Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Развитие речи в старшей группе. Обобщающее занятие по рассказам Н.Носова "Путешествие по рассказам Н.Носова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: «Путешествие по рассказам Н.Носова»
Цель: Закрепление знаний детей о рассказах Н.Носова.
Задачи:
Образовательные:
Учить узнавать рассказ по иллюстрациям. Совершенствовать умение подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Закрепить навыки детей пересказа знакомых рассказов. Расширить словарный запас. Закрепить название рассказов Н.Носова.
Развивающие:
Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Развивать артикуляционный аппарат.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к художественной литературе. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность. Воспитывать дружбу.
Оборудование: Иллюстрации к рассказам, план путешествия, шляпа, котенок, мячики маленькие по количеству детей, мяч большой, коробка-сюрприз, раскраски.
Предварительная работа: Чтение рассказов Н.Носова. Рассматривание иллюстраций. Игры – инсценировки по отдельным отрывкам из рассказов.
Методы и приемы: Сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, мимические упражнения, артикуляционные упражнения, педагогическая оценка, поощрения.
Наглядные: Демонстрация, рассматривание иллюстраций.
Практические: Рассказ по схеме, решение проблемной ситуации, поисковые действия, физкультминутка.
Ход занятия.
Воспитатель входит в группу вместе с детьми, здоровается с гостями.
-Здравствуйте, ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Собрались все дети в круг:
Ты мой друг и я твой дуг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята скажите, вы любите путешествовать? (да.)
Здорово! Сегодня я прибирала в шкафу книги и нашла вот такую карту. Вам что-то напоминают изображенные на ней предметы?(ответы детей) С этой картой мы можем отправиться в путешествие по рассказам Н.Носова. Готовы? Скажите, пожалуйста, а чем же рассказ отличается от сказки? ( в нем нет волшебства, он не начинается со слов «жили-были», и т.д.).
Воспитатель: Все верно. Итак, отправляемся. Вокруг себя ты повернись и в стране рассказов очутись. Воспитатель вывешивает на доске иллюстрацию из рассказа «Заплатка». Кто узнал, в какой рассказ мы попали? («Заплатка»). Правильно. Давайте вспомним, что случилось со штанами у Бобки? (Бобка перелезал через забор и порвал свои солдатские штаны.)
Как Бобка поступил с рваными штанами? (Попросил у мамы нитку с иголкой и зеленый лоскуток. Сам пришил заплатку.)
Что же сказали Бобке ребята во дворе, увидев его заплатку? (Молодец! Сразу видно, что сам пришивал!)
Воспитатель: Вы такие молодцы, все подробности запомнили в рассказе «Заплатка». Пора нам двигаться дальше. Вращаемся вокруг себя – «Мы – большие молодцы попали в рассказ «Огурцы»!»
Воспитатель: (показывает иллюстрацию из данного рассказа) Ребята, есть такой рассказ у Н. Носова? Что же там такого плохого сделали Котька и Павлик? (Украли с колхозного поля огурцы.) Как поступила мама у Котьки? (Заставила Котьку нести огурцы обратно.) Какое настроение было у Котьки, когда он ночью нес огурцы обратно на поле? (грустное, печальное, ему было страшно) Покажите, как выглядело его грустное личико? А когда он думал о дедушке с ружьем, как менялось его личико? (Дети передают эмоции с помощью мимики.) Хорошо, а как изменилось его выражение лица, когда он вернул огурцы дедушке? Покажите, как ему было легко и радостно.
Воспитатель: Пора нам двигаться дальше. Какой рассказ нас ждет? («Мишкина каша») Вокруг себя ты повернись и в «Мишкиной каше» очутись! (Воспитатель вывешивает иллюстрацию к рассказу.) Ребята, давайте вспомним, о чем этот рассказ? (Как мальчики пытались сварить себе кашу, а она все вылезала и вылезала из кастрюли.) Как пыхтела каша в кастрюле? (пых-пых! ) Давайте дружно попыхтим. (Дети хором – пых-пых!)
Воспитатель: Прекрасно! Мы уже побывали с вами в трех рассказах. Предлагаю сделать маленькую остановку-передышку и сесть в кружок. Поиграем в игру с мячом. Игра называется «Какой, какая, какое».
ИГРА. Воспитатель каждому кидает мяч и задает вопрос: Каша какая? (Горячая, густая, горелая) Огурец какой? (Зеленый, вытянутый, пупырчатый, длинный, сочный, хрустящий) Настроение какое? грустное, веселое, радостное, печальное ).
Воспитатель: давайте продолжим путь. Где же наша карта? Какой рассказ ждет нас в гости? («Живая шляпа») Правильно! Вокруг себя повернись и в «Живой шляпе» очутись. (Воспитатель меняет иллюстрацию).
Воспитатель: Кто же был под шляпой? (Котенок Васька) Как же он там оказался? (Он сидел у комода, а шляпа упала с комода на котенка). Как же мальчики выгнали котенка из-под шляпы? (Мальчики кидали в шляпу картошкой и попали. )
Воспитатель: Мы сейчас с вами представим, что мы те самые мальчики, и страшно боимся вот эту шляпу. Бегите на кухню, берите картошку и кидайте в шляпу. (Детям предлагается корзинка с маленькими мячами. Кидают в шляпу. Попадают. Игра заканчивается.) Какие слова говорили мальчики, когда из-под шляпы выскочил котенок? (Васька, миленький! Как же ты нас напугал!)
Васька хочет с нами поиграть в игру «Чей, чья, чьи?» (Дети садятся в кружочек) - У кота хвост кошачий, а у белки? (Беличий); – У кота уши кашачьи, а у зайца? (Заячьи); – У кота лапы кошачьи, а у медведя? (Медвежьи); - У кота мордочка кошачья, а у лисы? (Лисья). Замечательно.
Давайте Ваське покажем как мы умеем делать зарядку язычком. Артикуляционные упражнения: «Кошечка спинку выгибает», «Кошечка облизывается после молочка»
Кот Васька хвалит ребят.- Вот здорово! Какие же вы сообразительные ребята!!! Какие ловкие и умелые у вас язычки!
Воспитатель: Ребята, наш путь еще не закончился. Давайте вернемся к карте, что же нас там дальше ждет на пути? (подарок!) Действительно, мы прошли почти весь путь и добрались до коробки с сюрпризом. Надо вокруг себя обернуться, чтоб у коробки очутиться. ( поворачиваются вокруг себя, появляется коробка с бантиком) Хотите узнать, что там за сюрприз? (Да). Тогда давайте возвращаться в детский сад вместе с сюрпризом. Что надо сделать, чтоб вернуться? (вокруг себя обернуться) Правильно. Мы вращаемся – в детский сад возвращаемся.
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Присядем ненадолго, посмотрим наш сюрприз. (Воспитатель открывает коробку) - Здесь лежат картинки-раскраски для вас, ребята. Раскраски по рассказам Н.Носова. За ваше старание, находчивость, за ваше умение правильно отвечать на вопросы и подбирать верные слова. Чуть позже вы возьмете все по картинке. А сейчас давайте поделимся впечатлениями. По каким рассказам мы путешествовали? Кто написал эти рассказы? что вам больше всего понравилось в путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-909144-1491228584.jpg)
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/19/picture-977969-1650382794.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/09/picture-1370490-1639018110.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-1055826-1536566786.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/30/picture-1492942-1698677796.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...