте мальчика?
-Как бы вы поступили на месте мамы?
-Молодцы, ребята!
- Теперь предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в мяч. Встаньте полукругом на ковре.
Образование имен прилагательных от наречий, глаголов, подбор имен прилагательных к именам существительным.
- Сейчас мы расскажем, какими были мама, Дима, Бобик – герои нашего рассказа.
Дидактическая игра с мячом «Подскажи словечко».
Дети повторяют названия качеств человека, затем образовывают их самостоятельно.
Логопед бросает мяч, говорит: «Мама поступила справедливо, значит, она какая?»
Ребенок отвечает: «Справедливая».
Дима побоялся сказать правду. Он был трусливым.
Аналогично дети образуют прилагательные: грустный, смелый, честный, правдивый, сердитая, добрая, веселая, довольная, печальная, расстроенная.
Игра-драматизация. Составление диалога мамы и сына, отработка вопросительной интонации.
- Что спросила мама, когда увидела осколки чашки? (Кто разбил чашку?)
- Послушайте, как можно задать этот вопрос. Определите, когда я скажу строго, удивленно, грозно.
Логопед произносит вопрос по-разному, дети определяют как он произнесен.
- Попробуйте сами произнести вопрос мамы с разной интонацией.
- Подумайте, что сказал сын, когда пришел к маме? Что ответила мама?
Логопед предлагает желающим детям разыграть эту сценку. Выбираются герои на роль мамы, сына и собаки. Дети надевают элементы костюма, подбирают реплики, разыгрывают диалог мамы и сына.
- Итог занятия:
— О чём мы сегодня говорили на занятии? От кого мы получили посылку и письмо? О чем нас просил Незнайка?
Про кого составляли рассказ?
Что вам больше всего запомнилось?
Что вам больше всего понравилось делать?
-Молодцы, ребята! Мы помогли Незнайке и поняли сами, что за свои поступки каждый должен отвечать самостоятельно, а не перекладывать свою вину на другого. Каждый день мы с вами совершаем разные поступки. Всегда при этом приходится выбирать, как поступить в той или иной ситуации.
-Послушайте и запомните правило нашей группы:
Правду будем говорить,
с правдой будем мы дружить,
никогда не надо лгать,
каждый должен это знать.
Вы согласны со мной? Тогда давайте выучим это правило. (дети повторяют хором).
-Не забудьте дома рассказать историю о мальчике и разбитой чашке своим родителям, сестренкам и братишкам.
-Сегодня вечером я предлагаю вам посмотреть интересный диафильм по рассказу Валентины Осеевой «Почему?»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год»
Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по...
План-конспект занятия по составлению рассказа по серии сюжетных картин в подготовительной группе для детей с ОНР.
План-конспект занятия по составлению рассказа по серии сюжетных картин в подготовительной группе для детей с ОНР....
«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка» (с использованием ИКТ)
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию...
Занятие:«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».
Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы, подбирать имена прилагательные к именам существительным, образовывать имена прилагательные от глаголов, использовать сре...
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе . Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»
Закрепить умение целенаправленного восприятия наглядного содержания картин, анализа изображенной ситуации....
Конспект занятия на тему "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Как Мишка варежку потерял""
Конспект занятия по составлению рассказа по серии сюжетных картинок...
Конспект по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».
Цель. Коррекционно-обучающие:· Учить детей составлять рассказ по серии сюж...