Система игр и игровых упражнений по расширению активного словаря и коррекции лексико – грамматического строя речи у детей младшего возраста с ОНР
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Развитие речи ребенка в младшем возрасте является одной из основных задач дошкольного обучения. Эта тема достаточно актуальна, т. к. в логопедии делается акцент на расширение активного словаря у младших дошкольников и развитие лексико — грамматической стороны речи. Руководствуясь этим я подобрала и систематизировала развивающие игры и упражнения по расширению активного словаря у младших дошкольников и коррекции у них лексико — грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_igr_i_igrovyh_uprazhneniy_po.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система игр и игровых упражнений по
расширению активного словаря и
коррекции лексико – грамматического
строя речи у детей младшего возраста с ОНР»
Воспитатель
ГБДОУ д/с № 60
комбинированного вида
Невского р – на СПб
Платонова Надежда Николаевна
В психическом развитии существуют сензитивные периоды, в которые ребенок особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды. Для развития речи сензитивным периодом является возраст от 1,5 до 4-х лет, когда ребенок оказывается наиболее чувствительным к речи.
Как отмечал известный советский психолог Л. С. Выгодский, «слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки». В этот наиболее благоприятный для развития речи период ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение. В сензитивный период закладываются основы речевого поведения, формируется особое языковое чувство.
Поэтому развитие речи ребенка в младшем возрасте является основной задачей дошкольного обучения.
Проблемой развития речи у младших дошкольников с ОНР занимались Нищева Н. В., Миронова С. А., Краузе Е. Н. И другие. Эта тема достаточно актуальна, т. к. в логопедии делается акцент на расширение активного словаря у младших дошкольников и развитие лексико — грамматической стороны речи. Руководствуясь этим я подобрала и систематизировала развивающие игры и упражнения по расширению активного словаря у младших дошкольников и коррекции у них лексико — грамматического строя речи.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Название игры | Цель | Ход игры | |
Единственное и множественное число | «Выставка игрушек (овощей, одежды и т. д.)» | Употребление существительного в именительном падеже, использование указательных слов. | Часть предметов, представленных на выставке, находится в единственном экземпляре, остальные - по несколько предметов одного вида. Ребенок показывает предметы и называет их, используя при этом различные указательные слова: вот, там, тут. |
«Один — много» | Употребление существительного в именительном падеже, в единственном и множественном числе, закрепление в речи детей различных типов окончаний. | Логопед бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительное во множественном числе. Можно прокатывать мяч, сидя на ковре. | |
Родительный падеж | «Чего не стало?» | Упражнять детей в образовании форм родительного падежа. | Логопед выставляет ряд предметов(4 — 5 предметов). Дети закрывают глаза. Взрослый убирает один предмет. По сигналу дети открывают глаза и называют предмет, которого нет «Нет машины», «Нет яблока». |
«Где наши ручки?» | Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительного. | Дети сидят на стульчиках. Обыгрывание песенки: Где же, где же наши ручки? Где же наши ручки? Чего нет? (Ручек) Вот наши ручки. Где же, где же наши ножки? Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек) Вот наши ножки. | |
«Чего не хватает?» | 1. Закрепление названия частей предметов. 2. Употребление существительного в родительном падеже. | Ребенку предлагается картинка, где у предмета нет какой — либо части. Логопед спрашивает: «Что это?» Затем задает вопрос: «Чего не хватает?» Ребенок отвечает: «У … не хватает …». | |
Винительный падеж | «Кто что нарисовал» | Употребление существительных в винительном падеже. | На фланелеграфе (магнитной доске) выставляется фигурка мальчика или девочки с карандашом и несколько предметов по лексической теме. Ребенку предлагается назвать предметы, которые нарисовал мальчик (девочка). «Что нарисовал мальчик?» - «Мальчик нарисовал кошку», и т.д. |
«Добрый доктор Айболит» | Употребление существительных в винительном падеже. | На фланелеграфе (магнитной доске) выставляется фигура доктора Айболита и изображения животных (птиц, людей). Логопед объясняет ребенку, что животные (птицы, люди) и доктор будет их лечить и задает вопрос: «Кого лечит доктор Айболит?» - «Доктор лечит собаку (кошку, курицу)» и т.д. | |
«Что купили в магазине» | Употребление существительных в винительном падеже. | Перед детьми появляется кукла с большой сумкой и говорит, что она ходила в магазин и купила много игрушек (одежды, фруктов и т. д.). Логопед достает предметы и просит детей назвать, что купила кукла в магазине. | |
«Жадина» | Употребление существительных в винительном падеже. | Перед детьми появляются две куклы (зайка, мишка). Говорят, что они принесли много игрушек (фруктов...) и просят поделить их поровну. Один из персонажей говорит: «Дайте мне мяч, машинку и т. д.» и забирает себе все. Логопед объясняет, что так нельзя, надо делить все поровну. И предлагает детям разделить. «Что дадим этой кукле?» - «Мячик». «А этой кукле?» - «Машинку». | |
Дательный падеж | «Телефон» | Употребление существительных в дательном падеже. | На фланелеграф (магнитную доску) прикрепляется изображение телефона. От него в разные стороны идут «провода — ниточки» к разным изображениям. Ребенок должен по проводу найти персонаж и назвать его. «Я звоню...» |
«Кому что» | Употребление существительных в дательном падеже. | Игру можно проводить по следующим темам «Кто что ест?», «Кому что нужно?» (одежда, обувь, предметы быта). «Кому ты дашь морковку?» - «Зайцу». «Что ты дашь зайцу?» - «Морковку». «Кому ты дашь платье?» - «Кукле». «Что ты дашь кукле?» - «Платье». | |
Творительный падеж | «Кто чем действует» | Употребление существительных в творительном падеже. | Детям предлагаются картинки с действиями. Логопед спрашивает: «Что делает мальчик (мама, девочка...)?» - «Мальчик ест». «Чем ест мальчик?» - «Ложкой». Позднее игру можно проводить так. Логопед начинает фразу, а ребенок ее заканчивает: «Мальчик ест кашу...», а ребенок продолжает: «Ложкой». |
МЕСТОИМЕНИЕ
Название игры | Цель | Ход игры | |
«Это чье?» | 1. Определение рода существительного. 2. Употребление местоимений «мой», «моя», «моё». | Логопед показывает детям картинки и четко произносит текст: «Это Ваня и Таня, а это их вещи. Послушай, как Таня говорит про свои вещи: «Это мой бантик. Это мое яблоко». Послушай, как Ваня говорит о своих вещах: «Это мой барабан. Это моя машина». Таня и Ваня долго играли и перепутали вещи. Помогите ребятам найти свои вещи. Как Таня их называет? Как Ваня их называет?» Картинки разрезаны по принципу пазлов и дети составляют целую картинку. | |
«Мой» | Согласование имени существительного с местоимениями «мой», «моя», «моё». | В чудесный мешочек складываются предметы или игрушки по закрепляемой лексической теме и дети вытаскивая предмет или игрушку называют ее, подбирая правильно местоимения. «Мой зайка.», «Моя лиса». Когда все дети разберут игрушки, то каждый может назвать еще раз то, что он вытащил из мешочка. |
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Название игры | Цель | Ход игры | |
«Какие это вещи» | Согласование прилагательного с существительным. | Ребенку предлагается ряд картинок по какой — либо лексической теме, объединенные одним общим признаком. Например круглые фрукты. Логопед говорит: «Это круглые фрукты. Назови их, правильно подбирая слово круглый». Ребенок называет: «Круглый апельсин, круглое яблоко, круглый мандарин и т. д.». | |
«Чудесный мешочек» | Ориентирование на род имени существительного при определении предмета по его признакам. | В чудесный мешочек складываются предметы или игрушки по закрепляемой теме. Логопед достает предмет и просит детей назвать его: «Что это?», а потом назвать признаки этого предмета: Какой (-ая, ое)..? Потом логопед убирает предметы и предлагает детям отгадать предмет, который он держит в руке. | |
«Отгадай загадку» | Составление предложений с однородными определениями. | Логопед выставляет на доску картинки по закрепляемой теме (3 — 5 карточек) и предлагает детям отгадать, про кого он сейчас рассказывает. Если дети справляется с этим заданием, то можно предложить им придумать самостоятельно загадки о других предметах по этой теме. | |
«Какие мы?» | Составление предложений с однородными определениями. | Логопед предлагает детям подобрать определения к любому предмету. «Какие бывают яблоки?» - «Круглые, овальные, желтые, сладкие и т. д.» |
ГЛАГОЛ
Название игры | Цель | Ход игры | |
Повелительное наклонение | «Дай задание игрушкам» | Употребление глагола в повелительном наклонении. | Логопед показывает ребенку картинку и говорит: «Мишка хочет спать. Что хочет мишка?» - «Спать». Скажи ему «Мишка, спи!» Ребенок повторяет фразу. Логопед показывает другую картинку: «Чш! Мишка спит. Что мишка делает?» - «Спит» и т. д. С другими картинками. |
«Поручения» | Упражнять в образовании форм повелительного наклонения. | Логопед показывает детям любую игрушку и говорит о том, что она любит делать. Например: «Кукла любит сидеть, спать, лежать, есть, танцевать и т. д.». Рассказывает о том, что по желанию она может выполнить разные задания и предлагает детям дать задания кукле. Все просьбы сопровождаются действиями с игрушками. | |
«Груша» (белорусская игра) | Употребление форм повелительного наклонения глаголов. | Дети становятся в круг, в центр становится ребенок. Это и будет груша. Дети идут по кругу и декламируют: Мы посадили грушу — вот, вот! Пускай наша груша растет, растет! Вырастай ты, груша, вот такой вышины, Вырастай ты, груша, вот такой ширины, Вырастай ты, груша, вырастай в добрый час! Потанцуй..., покружись для нас! А мы эту грушу все ласкать будем. От нее (него) убегать будем! Груша выполняет все, о чем говорится в стихотворении. На слова «Вот такой вышины» - дети поднимают руки вверх, «Вот такой ширины» - расходятся в стороны, «Ласкать будем» - подходят к Груше, дотрагиваются и разбегаются, а груша ловит их. | |
Образование глаголов от звукоподражаний. | «Кто какой голос подает» | Образование глаголов от звукоподражательных слов. | Логопед показывает картинку (игрушку) с изображением животного или птицы и предлагает вспомнить, как оно разговаривает. Например: «Кто это?» - «Это кошка». «Как говорит кошка?» - «Мяу — мяу». «Кошка говорит «мяу — мяу», значит она мяукает». О других животных последнюю фразу заканчивает ребенок. |
«Чей голос?» | Образование глаголов от звукоподражательных слов. | Логопед прячет за ширму фигурки животных и птиц. Предлагает детям внимательно слушать и угадывать, кто это. Затем произносит звукоподражание. Дети определяют кто это и логопед достает фигурку и спрашивает у детей: «Как говорит это животное? Что оно делает?» Например: «Гав — гав — гав. Чей это голос?» - «Собаки». «Что она делает?» - «Гавкает (лает)». | |
Однородные сказуемые | «Кто что делает» | Составление предложений с однородными сказуемыми. | Логопед показывает детям ряд картинок с действиями и предлагает детям назвать,что делает тот или иной персонаж. Например: «Это девочка. Девочка читает. Что еще делает девочка?» - «Девочка бежит, идет, рисует и т. д.» |
Настоящее время | «Кто чем занят» | Употребление глагола в настоящем времени. | Рассматривание картины «Семья». Логопед задает вопросы по картине. Потом предлагает детям самостоятельно составить предложение о том, кто чем занимается. |
Прошедшее время | «Кто что делал вчера» | Употребление глагола в прошедшем времени. | Сначала логопед напоминает детям о том, что они делали вчера: гуляли, ели, ходили куда — то. Затем переходит к картинкам. Дети называют то, что персонажи делали вчера. |
Множественное число | «Вместе делать веселей» | Согласование в числе глагола настоящего времени с существительными. | Логопед показывает картинку с действиями и предлагает ребенку назвать что делает персонаж. Потом говорит, что одному это делать скучно и персонаж позвал друзей. Показывает другую картинку, где персонажей несколько и просит ребенка назвать что делают персонажи. |
«Олины помощники» | Образование формы множественного числа глаголов. | К детям пришла кукла Оля. Логопед показывает на части тела куклы и просит детей назвать их. Говорит, что это Олины помощники. Просит детей сказать как они Оле помогают, что делают. Например: «Что это?» - «Это руки». «Что руки делают?» - «Моют, одевают, берут и т. д.» Далее читается стихотворение Е. Каргановой «Олины помощники». Дети подсказывают нужные слова: Оля весело бежит к речке по дорожке, А для этого нужны нашей Оле... ножки. Оля ягодки берет по две, по три штучки. А для этого нужны нашей Оле... ручки. Оля ядрышки грызет, падают скорлупки. А для этого нужны нашей Оле... зубки. Оля смотрит на кота, на картинки — сказки. А для этого нужны нашей Оле... глазки. | |
Глаголы с противоположным значением | «Все наоборот» | Употребление приставочных глаголов, имеющих противоположное значение. | Логопед раздает детям карточки с действиями, оставляя себе карточки с противоположным значением. Логопед показывает и называет, что делает персонаж и предлагает детям найти персонажа, который делает все наоборот. Потом логопед меняется с детьми карточками. |
«Две сестренки» | Употребление глаголов с противоположным значением. | Перед детьми появляются две куклы. Логопед говорит, что это две сестры. Старшую зовут Умница, а младшую — Капризуля. Капризуля много капризничает, плачет и любит делать все наоборот. Если Умница сложит аккуратно одежду, то Капризуля все разбросает, если Умница наливает воду, то Капризуля выливает и т. д. Рассказ нужно сопровождать действиями с куклами. | |
«Что ты сделал?» | Составление предложений с однокоренными сказуемыми в прошедшем и настоящем времени. | Логопед показывает детям игрушку (любую) и говорит, что бы они внимательно смотрели и называли, что делает игрушка. Логопед выполняет действие, а дети называют их (2 — 3 действия). Потом предлагает детям назвать , что делала игрушка. Например: «Что делал зайка?» - «Зайка танцевал, прыгал, бегал». Потом дети выполняют поручения логопеда и отчитываются о своих действиях. Например: «Я встал и взял машину» и т.д. |
ПРЕДЛОГИ
Название игры | Цель | Ход игры | |
Предлоги в и из,на и с (со), к и от, около | «Что куда» | Употребление предлогов в, из. | Игра проводится в два этапа: I этап: знакомство с предлогом в (с, к). Логопед показывает картинку и оречевляет ее. Затем задает вопрос. Например: «Девочка положила мяч в коробку. Где лежит мяч?» - «Мяч лежит в коробке (В коробке)» и т. д. с другими предлогами. II этап: знакомство с предлогами из, с (со), от. К первой картинке логопед прикладывает вторую картинку, оречевляет ее и задает вопрос. Например: «Девочка вынула мяч из коробки. Откуда вынула девочка мяч?» - «Из коробки».И т. д. с другими предлогами. |
«Где положишь — там возьмешь» | Употребление предлогов на, с (со.) | ||
«Кто куда» | Употребление предлогов к, от, около. | ||
«Поручения» | Усвоение предлогов в активной деятельности. | Логопед дает ребенку поручения и в момент выполнения задает вопросы. Например: «Положи кубики в коробку. Куда ты кладешь кубики?» - «В коробку». «Где лежат кубики?» - «Кубики лежат в коробке (В коробке)». | |
«Прятки» | Использование в речи предлогов с пространственным значением (в, на, около, под). | Игра проводится с окружающими предметами. Логопед говорит, что в гости к ребятам пришла мышка. Она любит играть в прятки. Дети закрывают глаза. Логопед говорит, что мышка спряталась и его надо найти. Детям предлагается ходить по группе в поисках мышки. Игрушка прячется в ограниченном пространстве. Ребенок, который находит мышку, говорит, где была мышка. Игру можно проводить с разными игрушками. | |
Предлоги по, у | «По какой дорожке» | Употребление предлога по. | Логопед показывает картинку и дает образец ответа. При этом он голосом выделяет предлог. Например: «Мальчик идет по дорожке. По чему идет мальчик?» - «Мальчик идет по дорожке. (По дорожке)». «У кого длинные уши и короткий хвост?» - «У зайца» и т. д. |
«У кого что» | Употребление предлога у. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей дошкольного возраста
Комплекс игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста...
Игровые упражнения с литературным текстом на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста
Игровые упражнения с литературным текстом на развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста...
Игры по формирования словаря и грамматического строя речи для детей раннего возраста
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря ...
Развитие активной речи у детей младшего возраста
Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи...
Игры, направленные на развитие диалогической речи для детей младшего возраста, упражнения, способствующие формированию речевого этикета у детей данного возраста, формированию навыков составления диалога.
Игры на развитие диалогической речи ,упражнения на развитие речевого этикета у детей в младшей группе....
План саморазвития воспитателя «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельностидетей;2) Совершенс...
План по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего возраста»
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи ...