Методическая разработка конспекта ООД «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Подарок» с использованием ИКТ»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Развития связной речи у дошкольников через составление рассказа по серии сюжетных картинок с применением ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ООД | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад 11 «Березка»
Конспект ООД
Группа общеобразовательной направленности дошкольного возраста 5-6 лет
На тему: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Подарок» с использованием ИКТ»
Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Разработала воспитатель:
Пяткина И.В.
г.о.г.Кулебаки
2021 г.
Актуальность
Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка - дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи ошибки, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация.
В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.
Цель: Создавать условия для развития связной речи у дошкольников через составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Задачи:
Обучающие:
- Пополнять и активизировать словарь детей по теме «Полевые цветы»;
- Продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи;
- Совершенствовать диалогическую речь;
- Создавать условия для рассказывания;
- Упражнять в составлении рассказа по картине
Развивающие:
- Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать;
- Расширять представления детей о времени года лето;
- Познакомить детей с понятием луговые и полевые цветы
Воспитательные:
- Создавать условия для развития общения и взаимодействия со сверстниками и для формирования готовности к совместной деятельности с другими детьми.
Материал и оборудование: Интерактивная доска, мяч, наборное полотно,
Демонстрационный материал: сюжетные картинки, презентация «Полевые цветы», презентация «Сюжетные картинки»
Раздаточный материал: карточки с недорисованными цветами, цветные карандаши
Методы:
- Игровые
- Словестные
- Практические
- Наглядные
Приемы:
- Привлечение и сосредоточение внимания;
- Активизация самостоятельного мышления;
- Обеспечение эмоционального мышления;
Форма проведения занятия: фронтальная, индивидуальная.
Предварительная работа:
- Рассматривание изображений полевых цветов
- Подбор определений к изображениям полевых цветов.
- Дидактическая игра «Что лишнее».
- Закрепление времен года
Ход ООД
Организационный момент
Вводная часть (мотивационный этап)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вспомнить приметы лета. Будем бросать мяч друг другу и рассказывать, что происходит летом в природе, чем занимаются дети в это время года. Летом ярко светит солнышко.
(Ответы детей: на деревьях зелёные листья, много цветов, созревают земляника и малина, вода теплая, можно купаться, летом можно много гулять, кататься на велосипедах, самокатах)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Как много вы знаете о лете.
(Дети садятся на стульчики за столы напротив интерактивной доски)
Упражнение «Полевые и луговые цветы»
(На интерактивной доске появляются поочередно изображения цветов)
Воспитатель: Ребята, сейчас на доске будут появляться цветы, назовите их. Расскажите о цветах, какие они?
(Ответы детей: ромашка белая, красивая, колокольчик синий, маленький, незабудка голубая, нежная, василек синий, резной, одуванчик желтый, клевер сиреневый).
Воспитатель: Хорошо. А теперь, давайте перечислим, что можно делать с полевыми цветами?
(Ответы детей: их можно собирать, рисовать, нюхать, дарить маме)
Воспитатель: Отлично. Молодцы!
Упражнение «Дорисуй картинку»
Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат картинки.
Художник начал рисовать цветы, но не закончил работу. Он нарисовал ровно половину картинки. Дорисуйте их и раскрасьте. Вы должны изобразить точно такие же половинки, как те, что нарисовал художник.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы, вы правильно нарисовали, аккуратно раскрасили.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
(Дети вместе с воспитателем выполняют физкультминутку)
Физминутка «На лужайке»
На зеленой на лужайке Стоят лицом в круг изображают
Заиграла балалайка игру на балалайке
Заиграла дудочка Изображают игру на дудочке
Дудочка – погудочка
В сарафане красненьком Пляшут
Заплясала Настенька
Воспитатель: Отдохнули немного а теперь продолжим. Присаживайтесь на места.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап).
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинки и постарайтесь расставить правильно их по порядку на доске.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы. Вы правильно расставили картинки.
(От наборного полотна переходим к интерактивной доске, на которой появляется первая картинка)
Воспитатель: А теперь давайте расскажем, кого мы видим на первой картинке
Появляется первая картинка
(Ответы детей: Мы видим девочку, её маму, папу, бабушку и дедушку)
Воспитатель: Что делают взрослые и почему?
(Ответы детей: Они поздравляют девочку и дарят ей подарки. Наверно, у неё день рождения)
Воспитатель: Расскажите, какие подарки дарят девочке
(Ответы детей: бабушка дарит куклу, мама – букварь, папа – мяч. А дедушка принёс клетку с кроликом)
Воспитатель: Мы не рассказали, какое время года на картинке. Почему вы так думаете?
(Ответы детей: Наступило лето. Девочка живет на даче. Кругом все зеленое. Много цветов. Светит яркое солнышко.)
Воспитатель: Вы очень хорошо рассказали о лете. Молодцы!
Появляется вторая картинка
Воспитатель: Теперь рассмотрим вторую картинку. Что делают девочка и дедушка?
(Ответы детей: Девочка и дедушка присели около клетки с кроликом. Девочка открыла клетку и гладит кролика. Он ей очень нравится).
Воспитатель: А что делают остальные взрослые?
(Ответы детей: Они смотрят на девочку и улыбаются)
Воспитатель: Кого мы видим вдалеке?
(Ответы детей: К девочке идут гости)
Появляется третья картинка
Воспитатель: Давайте посмотрим третью картинку. Что делают дети?
(Ответы детей: Подружка дарит девочке мишку, а мальчик – воздушные шары)
Воспитатель: Что в это время делает кролик?
(Ответы детей: Он убегает в кусты)
Воспитатель: Верно. Девочка забыла закрыть клетку, и кролик убежал от неё
Появляется четвертая картинка
Воспитатель: Теперь посмотрим следующую картинку. Что делают дети?
(Ответы детей: Девочка хотела показать друзьям кролика, а он уже убежал. И девочка заплакала)
Появляется пятая картинка
Воспитатель: Давайте посмотрим на следующую картинку. Чем заканчивается эта история?
(Ответы детей: На грядке сидит кролик и грызет капустный листок. Его увидел дедушка и показал детям. Дети очень обрадовались, что кролик нашелся)
Воспитатель: Вот как хорошо все закончилось. Правда?
Воспитатель: А теперь давайте придумаем имя девочке и её друзьям, и все вместе составим рассказ.
Совместный рассказ:
Наступило лето. Светит яркое солнышко. Стало тепло. Аленка переехала жить на дачу. Сегодня у нее день рождения. Мама, папа, бабушка и дедушка поздравляют ее и дарят ей подарки. Бабушка вручает куклу, мама – букварь, папа - мяч, а дедушка – живого белого кролика. Кролик очень понравился Аленке. Она открыла клетку и стала его гладить. В это время к Аленке пришли гости, её друзья. Маша принесла ей мишку, а Саша – воздушные шары. Аленка подошла к гостям и забыла закрыть клетку. Пока девочка принимала поздравления, кролик убежал в кусты. Аленка хотела показать кролика друзьям и увидела, что он исчез. Девочка заплакала. Все стали искать кролика. Вдруг дедушка увидел кролика, он сидел на грядке и с аппетитом грыз капустный листик. Дедушка позвал детей и показал им беглеца. Все были очень рады!
Воспитатель: Вы молодцы, составили интересный рассказ.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть
Игра «Когда это бывает?»
Воспитатель: Я буду читать вам загадки о временах года, а вы отгадайте, когда это бывает.
Солнышко печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(Ответы детей: Летом)
Воспитатель: Как вы догадались?
(Ответы детей: Летом солнышко горячее, оно печет)
Воспитатель: Верно. Слушайте следующую загадку.
Это кто кусты, газоны разукрасил
В цвет зеленый?
(Ответы детей: Лето)
Воспитатель: Почему вы так думаете?
(Ответы детей: Летом листочки и трава на газонах зеленые)
Воспитатель: Молодцы! Вы отгадали очень трудные загадки.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Воспитатель: Ребята давайте вспомним, что мы с вами делали?
(Ответы детей: Играли в игру «Когда это бывает», называли полевые цветы, помогали художнику порисовать картинку и раскрасили её. Составили рассказ по картинкам).
.Воспитатель: Молодцы! Мы с вами очень много сегодня узнали нового и повторили, что уже знали. Спасибо. Все старались сегодня!
Список литературы:
1. Ф 32 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32с
2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования. / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е издание, исправленное и дополненное – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. -368 с.
3. Карпухина Н.А. Реализация содержания образовательной деятельности. Средний возраст (4-5 лет). Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Физическое развитие. Практическое пособие. – Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017.- 256 с.
4. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. - 80.:
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г.Бочаров, примеч. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. – 423 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Составление рассказа по серии сюжетных картинок"
составление рассказа по серии сюжетных картинок...
Мастер-класс по теме: «Развитие связной речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»
Связная речь - это один из показателей развития ребенка. Как правильно составить занятие по формированию связной речи? С чего начать? Ответы на эти вопросы вы получите познакомившись с моим мастер-кла...
Логопедическое занятие для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста . Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Подарок пограничникам"
Занятие к Дню защитника Отечества...
Методический материал "Составление рассказов по серии сюжетных картинок"
Методический материал "Составление рассказов по серии сюжетных картинок"...
Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»
Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка "Составление рассказов по серии сюжетных картинок"
Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 лет).Образовательная ситуация.Мышонок и воздушный шар. Цель – Учить детей составлять рассказы из четырех-пяти предложений на всю предлож...
Конспект занятия "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".
Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитател...