Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Итоговое творческое мероприятие по познавательному и речевому развитию "Встреча весны и перелетных птиц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_organizatsii_sovmestnoy_deyatelnosti_s_detmi.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми
Тема (проект. событие): Встреча весны и перелетных птиц (итоговое мероприятие в рамках творческого проекта «Перелетные птицы»).
Возрастная группа: подготовительная группа МБДОУ № 27.
Форма : Праздник.
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная).
Учебно-методический комплект: М.Ю. Картушина, «Русские народные праздники в детском саду».
Средства:
- мультимедийные - ( в предварительной работе) презентация «Перелетные птицы», интерактивная игра «Угадай птицу по голосу/ силуэту).
- Литературные: произведения народного творчества: загадки, побасенки, частушки, заклички и др; стихи о весне, птицах
- музыкальные: фонограммы «голоса птиц», русские народные игры: «У матушки четверо было детей», «Чижик- пыжик», хоровод «Жаворонок», песни: «Воробей», «Весна желанная», русский народный танец-игра «Длинноногий журавель».
Предварительная работа в рамках проекта: Разучивание стихов, закличек, песен и частушек; просмотр презентаций «Весна», «Перелетные птицы», интерактивная игра «Угадай птицу…», беседы о весенних приметах, о перелетных птицах; изобразительная деятельность: коллективное изготовление гнезд из природного материала (ТЕХНОЛОГИЯ «МОДЕЛИРОВАНИЕ»), рисование птиц, лепка, аппликация «Иволга» (нетрадиционная изотехника)
ЗАДАЧИ образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
- Пробудить интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старинными традициями и обрядами. - Закрепить представления о некоторых перелетных и зимующих птицах края. - Прививать бережное отношение и любовь к птицам, природе. - Развивать эмоциональный отклик на весенние явления природы. | Активизировать речь детей, её выразительные средства. Закреплять правила поведения во время мероприятия. Преодолевать застенчивость, неуверенность во время публичного выступления (Сережа, Иван, Варя, Ариша) |
Этапы | Действия, деятельность педагога | Содержание деятельности | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Вводный, организационный | Праздник начинает ведущий, который эмоционально включает детей в игру, стимулирует на совместную дальнейшую деятельность. Здоровается с гостями, предлагает детям послушать, что скажет «волшебное кольцо» | Праздник начинается с русской народной песни «У матушки четверо было детей..» о временах года, под которую дети входят в зал. Педагог говорит: Ребята, сегодня на порог детсада прикатилось «волшебное кольцо. Оно нам хочет рассказать что-то интересное, я скажу волшебные слова, а вы закройте глаза и тихонько слушайте, что же колечко скажет. Произносит слова: «Ты катись, катись, колечко, на весеннее крылечко. И с весеннего крыльца дай послушать соловья». | Дети в русских народных костюмах и в масках-шапочках входят в зал, запевая песню, проходят и присаживаются на свои места. Дети выполняют предложенное задание-игру в соответствии с установленными требованиями, настраиваются на дальнейшую деятельность, активизируют внимание. | заинтересовать детей, смотивировать их на совместную дальнейшую деятельность, сосредоточить на совместной активной работе. |
Ведущий задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, память, внимание. - Ребята, кто это поет? - Может, кто-то узнает голоса птиц? Какие это птицы? Да, действительно, это пение перелетных птиц. На зиму они улетали в теплые края. А весной возвратились на родину. Каких ещё птиц вы знаете? | Звучит фонограмма «пение птиц» | Дети слушают, сосредотачивают внимание, стараясь отгадать, чей же голос звучит, какой перелетной птицы. Затем они называют других птиц, сведения о которых они в ходе проекта собирали вместе с родителями и педагогами ранее. Могут давать краткие пояснения о них. | Активизировать психические процессы, закрепить полученные ранее знания о перелетных птицах , вспомнить названия других птиц. | |
Основной | Ведущий обобщает ответы детей, и предлагает нескольким детям в масках соответствующих птиц рассказать о них стихотворения. | После презентации выходят дети в масках птиц, читают стихи | 1 ребенок, «аист»: Аист, аист длинноногий, покажи домой дорогу! Топай правою ногой, топай левою ногой. Снова правою ногой, снова левою ногой. И придешь тогда домой! 2 ребенок, «Зяблик»: Зяблик, пинь-пинь-пинь! Шубку скинь, скинь, скинь! Зяблик распелся. Зяблик согрелся! 3 ребенок, «Кукушка»: Ку-ку, ку-ку, кукушечка, ку-ку, ку-ку, рябушечка! Ты лети во лесок, подавай голосок! 4 ребенок, «Грач»: Черный грач, чернее ночи. Утомился, как рабочий. Он за плугом день ходил, клювом червяков ловил! Листья снова зеленели, солнца яркие деньки, прилетают, прилетели, прилетели и грачи! 5 ребенок, «Скворец»: Скворец за морем жил зимой, теперь вернулся он домой. И рано утром в тишине запел о солнце, о весне! 6 ребенок, «Ласточка»: Из Африки весною ласточки летят. Под крышами из глины гнезда мастерят. 7 ребенок, «Соловей»: Певец весны- соловушка, наш садик полюбил. И там уж тепло гнездышко для детушек он свил. | В стихотворной форме закрепить полученные представления о птицах. Уметь выразительно рассказывать стихотворение, используя образные средства. |
Ведущий предлагает детям поиграть в народную игру | Происходит смена деятельности. Проводится игра «Чижик-пыжик». После игры дети садятся на места. | Дети активно играют в игру, соблюдая правила: тот. кто стоит в круге, должен выполнять танцевальные движения и вовремя выбрать следующего ведущего. | предупредить возникновение утомления, внести эмоциональный заряд, переключить детей на другую деятельность. | |
Ведущий настраивает детей на дальнейшую деятельность, предлагая им рассказать о весенних приметах через такие формы, как стихотворения и песня. | Выходят два ребенка, которые выразительно читают стихи о весне Затем все ребята поют песню «Весна желанная» | 1 ребенок: Вот и солнышко проснулось, стало лучше припекать: Потянулось, улыбнулось, всех ребят зовет играть. 2 ребенок: Вместе с солнышком встаем, вместе с птицами поем: -С добрым утром! С ясным днем! Вот как славно мы поем! Поют пеню о весне. | В стихотворной и музыкальной форме представить весенние приметы. Закрепить особенности народных традиций. Уметь выразительно рассказывать стихотворения, произносить заклички, используя образные средства, закрепить певческие умения. | |
Под русскую музыку входит персонаж- Авдотья- «Плющиха». На этом этапе педагог дает краткую информацию о данном мифическом персонаже в русском обрядовом календаре природы, и стимулирует на произношение закличек. После закличек всех детей ведущий приглашает спеть песню о воробье. | Говорит: Здравствуйте, ребятушки! Я – Авдотья- Плющиха! Зимой Земля- матушка спала, замерла, замкнута была, нельзя её тревожить было. Но пришла я - Авдотья- Плющиха, снег сплющила, он сел, осел, ручьями побежал. Пробуждаю я землю- матушку от зимнего сна. Решаю: весну- красну пускать или не пускать. А ведь люди ждут весну, кличут, зазывают. Снаряжаю я весну-красну и поэтому меня ещё называют Авдотья- весновка. А давайте и мы с вами будем весну и солнышко зазывать, жаворонков кликать. Дети произносят заклички, а после поют песню | Дети слушают, выполняют предложенное действие: встают, говорят хором, вместе с Авдотьей заклички: 1. Солнышко-ведрышко! Красно колоколнышко! Прикатись к нам на проталинку! Прикатись к нам на завалинку! Сядь на кочку, на пенек, погости у нас денек! 2. Солнышко-ядрышко! Высвети, выгляни! воробьи чирикают, весну-красну кликают! со стрехи на капели кулики прилетели! Дети поют песню «Воробей», затем садятся на места. | ||
Ведущая говорит «Ну вот и Весна к нам пришла!». Здоровается с Весной («Здравствуй, весна-красна!»). Побуждает ребят также поздороваться с ней, сосредотачивает их внимание на персонаже, побуждает к совместным действиям. | Под русскую мелодию выходит девочка- Весна, здоровается с ведущей, рассказывает стихотворение и приглашает всех в хоровод. | Весна: здравствуйте, ребята! Надо мною столько неба, мне одной не удержать. Я хочу, чтоб все на свете вышли в поле подышать! Посмотреть, как снег растаял, и подснежник как цветет. У березки, что во поле, мы поводим хоровод! (приглашает всех ребят вместе с ведущей в хоровод) Дети исполняют шуточную русскую народную песню-танец «Длинноногий журавель» | предупредить возникновение утомления, внести эмоциональный заряд, переключить детей на другую деятельность. | |
Ведущая и Авдотья переключают внимание детей на последующую деятельность, стимулируют их память, мышление, воображение, побуждая отгадать загадки. | Говорит: Пришла весна- веселье, радость, шутки принесла. Выходите, скоморохи-ложкари, позабавьте нас! Выбегают два Скомороха (дети), поют частушки. Авдотья: «Ну и молодцы-удальцы! А вы хорошо знаете птиц? Тогда отгадайте мои загадки 1) На шесте дворец, во дворце-певец. 2) Эта птица болтлива, воровата и суетлива. Стрекотунья, белобока, а зовут её? 3) Я по дереву стучу, червяка достать хочу. Хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой. 4) Всю ночь летает, мышей добывает. А станет светло- спать летит в дупло.» | Хором: Тары-бары! Тары-бары» ни баяна, ни гитары! Не певцы, не плясуны, мы ребята- болтуны! *** Все ребята рисовали, только мы с тобой болтали! Обсудить нам есть чего - целый день до вечера! *** Все ребята потрудились, тут порядок навели. Мы с тобой не разлучались, наболтаться не могли! Заболтались мы совсем, надоели, видно, всем! *** Ох, устали языки, наболтались мужики! На каждый проигрыш играют на ложках. Дети отгадывают загадки. 1. скворец 2) сорока 3) дятел 4. Сова. | Активизировать мышление, память, воображение через отгадывание загадок- закрепить представление о птицах, особенностях их внешнего вида, повадок | |
Авдотья дает оценку ответов детей, комментирует, эмоционально вовлекает в дальнейшую совместную деятельность, с помощью ребенка- помощника сообщает основные правила поведения в природе и виды помощи птицам. | Авдотья: молодцы, ребята. Все загадки знаете, вижу, что много вы о птицах нового узнали и запомнили. А вот я, когда к вам в гости шла, видела на дубе царя птиц- орла. Он издал царский указ. Хотите узнать, о чем он? Давайте тогда все послушаем его. Выходит ребенок в маске орла и читает «Указ» | Орел: «Вот дуб, на дубе-трон. Царь-орел на дубе том. У царя в когтях указ, вам, друзья, такой наказ: Птичьих гнезд не разоряйте, зимой птицам помогайте! Корм в кормушки насыпайте, вес ной с радостью встречайте. В новые скворечники пернатых приглашайте! С указом царя вы согласны, друзья? Все дети отвечают «Да» | Прививать бережное отношение и любовь к птицам, природе, обобщить в стихотворной форме правила поведения в природе и виды помощи птицам | |
Ведущая сообщает детям сведения о том, какие приметы, какие приговорки, пословицы русский народ складывал о птицах, какие существовали приметы с их прилетом, в какие праздники какие существовали обычаи, связанные с птицами. Демонстрирует обряд «отпущение птиц на волю» | Ведущий: Ребята, а вы знаете, что раньше встречали весну-красну в праздник «Благовещенье»? В этот день говорят: Весна зиму поборола. А ещё говорили: «Благовещенье- птиц отпущенье». Отпускали в этот день всех птиц на волю, а отпуская, приговаривали: «Синички-сестрички, тетки-чечетки, краснозобые снегирюшки, щеголята-молодцы, воры-воробьи! Вы по воле полетайте, вы на вольной поживите. К нам весну скорей ведите! |
| Закрепить знания о традициях и обрядах, связанных с прилетом птиц | |
Авдотья приглашает детей на игру, используя образные языковые средства | Авдотья говорит: А ну, ребята, в хоровод вставайте, с жаворонком поиграйте Проводится игра «Жаворонок» с колокольчиком | Дети встают в хоровод, один ребенок остается за кругом, держит в руке колокольчик. Дети, идя по кругу, говорят слова: «В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел. Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет, Будет счастлив целый год! (дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик в руку любого ребенка. Нашедший звонит, дети называют того, у кого в руках колокольчик) | предупредить возникновение утомления, внести эмоциональный заряд, переключить детей на другую деятельность. | |
После игры ведущий ещё раз обобщает правила поведения в природе и виды помощи братьям меньшим, предлагает детям рассказать стихотворения о том, что такое природа. | Проводится мини-акция «Давайте беречь природу!» Ведущий говорит: «Помните, ребята! Нужно уважать и беречь природу, как наставлял царь птиц-орел, не обижать зверей и птиц, всегда насыпать корм в кормушки, делать скворечники, любить все живое, что нас окружает» | 1 ребенок: Мы любим лес в любое время года, мы слышим речек медленную речь.. Все это называется «природа», давайте же её всегда беречь! 2 ребенок: В лугах ромашки солнечного цвета, такие, что светлей на свете жить. Природой называется все это, давайте же с природою дружить! 3 ребенок: Летят, поют нам птички с небосвода, клубится на заре тумана дым. Все это называется «природа», давайте же сердца ей отдадим! | Прививать бережное отношение к природе. | |
Заключительный | Педагог настраивает детей на дальнейшую деятельность в рамках мини-акции, предлагая им после завершения праздника покормить птиц на участке | Ведущий говорит: Сейчас, ребята, мы с вами пойдем на прогулку, и насыплем зерно в наши кормушки. | Дети слушают педагога, высказывают свои суждения, могут внести предложения по поводу того, чем будут кормить. | |
В заключении мероприятия педагог произносит завершающую речь. | Говорит: Подошел к концу наш праздник, но хотим гостям сказать: Не прощаемся надолго.. | Все дети хором: «Приходите к нам опять! » |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организации совместной непрсредственно образовательной деятельности с детьми
Удобный конспект занятия...
Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми (лепка)
Технологическая карта для проведения занятия по лепке с детьми младшей группы....
Технологическая карта организации совместной деятельности с детьми (рисование)
технологическая карта занятия по рисованию с детьми младшей группы...
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьмиЗадачи образовательной деятельности:1. Развивать простейшее мышлени...
Технологическая карта организации НОД с детьми средней группы "Деление блоков по свойствам"
Игры с "Блоками Дьенеша"...
Технологическая карта организации НОД с детьми средней группы "Угощение медвежат"
Сравнение свойств квадрата и прямоугольника, игры с "Блоками Дьенеша"...
"Мамы есть у всех". Технологическая карта организации НОД с детьми 4-го года жизни.
Занятие направлено на расширение представлений о том, что мамы есть у всех (у людей, у животных)....