Формирование словаря и грамматического строя речи у воспитанников средней группы с нарушениями зрения и речи
консультация по логопедии (средняя группа)

Черенович Ольга Викторовна

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Формирование   грамматического   строя   речи   у   воспитанников   с   ОНР   (общим недоразвитием   речи)     является   одной   из   главных   задач   коррекционного обучения и воспитания.

При общем недоразвитии речи у воспитанников страдают все речевые компоненты

-   звукопроизношение,   словарь,   грамматика   и   связная   речь.   Следовательно,

воспитанникам с речевыми нарушениями, если полная коррекция дефекта не будет осуществлена в дошкольном возрасте, неизбежно грозят серьезные нарушения

чтения и письма. Несформированный грамматический строй речи ребёнка-дошкольника   неизбежно   приводит   к   аграмматической дисграфии-специфическим ошибкам на письме. (т.е., если ребёнок говорит с ошибками -эти же ошибки появятся на письме).

Т.о.   задача   развития   грамматического   строя   речи   является   для   нас педагогов

актуальной.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slovarya_grammaticheskogo.docx33.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование словаря и грамматического

строя речи у воспитанников

средней группы с нарушениями зрения и речи

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в

словосочетаниях и предложениях.

Формирование   грамматического   строя   речи   у   воспитанников   с   ОНР   (общим недоразвитием   речи)     является   одной   из   главных   задач   коррекционного обучения и воспитания.

При общем недоразвитии речи у воспитанников страдают все речевые компоненты

-   звукопроизношение,   словарь,   грамматика   и   связная   речь.   Следовательно,

воспитанникам с речевыми нарушениями, если полная коррекция дефекта не будет осуществлена в дошкольном возрасте, неизбежно грозят серьезные нарушения

чтения и письма. Несформированный грамматический строй речи ребёнка-дошкольника   неизбежно   приводит   к   аграмматической дисграфии-специфическим ошибкам на письме. (т.е., если ребёнок говорит с ошибками -эти же ошибки появятся на письме).

Т.о.   задача   развития   грамматического   строя   речи   является   для   нас педагогов

актуальной.

Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребёнка с близкими взрослыми, совместная   деятельность   с   ними.   В   семье   такое   общение   возникает   и разворачивается   спонтанно,   непреднамеренно   (при   условии   сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребёнок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении). К   пяти   годам   воспитанники   овладевают   всеми   типами   склонения имен существительных,   то   есть   правильно   употребляют   существительные   и прилагательные   во   всех   падежах   единственного   и   множественного   числа.

Важным   показателем   правильной   речи   ребенка   является   умение использовать   простые   предлоги,   правильно   согласовывать   существительные   с прилагательными и числительными.

К   пяти   годам   воспитанники  усваивают   основные   формы   согласования   слов: существительных  с  прилагательными,  с   числительными  в именительном и косвенных падежах.

Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутьё, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий.

Грамматический строй речи у детей с ОНР спонтанно не развивается. Речь   детей,   имеющих   общее   недоразвитие   речи,   аграмматична; формирование   грамматического   строя   речи   происходит   постепенно.

Уровень сформированности языковых средств у каждого из воспитанников зависит от   уровня      речевого   развития   и   имеют   индивидуальные   особенности.

Воспитанники   затрудняются   в   образовании   существительных   с   помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (воробей - воробёнок), много ошибок допускают   при   употреблении   приставочных   глаголов  (подлетел,  вылетел, влетел, облетел).

Выявляются   довольно   стойкие   ошибки   при   согласовании  прилагательного   с   существительным   в   роде   и   падеже   («красная яблоко», «заботился   о   ёжика»,   «наблюдали   за   обезьяны»); смешение   родовой принадлежности существительных («один кукла», «один ведр»); ошибки в согласовании   числительного   с   существительными  («пять   куклав», «три флажков»).

  Характерны   также   ошибки   в   употреблении   предлогов:   их опускание  («лиса живёт ...лесу»), замена  («кубик упал от стола», «мальчик выглядывает из забора»), недоговаривание («платок лежит а стуле», «тапки стоят   по   диваном»).  

У   воспитанников  распространены   ошибки   в   построении предложений («Шёл Петя грибы лес собирать»).

Одним   из   видов   организованной образовательной деятельности   является      формирование словаря и  лексико-грамматических средств языка. Воспитанники

овладевают определёнными грамматическими категориями.

 Первоначально мы  уточняем, понимают ли воспитанники  пространственное расположение предметов, выраженных данным предлогом. Затем вводим название предлог в связную речь. В процессе разнообразных игр и упражнений развиваем навык воспитанников выделять данный предлог в предложениях и сочетаниях слов, употреблять  предложения с данным предлогом.

Успешное   преодоление   речевого недоразвития возможно   при   условии   тесной   взаимосвязи   и  преемственности   в   работе   с воспитателями   группы.   Задача   воспитателя   состоит   в   развитии   у   воспитанников способности применять сформированные на организованной образовательной деятельности умения и навыки в различных ситуациях, режимных моментах.

В   течение   недели   педагогами   группы   делается   акцент   на   данную категорию, подбираются игры и упражнения на закрепление употребления в речи данного предлога. Игры включаются и в  организованную деятельность, и в режимные моменты.

Следует отметить, что на всех видах организованной деятельности  в процессе отработки программного   материала   решаются   и   коррекционные   речевые   задачи: тренируются навыки грамматически правильной речи.

Взрослые, с которыми ребёнок проводит большую часть времени – это родители (законные представители)  являются  полноправными   участниками образовательных   отношений.   Необходимо участие   в   речевом   развитии   ребёнка,   закрепление   знаний   и   навыков,   полученных   на организованной образовательной деятельности.    Игровая деятельность является основным средством развития речи ребёнка. В игре наряду с обогащением и активизацией словарного запаса ребёнка формируется и грамматический строй. По дороге из дошкольного учреждения можно провести словесные игры:

«Какой снег?», «Где лежит снег?», «Я заметил(а)» и др.

Например, игра «Я заметил(а)».

Ход: Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть животных и птиц, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем – где они находятся. Я заметила кошку – она сидит под скамейкой. Я увидела сороку - она прыгает по дорожке. Ребёнок   и   взрослый   могут   называть   увиденные   объекты   по очереди.   Данная   игра   развивает у   воспитанника   правильное   использование в речевой деятельности   предлогов, умение согласовывать слова в предложении.

«Волшебные очки».

Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (синим, зелёным и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный забор, красное лицо и т.п.»

 В процессе данной игры ребёнок упражняется в согласовании прилагательных с существительными в роде.

Например,   скучное   и   нежеланное   занятие   –   собирание   игрушек   можно превратить в интересную игру:

«Разведчик».

 Ребёнку дается боевое задание:   найти   спрятанную   игрушку   и   рассказать,   где   она   лежала.     Ребёнок собирает игрушки и упражняется в правильном употреблении предлогов «ПОД», «НА», «ЗА», «ОКОЛО», «МЕЖДУ».

Учитывая   Вашу   большую   загруженность   ежедневными   домашними делами и накопленную усталость к концу дня, рекомендую Вам часть игр проводить на кухне, т.к. большую часть времени Вы проводите там. Вы заняты приготовлением ужина. Ребёнок крутится около Вас. Предложите ему накрыть   на   стол  и   рассказать,   что   он   сделал.   В   результате   развивается словарь и грамматический строй речи - ребёнок упражняется в употреблении предлогов (на стол, из ящика. со стола), в согласовании числительных с существительными (две тарелки, три ложки,...)

«Приготовим сок». «Из яблок сок ...(яблочный), из груш ...(грушевый), ит.п.  

Можно   придумать   множество   игр,   необходимо   Ваше   желание   и

фантазия. В процессе общения с ребёнком Вы должны быть очень внимательны к

его речи. Необходимо контролировать речь ребёнка, исправлять допущенные

ошибки   (в   произношении   звуков, если   звуки   поставлены   логопедом),   в

расстановке ударений, в употреблении окончаний, предлогов, в построении предложений), тактично исправлять допущенные ошибки.

Таким образом,  формируется внимание ребёнка к собственной речи.

 Известно, что воспитанники с ОНР невнимательны к речи окружающих и тем более к своей собственной речи. Поэтому важно сформировать слуховое внимание - умение слушать речь окружающих, находить ошибки и исправлять их.  

 Как заниматься с ребёнком в домашних условиях по рекомендациям учителя-логопеда?

По предложенным вопросам Вы проводите беседу с ребёнком с целью

выявления его запаса знаний. Если с каким-то видом задания ребёнок не справляется, необходимо отработать это упражнение. Совсем не обязательно за один вечер или день   отрабатывать   все   задания.   Это   большая   нагрузка   для   ребёнка. Распределите работу и не спеша занимайтесь с ребёнком. Учитывайте, что какие-то задания, наиболее трудные для ребёнка, нужно отработать не один раз.

Необходимо   помнить,   что   заниматься  с   ребёнком   необходимо   в игровой форме,  спокойно,   в доброжелательной   атмосфере.  

Во время игровой деятельности необходимо помнить, что ребёнку необходимо находиться   в   ситуации   успеха.

 

Игры   с   мячом широко   используются   в   коррекционной   практике.   Они

оказывают большое значение в развитии воспитанников с нарушениями речи:

1.   Игры   с   мячом   отвлекают   внимание   ребёнка   от   речевого   дефекта   и

побуждают его к общению.

2. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

3. Регулируют силу и точность движения.

4. Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых воспитанников.

5. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

Представленные Вам сегодня игры с мячом удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат и могут использоваться в семье в свободное время.

В  процессе игр с мячом можно  развивать грамматический строй воспитанников.

1. Игра «Один – много»

Цель: закрепление в речи детей именительного падежа существительных мн.ч.

Ход игры.

 Взрослый бросает мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно прокатывать мяч, сидя на ковре.

Примеры:

Будем называть фрукты (посуду, животных, птиц, игрушки, ....).

Я назову 1 предмет, а ты - много:

яблоко – яблоки, банан – бананы, апельсин – апельсины, лимон – лимоны

2. Игра «Эрудит»

Цель:   закрепление   в   речи   воспитанников   родительного   падежа   существительных единственного числа.

Ход игры.  Взрослый бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос, а ребёнок должен

быстро на него ответить и бросить мяч обратно.

Примерные вопросы:

- У кого большой хобот? – Хобот у слона.

- У кого пушистый хвост? – Пушистый хвост у лисы.

- У кого нос пятачком? – Нос пятачком у свиньи.

- У кого длинные уши? – Длинные уши у зайца.

- У кого есть копыта? – Копыта есть у лошади.

3. Игра «Есть - нет?»

Цель: закрепление в речи воспитанников родительного падежа существительных

единственного числа.

Ход игры. Взрослый говорит, что у него есть, и бросает мяч ребёнку; ребенок

ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч.

Примеры:

- У меня есть помидор. – А у меня нет помидора

- У меня есть стакан, кубик, мяч, кукла, ... .

4. Игра «Кого угостим?»

Цель:  закрепление в речи воспитанников винительного падежа существительных

единственного числа.

Ход игры. Ребенок заканчивает начатое вами предложение, поймав мяч.

Примеры:

- Морковкой угостим... (кролика).  - Косточкой угостим... (собаку).

- Молоком угостим...(кошку). - Сеном угостим... (корову).

- Пшеном угостим... (курицу). - Овощами угостим... (свинью).

5. Игра «Чем угостишь?»

Цель:  закрепление в речи воспитанников творительного падежа существительных

единственного числа.

Ход игры. Ребёнку предлагается закончить предложения, ответив на вопрос «Чем угостишь?»

Примеры:

- Медвежонка угощу ...; - Кошку угощу ...; - Белку угощу...; - Лису угощу... .

6. Игра «Один и два»

Цель:  упражнение воспитанников в согласовании существительных с числительными (один и два).

Ход игры. Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово, ребёнок ловит мяч,   произносит   словосочетание   из   этого   же   существительного,   но   с числительными один и два и возвращает мяч. Для игры необходимо подбирать существительные мужского, женского и среднего рода.

Примеры:

Ложка. - Одна ложка, две ложки.

Кукла. - Одна кукла, две куклы.

Шапка. - Одна шапка, две шапки.

Стол. - Один стол. Два стола.

7. Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»

Цель:  упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

Ход игры.  Взрослый бросает ребёнку мяч и предлагает ответить на вопросы.

Примеры:

У папы есть сын. Чей это сын? (Папин.)

- У Маши есть сарафан. Чей это сарафан?

- У мамы есть шуба. Чья это шуба?

- У тёти есть туфли. Чьи это туфли?

- У Коли есть машинка. Чья это машинка?

- У бабушки есть очки. Чьи это очки?

- У дедушки есть кресло. Чьё это кресло?

- У дяди есть машина. Чья это машина?

8. Игра «Где мяч?»

Цель: закрепление в речи воспитанников правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры.  Вариант 1: Ребёнок выполняет задание с мячом:

«Подними мяч над головой, положи мячу правой ноги, положи мяч на ковёр перед собой» и т.д.

Вариант 2: Ребёнок отвечает на вопрос:

«Где лежит мяч?» (на столе, на полу, под столом, за диваном) или  

«Откуда я беру мяч?» (из ящика, со стола, из коробки, с пола).

Существует множество игр на закрепление грамматических категорий.  Игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит   только   от   вашей   фантазии   и   желания   работать   с   детьми   весело, интересно.

   

Уважаемые родители!

Помните,  что  Ваше  участие  в речевом  развитии  ребёнка  не  должно быть

разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком - это

неотъемлемая   часть   сложного   процесса   формирования   речи.   Если   Вы

устранитесь   от   этой   работы,   то   нарушится   целостность   педагогического

процесса, что, в конечном  итоге, скажется  на результатах  коррекционного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование словаря и грамматического строя речи.

Образование имен существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами....

Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»

Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....

Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошко...

Игры по формирования словаря и грамматического строя речи для детей раннего возраста

Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря ...

Игры для формирования словаря и грамматического строя речи

Развитие словарного запаса детей и грамматического строя речи...

Основные компоненты речи. Практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование и развитие грамматического строя речи.

Предлагаемый  материал - это подробный план-конспект семинара-практикума, проводимого логопедом для педагогов (воспитателей), с целью систематизации знаний педагогов по формированию и развитию ле...

Технологическая карта с коррекционной структурой НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в средней группе «Подснежник» на тему «Развитие речи у детей с ТНР среднего дошкольного возраста»

В технологической карте представлен конспект занятия по развитию речи в группе среднего дошкольного возраста на тему "Развитию речи удетей с ТНР"....