Перспективный план образовательной деятельности по развитию речи во 2 младшей группе.
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Вовченко Оксана Викторовна

В этом плане собран и представлен материал, который поможет воспитателям в течении года. Указана тема занятия и цель на каждую неделю,  методическая литература, где все это можно найти. Материал собран из разных источников.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе.

Сентябрь

       1. Тема: «Мы справляем новоселье».
Цель: Познакомить детей с расположением группы, рассказать о назначении уголков, мебели. Вместе с детьми развесить символы, обозначающие зоны.
 Вовлекать детей в диалог, учить поддерживать общение со взрослыми. Дать первые навыки этикета общения.
2 часть: Речевая игра «Знакомство» - правила речевого поведения во время знакомства.
См. «Веселый этикет» стр.7

      2. Тема: «Веселый колобок» (художественная литература)
Цель: Вовлекать детей в ролевой диалог во время рассказывания знакомой сказки. Закрепить правила речевого поведения во время знакомства.
Вводить первые навыки придумывания содержания сказки с новыми героями

(что случилось бы если колобок встретил белку?).
2 часть: Развивающая игра «Разноцветный сундучок» - обучение детей навыкам согласования существительных и прилагательных.
См. Арушанова «Речь и речевое общение» стр.51

       3. Тема: «Чудесная корзиночка».
Цель: Рассмотреть с детьми овощи, обратить внимание на их внешний вид и отличительные особенности. Учить различать их по цвету, форме. Развивать навыки осязания, в процессе обследования овощей. Дать понятие: овощи, огород, растение.
2 часть: Развивающая игра «Огород» — группировать предметы по символу, обозначающие цвет, форму.
См. Л. Н. Павлова «Речь и мышление».

       4. Тема: «Кого мы встретили в лесу» (работа с картинками).
Цель: Занятие с тематическими картинками из серии «Дикие животные».
Сформировать у детей понятие «дикие животные».
Учить узнавать животных на картинках, рассказывать об отличительных признаках каждого животного. Обратить внимание на умение детей строить предложения из 2-3 слов (серый волк рычит, белый зайчик прыгает).
2 часть: Развивающая игра «Кто как кричит», «Кто как передвигается».
См. Л. Н. Павлова «Речь и мышление».

Октябрь

       1. Тема: «Сварим суп из вкусных овощей».
Цель: Продолжить знакомство с овощами: репа, лук, морковь, капуста.
Ввести в активную речь слово «овощи».
Предложить поучаствовать в инсценировке стихотворения А. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла». Развивать ролевой диалог.
2 часть: Чтение потешки ««Уродилась репка».
см. Гербова занятие10, Павлова с.94.

       2. Тема: «Инсценирование сказки «Козлята и волк».
Цель: Предложить вступить в разговор на темы интересных впечатлений, отзываться на образное слово, соучаствовать в рассказывании сказки.
В пластических этюдах соотносить слова с выразительностью движений. Развивать творческие и речевые навыки.
2 часть: Заучивание песенки козы.
См. Арушанова «Речь и речевое общение».

      3. Тема: «Поиграем с Петрушкой».
Цель: Развивающая игра по группировке предметов по назначению: одежда, игрушки, обувь. Обратить внимание
детей на комичную ситуацию (у Петрушки на голове - сапоги, на руках - носки и т. д.). Учить детей устранять неточности, понимать юмор.
2 часть: Развивающая игра «Что где лежит» - согласование существительных с предлогами.

     4. Тема: «Курочка - пеструшечка» (по потешке)
Цель: Расширить представление о домашних животных и птицах, используя произведения русского фольклора, активизировать речь, побуждать к повторению фольклорных текстов по частям. Развивать выразительность речи и движений.
2 часть: Развивающая игра «Игра с фигурками животных»
см. Павлова «Раннее детство» стр.95

     5. Тема: «Праздник волшебных клубков» (сюрприз)
Цепь: Учить детей рассматривать предложенные предметы - клубки.
Опираясь на жизненный опыт рассказать: для чего они нужны, что из них можно связать. Рассмотреть с детьми одежду, которую связали родители из ниток, создать радостное настроение от гордости за своих близких. Устроить «показ мод».
2 часть: Развивающая игра «Намотай клубочек», «Прокати клубочек».

     6. Тема: «Путешествие в осенний парк» (природа)
Цель: Познакомить детей с окружающей природой, обратить внимание на осенние признаки, прочитать стихи, пословицы. Выбрать дерево для наблюдения за ним по сезонам - дать имя, предложить ухаживать за ним. Прививать любовь к родному краю.
2 часть: Развивающая игра «1, 2 ,3 - к дереву беги».

     7. Тема: «Мое тело»
Цель: Воспитывать чувство самоопределения в предметном мире, осознание своего тела, сравнение своего тела с куклой. Объяснить назначение основных органов: рук, ног, глаз, ушей, носа. Дать первые навыки сохранения своего здоровья.
2 часть: Развивающая игра «Мое тело».
См. «Азбука общения» стр. 190

      8. Тема: «Прятки» (грамматическая игра)
Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).
См. Арушанова стр.55

Ноябрь

      1. Тема: «Котя, котенька, коток» (по потешки).
Цель: Предложить детям для наблюдения живого котенка, обратить внимание на его внешний вид, сравнить с игрушкой, отметить сходства и различия.
Создать радостное настроение от общения с живым объектом. Развивать наблюдательность, умение строить предложения из 2-3 слов.
2 часть: Заучивание потешки «Котя, котенька, коток».

      2. Тема: «Идет коза рогатая» (рассматривание картины)
Цель: Познакомить детей с домашним животным - козой, предложить рассмотреть ее на картине. Учить последовательно рассматривать объект, отмечая характерные особенности (у козы есть рога - они прямые, острые). Обратить внимание на умение детей строить короткие рассказы по картине, дополняя рассказ воспитателя.
2 часть: Развивающая игра «У кого кто»  - грамматический строй речи.
См. Гербова, занятие №23

      3. Тема: «Кто сказал, мяу?» (художественная литература)
Цель: Учить детей воспринимать текст, воспроизводить знакомые места из текста. Развивать внимание, выразительность речи. Учить отвечать на вопросы по тексту. Дать возможность охарактеризовать героев (собачка – маленькая, глупая).
2 часть: ЗКР «Кто как кричит».

      4. Тема: «Как у нас во дворе» (звуковая культура речи)
Цель: Учить детей отчетливо произносить звук «а» изолированно, в словах.
Узнавать знакомый звук в окружающем шуме.
2 часть: Чтение стихотворений вместе с детьми.
См. Д/в 8 – 98 занятие №3.

      5. Тема: «Бунт в игрушечном царстве» (проблемное занятие)
Цель: С помощью проблемной ситуации активизировать речь детей, вызвать желание проявлять заботу о своих игрушках, прибирать их на место.
2 часть: Загадки об игрушках — развивать воображение.
См. Гербова «Учимся говорить» занятие №2.

      6. Тема: «Дружная семейка» (природа)
Цель: Познакомить детей с понятием «комнатное растение». Предложить рассмотреть комнатный цветок «Дружная семейка», дать понятие: листья, корень, цветок. Рассказать о способах ухода за ним. Предложить сравнить название растения с семьей ребенка. Развивать наблюдательность, желание ухаживать за комнатными растениями.
2 часть: «Где спряталась бабочка» - ориентировка в пространстве.

      7. Тема: «Неумелые игрушки» (разбор путаницы)
Цель: Предложить детям помочь неумелым игрушкам правильно вести себя в гостях. Обратить внимание на правила поведения, на внешний вид игрушек.
Учить детей разбираться в комичных ситуациях Развивать этику поведения в гостях, понимание юмора.
2 часть: Развивающая игра «Кому что надо для работы».

      8. Тема: «Праздник мыльных пузырей».
Цель: Создать радостное, веселое настроения от общения с праздником.
Учить детей участвовать в коллективных праздниках, радоваться за себя и своих товарищей. Рассказать детям, как появляются пузыри, почему они летают, чем они опасны для балованных детей.
2 часть: Надувание пузырей.

Декабрь

      1. Тема: «Путешествие к лесовичку  в зимний лес».
Цель: Предложить детям отправиться в зимний лес. Рассказать о том, что изменилось в лесу с приходом зимы: деревья заснули под снегом, звери поменяли шубки, на тропинках видны следы зверей, медведь уснул в берлоге. Развивать наблюдательность, желание участвовать в построении сюжета.
2 часть: Развивающая игра «Тепло - холодно»
(снег - холодно, солнышко – тепло)

      2. Тема: «Рассказ о тарелках, которые боятся детей» (проблемная ситуация)
Цель: Предложить детям догадаться, почему тарелки боятся детей.
Предложить решить проблему, поухаживать за посудой: не бить ее, очищать ее, мыть, убирать посуду. Прививать культурно - гигиенические навыки, умение решать возникшие проблемы.
2 часть: Инсценирование «Федорино горе».

      3. Тема: «Почему надо говорить: «Здравствуйте!» .
Цель: Учить детей правилам речевого поведения во время приветствия, рассказать о вежливых выражениях, для чего они служат человеку.
Воспитывать уважение к людям, развивать желание быль воспитанным.
2 часть: «Ежели вы вежливы» - работа с таблицей.
См. «Веселый этикет» с.28

      4. Тема: «Превращение снежинки» (эксперимент)
Цель: Рассказать детям атом, как снежинка путешествует по воздуху, о там, почему она тает на ладошке, в комнате, в тепле. Понаблюдать за таянием снежков.
Предложить детям поиграть с бумажными снежинками - подарками волшебницы Бумаги.
2 часть: «Подуй на снежинку» - речевое дыхание.

Январь

      1. Тема: «Грустный воробей» (проблемное занятие)
Цель: Предложить решить детям проблему - почему грустит воробей?
Что случилось у него, кто его обидел. Дать понятие о том, что зимой воробьям холодно и голодно. Как мы можем им
 помочь? Воспитывать желание заботиться о птицах.
2 часть: «Где обедал воробей?» - ролевой диалог.

      2. Тема: «Чудесное превращение» (эксперимент)
Цель: Праздник цветных льдинок. Закрепить свойство воды - замерзание на морозе. Лед твердый, холодный, тает в тепле.
2 часть: Изготовление цветных льдинок для мозаики.

Февраль

  1. Тема: «Второе путешествие в лес»
  2.  Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью зверей в лесу зимой, а так же, рассказать о зимних забавах. Учить детей поддерживать  диалог, развивать желание участвовать в составлении сюжета.
    2 часть: «Звери, птицы, рыбы» — двигательные загадки.

      2. Тема: «Как непослушный котенок обжег лапку»
(основы безопасности жизнедеятельности)
Цель: Познакомить детей с правилами охраны своего здоровья, объяснить, что огонь - это опасно.
Нельзя подходить к горячей плите, лампе, утюгу - иначе случиться беда.
Рассказать о том, что случается с непослушными детьми.
2 часть: Рассматривание предметов, которые могут быть опасными.

      3. Тема: «Масленица»
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками, с традициями русского народа.
Рассказать о там, как празднуют масленицу, какие подарки и развлечения она несет.
2 часть: «Угощение».

      4. Тема: «В гости к трем медведям».
Цель: Развитие навыков общения, выразительности движений.
Формирование умения различать состояние напряжения и расслабления.
2 часть: «Радостно-грустно» - мимика лица.
см. «Ребенок в д/с № 4-01 стр.3

Март

      1. Тема: «Хомка, хомка, хомячок».
Цель: Предложить сравнить настоящего  хомячка с игрушкой, назвать отличия и сходства. Учить детей составлять короткие описательные рассказы, развивать речевые навыки. Создать приятное отношение к живому существу.
2 часть: Заучивание потешки «Хомка, хомка, хомячок»

      2. Тема: «Тили-тили-тили-бом!» (заучивание)
Цель: Рассказать детям о том, как надо обращаться со спичками, что может случиться от неосторожного обращения с огнем. Развивать основы безопасности.
2 часть: Заучивание потешки «Тили-тили-тили-бом!».

      3. Тема: «Звуковая культура речи: звуки «к» (кь), «г» (гь)
Цель: отрабатывать четкое произношение звуков «к», «г» в звукоподражаниях и словах, совершенствовать слуховое внимание, предоставить детям возможность импровизировать под несложные рифмовки.

       4. Тема: «Оля вышла на прогулку» (проблемное занятие)
Цель: Предложить детям решить проблемную ситуацию - у Оли потерялись вещи, и она не знает, что одеть на прогулку. Предложить детям рассказать, в чем гуляют зимой, какие предметы одежды необходимы и из чего они сшиты.

      5. Тема: «Девочка и пёс» (рассматривание картины)
Цель: Используя картинку активизировать речь детей, предоставить им возможность описать по памяти знакомую кошечку или собачку, вызвать желание участвовать в инсценировке.

      6. Тема: «Сказочная путаница»
Цель: Предложить детям разобраться в комичных ситуациях, которые создал художник на картине. Сказочные герои попали в другие сказки, необходимо все расставить по своим местам. Развивать у детей чувство юмора. Создать условия для придумывания новой сказки со знакомыми персонажами.
2 часть: Развивающая игра «Сказка отзовись».

      7. Тема: «Когда это бывает» (природа)
Цель: Расширить представления о временах года и их основных признаках.
Учить составлять короткие рассказы по картинкам, которые предлагает воспитатель.
Развивать речь. Обратить внимание на умение детей строить предложении.

      8. Тема: «Праздник Солнца»
Цель: Рассказать детям, почему греет солнышко, какую пользу оно приносит людям, почему все радуются ему и ждут. Предложить детям придумать ласковые, теплые слова для солнышка и позвать его в гости. Доставить радость от игр, забав и развлечений с солнышком.

Апрель

     1. Тема: «У нас лето» (игра – инсценировка)
Цель: С помощью специальной ситуации вовлечь детей в разговор, помочь выразить свои мысли, подсказывая наиболее уместные слова и фразы.

      2. Тема: «Веселые ежата» (звуковая культура речи)
Цель: упражнять в отчетливом произношении звуков «ф» и «в» (изолированно, в словах и фразовой речи), формировать интонационную выразительность речи.

      3. Тема: «Наблюдение за распустившейся почкой сирени»
Цель: Обратить внимание на то, как ожила ветка, которую принес воспитатель.
Почему на ней распускается листочек, как объяснить это «чудо».
Рассказать, как протекает жизнь растений.
2 часть: Развивающая игра «Собери веточку» - сбор картинок из 4 частей.

      4. Тема: «Почему заболел Незнайка».
Цель: Продолжать развивать навыки по уходу за своим телом, учить детей следить за чистотой тела, прививать навыки закаливания, соблюдения режима.
Рассказать о правилах гигиены.
2 часть: Развивающая игра «Мое тело».

       5. Тема: «Рассматривание матрешки»
Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой. Рассказать, как ее изготовляют, предложить полюбоваться этим чудом, раскрыть секрет - в матрешке живут еще много таких же матрешек.
2 часть: Развивающая игра «Найди одинаковые матрёшки»

      6. Тема: «Кто сказал мяу?» (художественная литература)
Цель: Учить придумывать рассказ с продолжением, на основе знакомого произведения, развивать воображение, речь. Предложить собачке встретиться со старыми героями и узнать, кто сказал ку-ку.
2 часть: Развивающая игра «Смешинка»

      7. Тема: «Хохотальская путаница»
Цель: Развивать юмор, умение воспринимать шутки. Учить детей разбираться в комичных ситуациях.
См. Д/в №4-94 стр. 81

      8. Тема: «Вечер загадок»
Цель: Соотносить персонаж и образованный от звукоподражания глагол.

Май

      1. Тема: «Волнистый попугайчик».
Цель: Предложить рассмотреть живого волнистого попугайчика и игрушку птички для сравнения.
Продолжать прививать навыки сравнения, добиваясь от детей четких сравнительных признаков.
Обратить внимание на умение строить предложения грамматически правильно.
2 часть: Развивающая игра «У кого - кто» детёныши животных.

      2. Тема: «Звук «С». Заучивание стихотворения «Трус»
Цель: Отрабатывать четкое произношение звука с, закрепить его произношение в словах и фразовой речи. Развивать речевое дыхание. Помочь запомнить детям новое стихотворение.
2 часть: Игровая гимнастика с пальчиками.
См. Гербова стр.49

      3. Тема: «Чего не стало» (речевая игра)
Цель: Упражнять в образовании форм родительного падежа, множественного числа.
2 часть: Заучивание потешки: «Кисонька-мурысонька» - ролевой диалог.

     4. Тема: «Мы выросли на год»
Цепь: Закрепить у детей умение рассказывать о прошедших событиях, о том, что происходило в саду, какие интересные события запомнились. Предложить рассмотреть фотографии, дневник группы. Обратить внимание на то, как повзрослели дети, какие они стали умными.
2 часть: изготовление групповой газеты.

      5. Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо»
Цель: Поговорить с детьми о хороших и плохих поступках, обратить внимание на умение оценивать поступки товарищей по группе. Рассказать о том, как должны вести себя люди при посторонних. Развивать правила этикета.
2 часть: Развивающая игра «Правильно или нет?».

      6. Тема: «Рассматривание картины «Новенькая в саду»
Цель: Предложить детям рассказать, что происходит на картине, дополнить сюжет рассказом о том, что произошло до и после этого события. Как должны вести себя дети, когда приходит новенькая в группу.

      7. Тема: «Литературный калейдоскоп»
Цепь: Вспомнить знакомые произведения, выразительно рассказать их.
Создать радостное настроение от встречи с книгой. Развивать речь.

      8. Тема: «Праздник – сюрприз».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе "Моя семья"

Данный материал формирует представление о семье, способствует развитию речи,пополнению словаря....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Отгадай загадку и найди отгадку»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе детского сада  для детей с тяжёлыми нарушениями речи«Отгадай загадку и найди отгадку»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе Тема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в младшей группеТема. «Звуковая культура речи: звук [и]. Упражнение на развитие слуха и голоса....

Конспект организованной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук и».

Конспект организованной образовательной деятельности по Развитию речи в младшей группе. Тема: «Звуковая культура речи: звук и»....

Перспективный план образовательной деятельности по ОБЖ во второй младшей группе

Перспективное планирование образовательной деятельности по ОБЖ во второй младшей группе....