Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе детского сада по теме "Весна"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
В конспекте реализуются задачи по развитию фонематического восприятия, внимания и памяти, по обогащению и уточнению словарного запаса, по активизации речи детей и развитию воображения. Данный материал направлен на обобщение уже имеющихся понятий и формированию новых по лексическим темам: «Одежда», «Весна», «Зимующие птицы».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект итогового коррекционно-развивающего занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Весна»
Цель: Уточнение знаний детей о времени года: весна.
Задачи:
- Уточнить приметы весны: снег растаял, светит яркое солнце, прилетают птицы, сменилась одежда людей.
- Развитие диалогической речи детей.
- Активизация словаря детей в процессе диалога по теме «весна».
- Уточнение и активизация словаря по теме «Одежда», «Зимующие птицы»
- Развитие слухового внимания, интонационной выразительности речи на материале звукоподражаний.
- Уточнение навыков определения звукослогового состава слова
- Координация речи с движением.
- Упражнение детей в сравнении по величине и отражении в речи результатов сравнения (классификация фигур по заданному признаку)
- Развитие воображения.
Технологии:
Здоровьесберегающая технология: игра на развитие силы голосоподчи «Капель»; пальчиковая гимнастика «пройди по дорожке»
Технология интеллектуального развития: моделирование ситуации с использованием готовых сюжетов, блоки Дьенеша в д/и «Угости птиц»
Социо-игровая технология: дидактическая кукла;
Технология интегрирования: использование игровых ситуация в различных областях (познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие.
Ход.
I часть
-Ребята, посмотрите, это наша кукла маша. Она куда-то собралась?!. Наверное, гулять с нами. Посмотрите, что надела Маша из одежды?
- Дети перечисляют: шапка, шубка, шарф, рейтузы, валенки.
- А ей не будет жарко, как вы думаете?
- Она очень тепло одета!
- А какое время года наступило?
- Весна!!!
- Весной все вокруг оживает, тает снег и лед. И конечно же сосульки. Давайте послушаем стихотворение А Кондратьева (7):
Сосулька испугалась высоты,
Сосулька от испуга стала плакать.
И оттого на улице настала слякоть,
И от того опять в галошах ты.
- Как капает сосулька?
- Кап, кап, кап…
Она может капать звонко и тихо. Попробуйте повторить за мной, как капала сосулька (логопед изображает капель с понижением и повышением голоса):
А теперь вы изобразите капель, (дети, изображают капель с понижением и повышением голоса.)
- А что мы теперь делаем на площадке?
Логопед выкладывает на основную модель силуэтные фотографии детей, и дети оговаривают свои действия (играем в песок, пускаем кораблики в ручейках, наблюдаем за муравьями, качаемся на качелях, бегаем, прыгаем, вешаем кормушки)
Логопед задает серию вопросов о действиях детей, чтобы они отвечали полными предложениями и устанавливали причинно-следственные связи между изменениями в природе и своими действиями. (Зачем нужны кормушки? Почему можно пускать кораблики? Почему зимой нельзя качаться на качелях, а весной можно? Почему зимой нельзя играть в песок? Почему весной тает снег? )
-Ребята, послушайте мой рассказ о весне.
Логопед дает образец рассказа о весне с опорой на модель. «Весной на улице становиться теплее. Возвращаются перелетные птицы. Просыпается медведь и ежик, заяц меняет цет шерсти. Весной люди готовяться к посадке урожая. Люди снимают зимнюю одежду. Весной можно пускать караблики в ручейказ,кататься на самокате и велосипеде.
- а теперь сами попробуйте рассказать о весне и об изменениях в природе с приходом весны.Вам поможет наш первый весенний цветок-подснежник
(каждый ребенок берет карточку,переворачивает и рассказывает о приметах весны и складывается цветок)
II часть:
- Маша (дидактическая кукла), наступила весна, и тебе будет жарко. Давай, ребята подскажут, что тебе надеть на прогулку (Дети перечисляют весеннюю одежу с опорой на наглядность.)
- А теперь давайте пойдем погуляем.
Координация речи сдвижением «Солнышко, солнышко…» (4)
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
(Бегут по кругу.)
Побежал в саду ручей,
(«Летят» по кругу.)
Прилетели сто грачей,
(Медленно приседают)
А сугробы тают, тают, .
(Тянутся на цыпочках, руки вверх.)
А цветочки подрастают.
III часть
- Ребята, посмотрите, что я нашла на улице. (вносится коробочка с камешками разного размера)
Дети рассматривают содержимое коробки, трогают, сравнивают камешки по величине.
- А давайте сделаем дорожку из этих камешков, чтобы перейти через ручеек на площадке. Выкладываем нашу дорожку от самого маленького до самого большого камешка.
- А теперь пусть наши пальчики погуляют по нашей дорожке (пальчиковая игра)
Слышаться голоса птиц – Звучит аудиозапись. (6)
- Посмотрите, к нам прилетели птицы. Они все разные: воробей, голубь, ворона. Давайте споем песенки наших птичек, а камешки нам помогут. Большие камешки будут петь песню вороны, поменьше – голубя, маленькие- воробушка.
Дети воспроизводят слоговую структуру слов совместно с ударами камешков друг о друга.
III часть
Угостим наших птичек печеньем (плоскостные Блоки Дьеныша)
Но каждая птичка любит только определенное печенье, вот моя птичка любит красное и круглое печенье. А у вас? (Дети рассматривают свои карточки с признаками геометрических фигур и оречевляют их)
Затем дети собирают «печенье» на ниточку.
IV часть(заключительная)
Молодцы ребята, а теперь давайте поиграем, тем более, что у Маши есть волшебный весенний зонтик.
Подвижная игра «Солнышко и дождик» (5): Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Педагог говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Педагог снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
Список источников:
- Алябьева Е.А., Итоговые дни по лексическим темам. ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР, М., 2007
- Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как научить детей общаться. СОЮЗ, СПб, 2004
- Нищева Н.В., Система Коррекционной работы. ДЕТСВО_ПРЕСС, СПб, 2001
- Игра малой подвижности «Солнышко и дождик» //Электронный ресурс. Режим доступа: https://infourok.ru/tema-solnishko-i-dozhdik-1036997.html
- Алгоритм составления рассказа о весне //Электронный ресурс. Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text=алгоритм%20весна&noreask
- Аудиозапись «Голоса птиц» //Электронный ресурс. Режим доступа: http://muz-color.ru/?s=Голоса+птиц+в+лесу
- Стихотворение А. Кондратьева «Сосулька испугалась высоты…» //Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.worldofnature.ru/literatura?id=1271&view=book&start=4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Тема: Наш дом – Земля.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема: Наш дом – Земля. Графические материалы размещены ...
Конспект интегрированного итогового занятия в старшей группе детского сада "Малыши и малышки из Цветочного города"
Занятие использовано для демонстрации достижений воспитанников в конце учебного года. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развити...
Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Тема: «Грибы»
Цель: Уточнить представления детей о грибах, особенностях их внешнего вида, местах произрастания....
Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Тема: «Наш город»
Цель. Обобщить знания детей о родном городе....
Конспект лексико-грамматического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Тема: «Ягоды»
Цель: Уточнить представления детей о ягодах, особенностях их внешнего вида, местах произрастания....
Конспект комплексно-интегрированного занятия в старшей группе детского сада "Приключение на лугу" с использованием мультимедийных технологий.
Увлекательное путешествие в экологическую систему "Луг"....
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР "Лес. Грибы. Ягоды."
Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Лес. Грибы. Ягоды» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, подоси...