Формирование словаря и грамматического строя речи у воспитанников средней группы с нарушениями зрения и речи
консультация по логопедии (средняя группа)
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Формирование грамматического строя речи у воспитанников с ОНР (общим недоразвитием речи) является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания.
При общем недоразвитии речи у воспитанников страдают все речевые компоненты
- звукопроизношение, словарь, грамматика и связная речь. Следовательно,
воспитанникам с речевыми нарушениями, если полная коррекция дефекта не будет осуществлена в дошкольном возрасте, неизбежно грозят серьезные нарушения
чтения и письма. Несформированный грамматический строй речи ребёнка-дошкольника неизбежно приводит к аграмматической дисграфии-специфическим ошибкам на письме. (т.е., если ребёнок говорит с ошибками -эти же ошибки появятся на письме).
Т.о. задача развития грамматического строя речи является для нас педагогов
актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_slovarya_grammaticheskogo.docx | 33.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование словаря и грамматического
строя речи у воспитанников
средней группы с нарушениями зрения и речи
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в
словосочетаниях и предложениях.
Формирование грамматического строя речи у воспитанников с ОНР (общим недоразвитием речи) является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания.
При общем недоразвитии речи у воспитанников страдают все речевые компоненты
- звукопроизношение, словарь, грамматика и связная речь. Следовательно,
воспитанникам с речевыми нарушениями, если полная коррекция дефекта не будет осуществлена в дошкольном возрасте, неизбежно грозят серьезные нарушения
чтения и письма. Несформированный грамматический строй речи ребёнка-дошкольника неизбежно приводит к аграмматической дисграфии-специфическим ошибкам на письме. (т.е., если ребёнок говорит с ошибками -эти же ошибки появятся на письме).
Т.о. задача развития грамматического строя речи является для нас педагогов
актуальной.
Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребёнка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребёнок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении). К пяти годам воспитанники овладевают всеми типами склонения имен существительных, то есть правильно употребляют существительные и прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа.
Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать простые предлоги, правильно согласовывать существительные с прилагательными и числительными.
К пяти годам воспитанники усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными, с числительными в именительном и косвенных падежах.
Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутьё, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий.
Грамматический строй речи у детей с ОНР спонтанно не развивается. Речь детей, имеющих общее недоразвитие речи, аграмматична; формирование грамматического строя речи происходит постепенно.
Уровень сформированности языковых средств у каждого из воспитанников зависит от уровня речевого развития и имеют индивидуальные особенности.
Воспитанники затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (воробей - воробёнок), много ошибок допускают при употреблении приставочных глаголов (подлетел, вылетел, влетел, облетел).
Выявляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже («красная яблоко», «заботился о ёжика», «наблюдали за обезьяны»); смешение родовой принадлежности существительных («один кукла», «один ведр»); ошибки в согласовании числительного с существительными («пять куклав», «три флажков»).
Характерны также ошибки в употреблении предлогов: их опускание («лиса живёт ...лесу»), замена («кубик упал от стола», «мальчик выглядывает из забора»), недоговаривание («платок лежит а стуле», «тапки стоят по диваном»).
У воспитанников распространены ошибки в построении предложений («Шёл Петя грибы лес собирать»).
Одним из видов организованной образовательной деятельности является формирование словаря и лексико-грамматических средств языка. Воспитанники
овладевают определёнными грамматическими категориями.
Первоначально мы уточняем, понимают ли воспитанники пространственное расположение предметов, выраженных данным предлогом. Затем вводим название предлог в связную речь. В процессе разнообразных игр и упражнений развиваем навык воспитанников выделять данный предлог в предложениях и сочетаниях слов, употреблять предложения с данным предлогом.
Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе с воспитателями группы. Задача воспитателя состоит в развитии у воспитанников способности применять сформированные на организованной образовательной деятельности умения и навыки в различных ситуациях, режимных моментах.
В течение недели педагогами группы делается акцент на данную категорию, подбираются игры и упражнения на закрепление употребления в речи данного предлога. Игры включаются и в организованную деятельность, и в режимные моменты.
Следует отметить, что на всех видах организованной деятельности в процессе отработки программного материала решаются и коррекционные речевые задачи: тренируются навыки грамматически правильной речи.
Взрослые, с которыми ребёнок проводит большую часть времени – это родители (законные представители) являются полноправными участниками образовательных отношений. Необходимо участие в речевом развитии ребёнка, закрепление знаний и навыков, полученных на организованной образовательной деятельности. Игровая деятельность является основным средством развития речи ребёнка. В игре наряду с обогащением и активизацией словарного запаса ребёнка формируется и грамматический строй. По дороге из дошкольного учреждения можно провести словесные игры:
«Какой снег?», «Где лежит снег?», «Я заметил(а)» и др.
Например, игра «Я заметил(а)».
Ход: Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть животных и птиц, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно укажем – где они находятся. Я заметила кошку – она сидит под скамейкой. Я увидела сороку - она прыгает по дорожке. Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди. Данная игра развивает у воспитанника правильное использование в речевой деятельности предлогов, умение согласовывать слова в предложении.
«Волшебные очки».
Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (синим, зелёным и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный забор, красное лицо и т.п.»
В процессе данной игры ребёнок упражняется в согласовании прилагательных с существительными в роде.
Например, скучное и нежеланное занятие – собирание игрушек можно превратить в интересную игру:
«Разведчик».
Ребёнку дается боевое задание: найти спрятанную игрушку и рассказать, где она лежала. Ребёнок собирает игрушки и упражняется в правильном употреблении предлогов «ПОД», «НА», «ЗА», «ОКОЛО», «МЕЖДУ».
Учитывая Вашу большую загруженность ежедневными домашними делами и накопленную усталость к концу дня, рекомендую Вам часть игр проводить на кухне, т.к. большую часть времени Вы проводите там. Вы заняты приготовлением ужина. Ребёнок крутится около Вас. Предложите ему накрыть на стол и рассказать, что он сделал. В результате развивается словарь и грамматический строй речи - ребёнок упражняется в употреблении предлогов (на стол, из ящика. со стола), в согласовании числительных с существительными (две тарелки, три ложки,...)
«Приготовим сок». «Из яблок сок ...(яблочный), из груш ...(грушевый), ит.п.
Можно придумать множество игр, необходимо Ваше желание и
фантазия. В процессе общения с ребёнком Вы должны быть очень внимательны к
его речи. Необходимо контролировать речь ребёнка, исправлять допущенные
ошибки (в произношении звуков, если звуки поставлены логопедом), в
расстановке ударений, в употреблении окончаний, предлогов, в построении предложений), тактично исправлять допущенные ошибки.
Таким образом, формируется внимание ребёнка к собственной речи.
Известно, что воспитанники с ОНР невнимательны к речи окружающих и тем более к своей собственной речи. Поэтому важно сформировать слуховое внимание - умение слушать речь окружающих, находить ошибки и исправлять их.
Как заниматься с ребёнком в домашних условиях по рекомендациям учителя-логопеда?
По предложенным вопросам Вы проводите беседу с ребёнком с целью
выявления его запаса знаний. Если с каким-то видом задания ребёнок не справляется, необходимо отработать это упражнение. Совсем не обязательно за один вечер или день отрабатывать все задания. Это большая нагрузка для ребёнка. Распределите работу и не спеша занимайтесь с ребёнком. Учитывайте, что какие-то задания, наиболее трудные для ребёнка, нужно отработать не один раз.
Необходимо помнить, что заниматься с ребёнком необходимо в игровой форме, спокойно, в доброжелательной атмосфере.
Во время игровой деятельности необходимо помнить, что ребёнку необходимо находиться в ситуации успеха.
Игры с мячом широко используются в коррекционной практике. Они
оказывают большое значение в развитии воспитанников с нарушениями речи:
1. Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и
побуждают его к общению.
2. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
3. Регулируют силу и точность движения.
4. Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых воспитанников.
5. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
Представленные Вам сегодня игры с мячом удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат и могут использоваться в семье в свободное время.
В процессе игр с мячом можно развивать грамматический строй воспитанников.
1. Игра «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей именительного падежа существительных мн.ч.
Ход игры.
Взрослый бросает мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно прокатывать мяч, сидя на ковре.
Примеры:
Будем называть фрукты (посуду, животных, птиц, игрушки, ....).
Я назову 1 предмет, а ты - много:
яблоко – яблоки, банан – бананы, апельсин – апельсины, лимон – лимоны
2. Игра «Эрудит»
Цель: закрепление в речи воспитанников родительного падежа существительных единственного числа.
Ход игры. Взрослый бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос, а ребёнок должен
быстро на него ответить и бросить мяч обратно.
Примерные вопросы:
- У кого большой хобот? – Хобот у слона.
- У кого пушистый хвост? – Пушистый хвост у лисы.
- У кого нос пятачком? – Нос пятачком у свиньи.
- У кого длинные уши? – Длинные уши у зайца.
- У кого есть копыта? – Копыта есть у лошади.
3. Игра «Есть - нет?»
Цель: закрепление в речи воспитанников родительного падежа существительных
единственного числа.
Ход игры. Взрослый говорит, что у него есть, и бросает мяч ребёнку; ребенок
ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч.
Примеры:
- У меня есть помидор. – А у меня нет помидора
- У меня есть стакан, кубик, мяч, кукла, ... .
4. Игра «Кого угостим?»
Цель: закрепление в речи воспитанников винительного падежа существительных
единственного числа.
Ход игры. Ребенок заканчивает начатое вами предложение, поймав мяч.
Примеры:
- Морковкой угостим... (кролика). - Косточкой угостим... (собаку).
- Молоком угостим...(кошку). - Сеном угостим... (корову).
- Пшеном угостим... (курицу). - Овощами угостим... (свинью).
5. Игра «Чем угостишь?»
Цель: закрепление в речи воспитанников творительного падежа существительных
единственного числа.
Ход игры. Ребёнку предлагается закончить предложения, ответив на вопрос «Чем угостишь?»
Примеры:
- Медвежонка угощу ...; - Кошку угощу ...; - Белку угощу...; - Лису угощу... .
6. Игра «Один и два»
Цель: упражнение воспитанников в согласовании существительных с числительными (один и два).
Ход игры. Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово, ребёнок ловит мяч, произносит словосочетание из этого же существительного, но с числительными один и два и возвращает мяч. Для игры необходимо подбирать существительные мужского, женского и среднего рода.
Примеры:
Ложка. - Одна ложка, две ложки.
Кукла. - Одна кукла, две куклы.
Шапка. - Одна шапка, две шапки.
Стол. - Один стол. Два стола.
7. Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Цель: упражнение в образовании притяжательных прилагательных.
Ход игры. Взрослый бросает ребёнку мяч и предлагает ответить на вопросы.
Примеры:
У папы есть сын. Чей это сын? (Папин.)
- У Маши есть сарафан. Чей это сарафан?
- У мамы есть шуба. Чья это шуба?
- У тёти есть туфли. Чьи это туфли?
- У Коли есть машинка. Чья это машинка?
- У бабушки есть очки. Чьи это очки?
- У дедушки есть кресло. Чьё это кресло?
- У дяди есть машина. Чья это машина?
8. Игра «Где мяч?»
Цель: закрепление в речи воспитанников правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры. Вариант 1: Ребёнок выполняет задание с мячом:
«Подними мяч над головой, положи мячу правой ноги, положи мяч на ковёр перед собой» и т.д.
Вариант 2: Ребёнок отвечает на вопрос:
«Где лежит мяч?» (на столе, на полу, под столом, за диваном) или
«Откуда я беру мяч?» (из ящика, со стола, из коробки, с пола).
Существует множество игр на закрепление грамматических категорий. Игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело, интересно.
Уважаемые родители!
Помните, что Ваше участие в речевом развитии ребёнка не должно быть
разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком - это
неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если Вы
устранитесь от этой работы, то нарушится целостность педагогического
процесса, что, в конечном итоге, скажется на результатах коррекционного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование словаря и грамматического строя речи.
Образование имен существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами....
Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»
Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....
Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошко...
Игры по формирования словаря и грамматического строя речи для детей раннего возраста
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря ...
Игры для формирования словаря и грамматического строя речи
Развитие словарного запаса детей и грамматического строя речи...
Основные компоненты речи. Практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование и развитие грамматического строя речи.
Предлагаемый материал - это подробный план-конспект семинара-практикума, проводимого логопедом для педагогов (воспитателей), с целью систематизации знаний педагогов по формированию и развитию ле...
Технологическая карта с коррекционной структурой НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в средней группе «Подснежник» на тему «Развитие речи у детей с ТНР среднего дошкольного возраста»
В технологической карте представлен конспект занятия по развитию речи в группе среднего дошкольного возраста на тему "Развитию речи удетей с ТНР"....