Формирование словаря и грамматического строя речи.
методическая разработка по логопедии на тему

Сальникова Людмила Васильевна

Образование имен существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovaniya_slovarya_i_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование словаря и грамматического строя речи.

Образование имен существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

  1. Игра «ЛАСКОВЫЕ ИМЕНА»

Цель: образование имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Описание игры:  Дети называют себя по-разному (Лена, Елена, Леночка).

Образуют хоровод и произносят стихи:

Хоровод водили, ласковыми были.

В кружок вызывали, имя называли:

Выйди Леночка в кружок,

Возьми Леночка флажок.

Прослушать стихотворение К.Чуковского «Про Марусю и бабусю»

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладенького сахарного пряничка.

Бабушка на улице старенькая шла,

Девочкам по денежке бабушка дала:

Марьюшке – копеечку,

Марусеньке – копеечку,

Машеньке – копеечку,

Манечке – копеечку

Марьюшка, Марусенька, Мшенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

Дед Кондрат задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабаушка дала?

Вопросы:  Сколько было девочек? Как можно ласково назвать девочку Машу?

  1. Игра «Мальчик с пальчик и Великанище»

Цель:  Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Описание игры:  Воспитатель рассказывает сказку про мальчика с пальчика и Великанище:

Жили-были Мальчик с пальчик и Великанище (показывает картинку с изображением Мальчика с пальчика и Великанища).  Часто они гуляли вместе и, кажется, смотрели на один и тот же предмет, но если предмет называл Мальчик с пальчик, он (предмет) становился маленьким. Если предмет называл Великанище, то предмет становился очень большим.

Вот они увидели дом. Назвал его Мальчик с пальчик, получился домик. Назвал Великанище – получился домище.

Воспитатель показывает разные предметы. Дети называют их с уменьшительно-ласкательными суффиксами или с увеличительными, в зависимости от того, кого воспитатель называет (показывает):  Мальчика с  пальчика или Великанище.

- Какие слова в стихотворении про «Марусю и бабусю» сказал Мальчик с пальчик? (дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: пряничек, денежка, копеечка…).

  1. Игра «Найди ласковое слово».

Цель: уметь выделить имена существительные и прилагательные с уменьшительно ласкательными суффиксами.

Описание игры: Показать картинку девочки, на картинке текст:

Наша Маша маленькая,

На ней шуба Аленькая,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Вопросы: Какие ласковые слова заметили? Что сказано про Машу? Про шубу?

Козлик, остренькие рожки!

Ты не видел нашей крошки?

Вопросы: Какие ласковые слова заметили? Какие рожки у козлика?

Я теленочка ласкала,

Был он маленький,

Свежей травкой угощала у завалинки,

Я теленочка любила,

Был он нежненький,

Я водичкою поила самой свеженькой.

Вопросы: Какой теленочек? Какая водичка?

  1. Игра «Дополни предложение ласковыми словами».

Цель: Учить детей образовывать прилагательные с ласковыми значениями.

Игровой материал: предметные картинки.

Описание игры:  Показать картинку, начать предложение, дети заканчивают его нужным по смыслу словом.

Заяц белый, а зайчонок … (беленький).

Берёза тонкая, а берёзка …(тоненькая).

Дом низкий, а избушка ….(низенькая).

Образование глаголов.

  1. Игра «Ехали мы, ехали»

Цель:  Образование приставочных глаголов (движения).

Описание игры:  Дети изображают машину, двигаясь по группе, произносят текст:

Ехали мы, ехали, к речке подъехали,

Мост переехали,

К горке подъехали,

На горку въехали,

С горки съехали,

Яму объехали.

Ехали, ехали ….

И домой приехали.

Дети садятся, получают картинки. По картинке надо назвать действие из игры.

Например:  К речке подъехали и т.д.

Наречие.

 

  1. Игра «Измени слово»

Цель: Обучить образованию наречий от имен прилагательных. Учить детей распространять предложения путем введения имен прилагательных, а затем замены прилагательных наречием, образованным от этого прилагательного.

Игровой материал: Сюжетные картинки.

Описание игры: У детей сюжетные картинки. Составляют предложения, а затем они распространяют путем введения имен прилагательных.

Светит, какое солнце? – светит яркое солнце.

Солнце светит как? – солнце светит ярко.

Такая же работа с другими картинками:

По реке идет (быстрый) катер.

Катер идет быстро.

Турист несет (тяжелый) рюкзак.

Ему (тяжело) нести рюкзак.

 

Красная шапочка вошла в (темный) лес.

В лесу было (темно).

У Маши (чистые) руки.

Маша моет руки (чисто).

Лиса (осторожный) зверь.

Она крадется (осторожно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»

Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....

Развитие словаря и грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.

Консультация "Развитие словаря и грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста" рассказывает о речевом развитии детей 4-5 лет. Так же предлагаютя игры для развития словарного запаса и...

Игры по формирования словаря и грамматического строя речи для детей раннего возраста

Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря ...

Игры для формирования словаря и грамматического строя речи

Развитие словарного запаса детей и грамматического строя речи...

«Создание условий для обогащения словаря детей среднего возраста и формирования у них грамматического строя речи через активное использование в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дидактических игр и упражнений».

Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако если этот человек выражает свои мысли непоследовательно, неграмотно, ...

Основные компоненты речи. Практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование и развитие грамматического строя речи.

Предлагаемый  материал - это подробный план-конспект семинара-практикума, проводимого логопедом для педагогов (воспитателей), с целью систематизации знаний педагогов по формированию и развитию ле...

Формирование словаря и грамматического строя речи у воспитанников средней группы с нарушениями зрения и речи

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.Формирование   грамматического   строя   речи   у...