Игры по формирования словаря и грамматического строя речи для детей раннего возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых. В норме грамматическое строение у ребенка развивается без чьей-либо помощи. Нередко наблюдается нарушение данного процесса. Формирование лексико-грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение игры, то можно добиться значительных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_mladshiy_doshkolny_vozrast.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Младший дошкольный возраст
Игры по формирования словаря и грамматического строя речи
- Игра «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ». Развитие зрительного внимания, дифференциация овощей и фруктов по месту произрастания, по форме, по цвету.
Воспитатель помещает на наборное полотно три картинки с изображениями фруктов и одну с изображением овоща и просит детей подумать, какая картинка лишняя и почему. Дети объясняют, что лишняя картинка та, на которой изображен овощ. Затем воспитатель помещает на наборное полотно три картинки с изображениями овощей и фруктов круглой формы и одну картинку с изображением овоща или фрукта овальной формы. Дети объясняют, что лишняя картинка та, на который овощ или фрукт овальной формы. В заключение воспитатель помещает три картинки с изображениями овощей
и фруктов желтого цвета и одну картинку с изображением овоща или фрукта красного цвета. Дети объясняют, что лишняя картинка та, на которой овощ или фрукт красного цвета.
- Упражнение «БАБОЧКА И ГРИБОК». Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ.
На магнитной доске закреплено изображение мухомора и островка травы. Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задает детям вопрос:
- Где сидит бабочка?
Дети отвечают: - На грибке.
Воспитатель снимает бабочку с грибка и спрашивает:
- Откуда слетела бабочка?
- С грибка.
Воспитатель помещает изображение бабочки в траву: '*, — Где сидит бабочка? 1 — В траве. И т. п.
В заключение можно выяснить, как называется гриб, вокруг которого летала бабочка, что дети знают про этот гриб.
- Упражнение «МЯЧИК». Работа над четкостью дикции
(стихотворение подбирается с учётом программы обучения и возможностями детей)
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
А. Барто
Воспитатель читает стихотворение, четко артикулируя, затем просит прочитать ребенка. Отрабатывая интонационную выразительность
- Упражнение «КОТЕНОК И КРЕСЛО». Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению предлогов НА, С, В, ИЗ.
На наборное полотно с натянутым на него ковролином прикрепляется изображение кресла. Воспитатель объясняет детям, что веселый котенок будет совершать разные действия, а они будут рассказывать, где находится котенок. Воспитатель закрепляет изображение котенка на спинку кресла. Дети комментируют:— Котенок на кресле. И т. п.
- Упражнение «НАЙДИ МАМУ». Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят. Увеличение словарного запаса по теме. Развитие зрительного внимания.
Воспитатель помещает на магнитную доску вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и их птенцов по одному и группами и предлагает детям помочь птенцам найти их мам. Дети собирают вместе изображения курицы, цыпленка и цыплят и комментируют:
— Это курица. У нее цыпленок и цыплята. И т. п.
- Упражнение «У КОГО КТО?» Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят.
Воспитатель и дети стоят кружком на ковре. Воспитатель, бросая мяч, спрашивает:
— У лисы кто?
Ребенок, поймав мяч и бросая его обратно воспитателю, отвечает:
— Лисенок, лисята. И т. п.
- Игра «ЧТО КОМУ НУЖНО?». Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных — названий профессий в дательном падеже.
Воспитатель помещает на наборном полотне картинки с изображениями сумки почтальона, почтового ящика, весов, набора гирь и просит детей назвать картинки. После этого воспитатель задает вопрос:
- Кому для работы нужна сумка?
Дети отвечают: - Сумка нужна почтальону.
Воспитатель спрашивает: - Кому для работы нужны весы?
Дети отвечают:
-Весы нужны продавцу. И т. п.
- Упражнение «КОГО НЕ СТАЛО?». Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже.
На наборном полотне картинки с изображениями медведя, лисы, ежа, зайца, белки. Воспитатель просит детей рассмотреть картинки, назвать их, запомнить. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель
убирает одну из картинок. Дети открывают глаза. Воспитатель спрашивает:
- Кого не стало?
Дети отвечают:
Не стало зайца. И т. п
- Игра «НАКОРМИМ ЖИВОТНЫХ». Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса по теме, совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в дательном падеже.
На наборном полотне стоят картинки с изображениями коровы с теленком, лошади с жеребенком, кошки с котенком и собаки со щенком. Отдельно стоят картинки с изображениями яслей с сеном, торбы с овсом, миски с молоком, косточки с кусочком мяса. Сначала воспитатель просит детей назвать картинки с изображениями животных и их детенышей, потом сам называет картинки с угощением для животных и предлагает детям подумать, кому, что они дадут. Дети ставят картинки с угощением под картинки с изображениями животных и составляют предложения:
- Я дам сено корове с теленком.
- Я дам овес лошади с жеребенком. И т. п.
10. Упражнение «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?». Развитие зрительного внимания. Актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в родительном падеже.
На магнитной доске закреплено изображение золотой рыбки (можно использовать другие картинки), состоящей из частей. Воспитатель просит детей показать и назвать части. Далее дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из частей. Дети открывают глаза. Воспитатель спрашивает:
- Чего не хватает?
Дети отвечают: - Не хватает хвостика. И т. п.
11. «Узнай по описанию» Цель: Развитие связной речи. По аналогии с играми «Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь», « Магазин игрушек».
12. Вы хотите ? – мы хотим. Цель: Образовывать разные формы глагола хотеть (хочу – хочет, хотим – хотят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
дидактические игры...
Сказочные истории, направленные на формирование лексики и грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ЗПР
Грамматические категории и правила легче всего усваиваются детьми дошкольного возраста, если они будут преподноситься им в ненавязчивой увлекательной форме. Лучшим вариантом в данном случае будут явля...
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевой патологией за счет обогащения и активизации глагольного словаря.
Овладение ребенком лексико-грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опоср...
Формирование словаря и грамматического строя речи.
Образование имен существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами....
Система игр и игровых упражнений по расширению активного словаря и коррекции лексико – грамматического строя речи у детей младшего возраста с ОНР
Развитие речи ребенка в младшем возрасте является одной из основных задач дошкольного обучения. Эта тема достаточно актуальна, т. к. в логопедии делается акцент на расширение активного слова...
Игры для формирования словаря и грамматического строя речи
Развитие словарного запаса детей и грамматического строя речи...
Формирование словаря и грамматического строя речи у воспитанников средней группы с нарушениями зрения и речи
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.Формирование грамматического строя речи у...