Формирование словаря и грамматического строя речи.
методическая разработка по логопедии на тему
Образование имен существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovaniya_slovarya_i_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование словаря и грамматического строя речи.
Образование имен существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
- Игра «ЛАСКОВЫЕ ИМЕНА»
Цель: образование имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Описание игры: Дети называют себя по-разному (Лена, Елена, Леночка).
Образуют хоровод и произносят стихи:
Хоровод водили, ласковыми были.
В кружок вызывали, имя называли:
Выйди Леночка в кружок,
Возьми Леночка флажок.
Прослушать стихотворение К.Чуковского «Про Марусю и бабусю»
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладенького сахарного пряничка.
Бабушка на улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:
Марьюшке – копеечку,
Марусеньке – копеечку,
Машеньке – копеечку,
Манечке – копеечку
Марьюшка, Марусенька, Мшенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
Дед Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабаушка дала?
Вопросы: Сколько было девочек? Как можно ласково назвать девочку Машу?
- Игра «Мальчик с пальчик и Великанище»
Цель: Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Описание игры: Воспитатель рассказывает сказку про мальчика с пальчика и Великанище:
Жили-были Мальчик с пальчик и Великанище (показывает картинку с изображением Мальчика с пальчика и Великанища). Часто они гуляли вместе и, кажется, смотрели на один и тот же предмет, но если предмет называл Мальчик с пальчик, он (предмет) становился маленьким. Если предмет называл Великанище, то предмет становился очень большим.
Вот они увидели дом. Назвал его Мальчик с пальчик, получился домик. Назвал Великанище – получился домище.
Воспитатель показывает разные предметы. Дети называют их с уменьшительно-ласкательными суффиксами или с увеличительными, в зависимости от того, кого воспитатель называет (показывает): Мальчика с пальчика или Великанище.
- Какие слова в стихотворении про «Марусю и бабусю» сказал Мальчик с пальчик? (дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: пряничек, денежка, копеечка…).
- Игра «Найди ласковое слово».
Цель: уметь выделить имена существительные и прилагательные с уменьшительно ласкательными суффиксами.
Описание игры: Показать картинку девочки, на картинке текст:
Наша Маша маленькая,
На ней шуба Аленькая,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Вопросы: Какие ласковые слова заметили? Что сказано про Машу? Про шубу?
Козлик, остренькие рожки!
Ты не видел нашей крошки?
Вопросы: Какие ласковые слова заметили? Какие рожки у козлика?
Я теленочка ласкала,
Был он маленький,
Свежей травкой угощала у завалинки,
Я теленочка любила,
Был он нежненький,
Я водичкою поила самой свеженькой.
Вопросы: Какой теленочек? Какая водичка?
- Игра «Дополни предложение ласковыми словами».
Цель: Учить детей образовывать прилагательные с ласковыми значениями.
Игровой материал: предметные картинки.
Описание игры: Показать картинку, начать предложение, дети заканчивают его нужным по смыслу словом.
Заяц белый, а зайчонок … (беленький).
Берёза тонкая, а берёзка …(тоненькая).
Дом низкий, а избушка ….(низенькая).
Образование глаголов.
- Игра «Ехали мы, ехали»
Цель: Образование приставочных глаголов (движения).
Описание игры: Дети изображают машину, двигаясь по группе, произносят текст:
Ехали мы, ехали, к речке подъехали,
Мост переехали,
К горке подъехали,
На горку въехали,
С горки съехали,
Яму объехали.
Ехали, ехали ….
И домой приехали.
Дети садятся, получают картинки. По картинке надо назвать действие из игры.
Например: К речке подъехали и т.д.
Наречие.
- Игра «Измени слово»
Цель: Обучить образованию наречий от имен прилагательных. Учить детей распространять предложения путем введения имен прилагательных, а затем замены прилагательных наречием, образованным от этого прилагательного.
Игровой материал: Сюжетные картинки.
Описание игры: У детей сюжетные картинки. Составляют предложения, а затем они распространяют путем введения имен прилагательных.
Светит, какое солнце? – светит яркое солнце.
Солнце светит как? – солнце светит ярко.
Такая же работа с другими картинками:
По реке идет (быстрый) катер.
Катер идет быстро.
Турист несет (тяжелый) рюкзак.
Ему (тяжело) нести рюкзак.
Красная шапочка вошла в (темный) лес.
В лесу было (темно).
У Маши (чистые) руки.
Маша моет руки (чисто).
Лиса (осторожный) зверь.
Она крадется (осторожно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему «Формирование лексики и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.»
Данный материал содержит в себе описание и планирование работы над лексикой и грамматикой у детей с ОНР старшего дошкольного возраста....
Развитие словаря и грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста.
Консультация "Развитие словаря и грамматического строя речи детей среднего дошкольного возраста" рассказывает о речевом развитии детей 4-5 лет. Так же предлагаютя игры для развития словарного запаса и...
Игры по формирования словаря и грамматического строя речи для детей раннего возраста
Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Он объединяет морфемику, синтаксис и словообразование. Его становление у детей происходит благодаря ...
Игры для формирования словаря и грамматического строя речи
Развитие словарного запаса детей и грамматического строя речи...
«Создание условий для обогащения словаря детей среднего возраста и формирования у них грамматического строя речи через активное использование в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности дидактических игр и упражнений».
Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однако если этот человек выражает свои мысли непоследовательно, неграмотно, ...
Основные компоненты речи. Практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование и развитие грамматического строя речи.
Предлагаемый материал - это подробный план-конспект семинара-практикума, проводимого логопедом для педагогов (воспитателей), с целью систематизации знаний педагогов по формированию и развитию ле...
Формирование словаря и грамматического строя речи у воспитанников средней группы с нарушениями зрения и речи
Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях.Формирование грамматического строя речи у...