Конспект по развитию речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пиксаева Наталья Валентиновна

Цель.

 

Коррекционно-обучающие:

·                    Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы,

·                    Учить  подбирать имена прилагательные к именам существительным, образовывать имена прилагательные от глаголов,

·                    Учить составлять предложения с предлогами,

·                    Учить произносить предложения с вопросительной интонацией.

Коррекционно-развивающие:

·                    Развивать память, внимание, логическое мышление,

Коррекционно-воспитательные:

·                    Воспитывать честность.

Оборудование. Серия сюжетных картинок «Разбитая чашка», чашка, мяч, фишки. Серия сюжетных картинок «Разбитая чашка».
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».

Цель.

Коррекционно-обучающие:

  • Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы,
  • Учить  подбирать имена прилагательные к именам существительным, образовывать имена прилагательные от глаголов,
  • Учить составлять предложения с предлогами,
  • Учить произносить предложения с вопросительной интонацией.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать память, внимание, логическое мышление,

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать честность.

Оборудование. Серия сюжетных картинок «Разбитая чашка», чашка, мяч, фишки. Серия сюжетных картинок «Разбитая чашка».
Картинка №1 – Мальчик выронил чашку, собака лежит на коврике.
Картинка №2 – Мама показывает на осколки чашки, спрашивает: «Кто разбил чашку?», сын показывает на собаку.
Картинка №3 – Мама выгоняет собаку на улицу. На улице зима, лежит снег, холодно.
Картинка №4 – Собака царапает лапами дверь, просится домой.
Картинка №5 – Собака сидит под окном, мальчик смотрит на нее из окна.
Картинка №6 – Сын подходит к маме и рассказывает о том, что это он разбил чашку.

                                                       Ход занятия.

Этап

Содержание

I.

Психогимнастика «Мое настроение».
- Покажите, как вы обрадовались, испугались, обиделись, расстроились, успокоились.

II.

2.Сообщение темы.
- Сегодня мы с вами поговорим о правде и лжи. Скажите, а чем правда лучше лжи? Дети объясняют пословицы и поговорки:
«Правда в огне не горит и в воде не тонет»,
«Правда светлее солнца»,
«Ложь света боится»,
«Ложь человека не красит».
Логопед показывает детям красивую чашку.
- Посмотрите, какая чашка появилась у нас в группе. Она поможет нам понять, чем правда лучше лжи. Расскажите, какая она.
Дети описывают чашку, подбирая имена прилагательные к слову «чашка»:
чашка (какая?) – хрупкая, красивая, новая, большая, широкая, тяжелая, белая, скользкая.
- С одной из подружек этой красивой хрупкой чашки произошла удивительная история. Давайте с ней познакомимся.
3. Работа над рассказом.
1.Рассмаривание картинок, ответы на вопросы.
1. Кто нарисован на первой картинке? Придумайте, как зовут мальчика, собаку. Что случилось с чашкой?
2. Кто нарисован на второй картинке? Что лежит на полу? Как вы думаете, о чём спросила мама мальчика? Что он ответил?
3. Посмотрите на третью картинку, скажите, как мама поступила с Бобиком? Какая погода стояла на улице?
4. Кто нарисован на четвертой картинке? Что делает собака?
5. Рассмотрите пятую картинку, где сидит собака? Кто выглядывает в окно?
6. Посмотрите на шестую картинку, кто пришел к маме? Для чего сын пришел к маме?
Логопед смешивает картинки, предлагает детям расставить их в правильном порядке. Дети расставляют картинки, затем отвечают на проблемные вопросы.
Правильно ли сделал Дима, когда сказал, что это Бобик разбил чашку? Почему он так поступил? Что почувствовала мама, когда узнала, что собака разбила чашку? Бобик понял, за что его наказали? Что он чувствовал, когда сидел под окном? Что почувствовал Дима, когда выглянул в окно? Это хорошо – обманывать?
2.Составление предложений, использование средств межфразовой связи.
- Как можно назвать мальчика? (Дима, сын, он, мальчик)
- Как можно назвать собаку? (Бобик, пес, он, собака, верный друг).
Дидактическое упражнение «Замени слово».
Дети повторяют предложения «Дима выглянул в окно», «Бобик сидит под окном», заменяя слова «
Дима», «Бобик».
3.Объяснение значения слова «осколки».
- Когда чашка разбилась, она распалась на мелкие острые кусочки. Кусочки разбитых предметов, которые сделаны из стекла, фарфора, глины называются осколки. Они имеют острые края. Если неаккуратно взять осколки в руки, можно порезаться. Не берите осколки в руки. Если вы разбили какой-то стеклянный или глиняный предмет, позовите взрослых, они помогут убрать осколки.
Дети повторяют слово «осколки», отхлопывая его ритм.
- Что увидела мама на полу? (Мама увидела осколки чашки.)
4.Образование имен прилагательных от наречий, глаголов, подбор имен прилагательных к именам существительным.
- Сейчас мы расскажем, какими были мама, Дима, Бобик – герои нашего рассказа.
Дима побоялся сказать правду. Он был трусливым.
Аналогично логопед объясняет значения слов: грустный, смелый, честный, правдивый, сердитая, справедливая, добрая, грустная, веселая, довольная, печальная, расстроенная.
Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Дети повторяют названия качеств человека, затем образовывают их самостоятельно.
Логопед бросает мяч, говорит: «Мама поступила справедливо, значит, она какая?»
Ребенок отвечает: «Справедливая».
5.Составление диалога мамы и сына, отработка вопросительной интонации.
- Что спросила мама, когда увидела осколки чашки? (Кто разбил чашку?)
- Послушайте, как можно задать этот вопрос. Определите, когда я скажу строго, удивленно, весело, грозно.

Логопед произносит вопрос по-разному, дети определяют как он произнесен.
- Попробуйте сами произнести вопрос мамы строго, удивленно, весело, грозно.
- Подумайте, что сказал сын, когда пришел к маме? Что ответила мама?
Дети подбирают реплики, разыгрывают диалог мамы и сына.
6.Развитие общей моторики.
- Как вы думаете, Бобик простил Диму? (Да.)
- Давайте поиграем так, как это делает Бобик, когда у него хорошее настроение.

Бобик
Вот он крутится волчком.
Бобик, Бобик, хвост крючком.
Вот летит во весь опор,
То на речку, то во двор.
То дежурит у ворот –
Словом дел невпроворот. (По А. Прокофьеву.)

Дети выполняют движения соответственно текста.
7.Составление плана рассказывания, подбор названия рассказа.
Дети придумывают название рассказу. Логопед напоминает детям последовательность событий в рассказе.
8.Составление рассказов детьми.
Дети составляют рассказ.
Логопед предлагает детям рассказывать индивидуально, парами, по цепочке.
Логопед оценивает рассказ каждого ребенка.

III.

- Молодцы, ребята. У вас получились хорошие рассказы. Я надеюсь, вы поняли, почему правда лучше лжи.


https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/01ec/0007a30b-d81ae93e/hello_html_17ab0504.jpghttps://i0.wp.com/ds03.infourok.ru/uploads/ex/03d5/0005477c-45ea7478/hello_html_m7670a218.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и еж"

Занятие для старшей группы.Составление детьми рассказа по  картинкам. P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка» (с использованием ИКТ)

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию...

Конспект НОД по развитию речи составление рассказа по серии сюжетных картин "Собака - санитар" в подготовительной к школе группе

Конспект НОД по развитию речи составление рассказа по серии сюжетных картин "Собака - санитар" в подготовительной к школе группе....

Занятие:«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».

Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы, подбирать имена прилагательные к именам существительным, образовывать имена прилагательные от глаголов, использовать сре...

Конспект занятия на тему "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Как Мишка варежку потерял""

Конспект занятия по составлению рассказа по серии сюжетных картинок...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи (составление рассказа по серии сюжетных картин) Тема: «Лыжник»

Конспекторганизованнойобразовательной деятельностив старшей группе  по развитию речи(составление рассказа по серии сюжетных картин) Тема: «Лыжник»          ...

конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи "составление рассказа по серии сюжетных картинок"

Конспект НОД для детей старшей группы по развитию речи «Творческое составление рассказа по серии сюжетных картинок».Цель: Формирование навыка составления небольшого рассказа творческого ха...