чтение
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Терская Валентина Викторовна

обучение чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx77.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский  сад комбинированного вида № 74

 

«Утверждаю»

 заведующая МДОУ №74

Е.Е. Галат __________

«____»______2011__г.

Программа  принята на заседании

педагогического совета МДОУ №74                          

                   протокол  № __  от  __.__.2011г.

                                                                           

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Программа обучения чтению дошкольников в игровой форме».

Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет.

Срок освоения программы – 1 год.

                                                                    Составители:                                              

                                                                    Шпикина А.С. - учитель-логопед

                                                                     Севрюгина О.Л. ст. воспитатель

Мурманск 2011г.

Оглавление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………..……………..3

ГЛАВА I. Содержание программы по обучению чтению ………………..……………6

ГЛАВА II. Структура и основные направления реализации программы .....................7

структурная организация занятий ……………………………………………………….7

работа со звуком и буквой ……………………………………………………………….7

взаимодействие с родителями …………………………………………………………...9

ГЛАВА III. Календарно-тематическое планирование занятий по обучению   чтению…………………………………………………………………………………….12

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ………………………………………………………………21

«Знакомство: Слыш» ……………………………………………………………………21

«Звук и буква А» ………………………………………………………………………...24

«Сочетание «УА»» ………………………………………………………………………26

«Звуки [М] и [М'] и буква  «М»» ……………………………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..31

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………………….32

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чтение – сложный психофизиологический процесс.  В его акте принимают  участие  различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение  звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Научиться читать не так-то просто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова, это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл  в  прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из  главных условий успешного   развития личности. Ребёнок, который начал читать в  дошкольном   возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение   читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми мы сталкиваемся в жизни.

Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; лепка из пластилина; рисование  на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так   как  является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка,  обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка

Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программа обучения детей грамоте в игровой форме» И. А. Быкова с учетом возраста дошкольников. А также учитываются  положения общеразвивающей программы «Программа воспитания и обучения в детском саду  под редакцией М. А Васильевой.

Целью данной Программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей детей.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи Программы:

  • Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.
  • Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.
  •  Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
  • Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.
  • Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических                принципах:

  1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы;  организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;
  2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении  изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
  4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Программа предназначена для детей 4 – 7 лет.

Срок реализации данной программы рассчитан на один год обучения.

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Содержание программы   позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению звуков и букв.

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат - умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое.

ГЛАВА II.  СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Структурная организация занятий

На протяжении всех занятий педагог знакомит дошкольников со сказочной историей, благодаря использованию которой дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка. Каждая сказка про звук и букву может быть использована как самостоятельное занятие, так и как часть занятия. Можно разбить одну сказку на несколько частей. Длительность занятия варьируется в зависимости от возраста детей: 15 - 20 минут для детей 4 - 6 лет, 20 - 30 минут для детей 6 - 7 лет.

На первом занятии необходимо

- прочитать сказку;

- проработать упражнения для губ или язычка;

- уточнить правильное произношение звука;

- описать звук;

- поиграть в игру со звуком.

Каждое занятие начинается с вопроса, какой звук и буква были  пройдены на прошлом занятии, актуализируются характеристики пройденного звука, стихотворение про букву.

Заканчивается каждое занятие повторением: с каким звуком мы познакомились, чья это «песенка», повторение характеристики звука, стихотворения про букву.

Работа со звуком и буквой

Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся подготовительные занятия - знакомство со Слышем и Буковкой: развитие речевого и фонематического слуха; активизация познавательных процессов.

Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им графическими элементами – буквами.

Последовательность элементов занятия:

1. Чтение сказки, рассматривание иллюстраций.

2. Выполнение упражнений для губ или язычка (в сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.

3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.

4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он – гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы при знакомстве с характеристиками звука.

Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:

- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не встречает никакой преграды, препятствия. Гласный звук можно «тянуть» и «петь». Горлышко всегда «гудит» — ребенок дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им: приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит» (голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих голосовых связок;

- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает преграду, препятствие на своем пути).

Для того, чтобы определить звонкость-глухость согласного звука, используйте тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой.

- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы «улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать кулачок слабо.

Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя предложенные приемы.

5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой сказке представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.

6. Далее, с помощью Буковки, вводится графический образ звука — буква Расскажите стихотворение про букву.

7. Используемые приемы закрепления образа буквы:

- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;

- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.

- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;

- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.

- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а  ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.

8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.

Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

Осуществление полноценного образовательного процесса  обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.  

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий  (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.

Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:

1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

3. Важна не длительность занятий, а их частота.

4. Будьте последовательными в обучении чтению.

5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).

8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Конечно, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать, умение рассказывать и т.д. Однако многие дети задолго до школы проявляют живой интерес к умению читать, эта же проблема волнует и родителей, поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берется за это, в результате ребенка учат читать неправильно, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.

В обучении чтению существуют как бы два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Практическое освоение чтением – это совсем другая задача. И если у 5-6 летнего ребенка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а затем вновь (через год) возбуждать это стремление.  

Цель работы:

-подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков;

-научить читать, не вступая в противоречие с методами школьного обучения.

Задача:

-легко и весело ввести ребенка в письменность;

-сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению;

-способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей.

Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове.

Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Звуковой анализ слова ребенок может с помощью интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (ДДДОМ, ДОООМ, ДОМММ). Главная задача всей работы – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились протягивать, усиливать, выделять отдельные звуки в словах, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания букв хорошо их конструировать из палочек, лепить из пластилина, рисовать их на листе бумаги, штриховать, обводить образец буквы и т.д. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и слово-произношение. Дети учатся правильно составлять предложения, составлять рассказы по картинке, по данному началу, грамотно формулировать ответы на вопросы и т.д. В результате этих упражнений ребенок учится переносить сформированные речевые навыки на новый материал, умению пользоваться ими в самостоятельной речи. Навыки самостоятельных связных рассказов формируются в течение довольно длительного времени и требуют терпения, настойчивости, внимания и такта со стороны взрослого. Очень важно следить за тем, чтобы самостоятельные высказывания ребенка были логичные, последовательные и грамматически правильные.

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Учителю следует подбадривать ребенка, хвалить его если не за точность и правильность выполнения задания, то за старание, желание работать.

Уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Поэтому советуем родителям тщательно следить за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.

Занятия в подготовительно классе проводятся 2 раза в неделю. Учебный год начинается с 1 октября. Режим работы построен с учётом привыкания детей к регулярным занятиям и возрастных особенностей дошкольников.

Количество детей в группе составляет не более 15 человек. Организация образовательного процесса в подготовительном классе строится на основе рабочей программы, разработанной учителем подготовительного класса, согласованного с  руководителями  общеобразовательного учреждения и регламентируется расписанием занятий (3 занятия в учебный день).

Требования к уровню подготовки детей к концу года.

Обучающие должны уметь:

-достаточно отчетливо и ясно произносить слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове;

- соблюдать орфоэпические нормы произношения;

- владеть понятиями «слово», «звук», «буква», «предложение»;

- свободно читать слоги и трёхбуквенные слова, плавно читать по слогам;

- правильно согласовывать слова в предложении;

- составлять предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы и т.п.;

- рассказывать сказки, рассказы с опорой на иллюстрации или серии картинок;

-ориентироваться на странице книги;

-составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной картинке и серии картин; о событии из собственного жизненного опыта;

-рассказывать сказку или рассказ;

-правильно использовать предлоги;

-правильно произносить звуки.

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата

1

Мир полон звуков.

2

Гласные и согласные звук и.

3

Гласные звуки IаI, буквы А, а,

4

Гласные звуки , IуI; буквы У, у.

5

Гласный звук IоI, буквы О, о.

6

Гласный звук IиI; буквы И, и.

7

Согласные звуки IсI , IсI; буквы С, с.

8

Согласные звуки IмI, IмI; буквы М, м.

9

Учимся соединять буквы.

10

Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н.

11

Чтение слогов.

12

Чтение слогов.

13

Предложение.

14

Чтение слогов и слов.

15

Составление предложений и рассказов.

16

Деление предложения на слова.

17

Ударение в словах.

18

Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к.

19

Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л.

20

Чтение слогов и слов.

21

Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х.

22

Составление предложений и рассказов.

23

Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р.

24

Согласный звук IшI, ; буквы Ш, ш.

25

Гласный звук IыI; буква ы.

26

Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т.

27

Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п.

28

Согласные звуки звонкие и глухие.

29

Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з.

30

Согласный звук IйI; буквы Й, й.

31

Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г.

32

Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.

33

Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в.

34

Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д.

35

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

36

Согласный звук IжI; буквы Ж, ж.

37

Буквы Е, е.

38

Буква Ь.

39

Согласный звук IцI; буквы Ц, ц.

40

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

41

Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б.

42

Буквы Я, я.

43

Согласный звук IжI; буквы Ж, ж.

44

Буквы Ю, ю.

45

Чтение слогов.

46

Буквы Ё, ё. Развитие речи.

47

Согласный звук IчI; буквы Ч, ч.

48

Формулирование ответов на вопросы.

49

Гласный звук IэI; буквы Э, э.

50

Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф.

51

Согласный звук IщI; буквы Щ, щ.

52

Составление предложений и рассказов.

53

Чтение слогов и слов.

54

Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р.

55

Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л.

56

Чтение слогов и слов.

57

Игра «Живые слова»

58

Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, д.

59

Гласные и согласные звук и.

60

Предложение.

61

Составление предложений ,рассказов и  сказок.

62

Буква Ъ.

63

Алфавит.

64

Повторение изученного.

 

ТЕМА: Мир полон звуков.

Цель: Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальцевую моторику. Учить детей слушать и слышать окружающий мир; уметь выделять конкретные звуки из общего потока.

Развивать речевую и двигательную активность, эмоциональное восприятие логометрических упражнений и подвижной игры.

  1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

  1. Упр. на дыхание «Сдуй перышко с ладони»

3.Рассматривание рисунка и определение звуков, какие можешь «услышать».

- никто не знает, какими были на нашей планете первые звуки. Возможно раскаты грома, шум волн, грохот извергающихся вулканов. Эти природные звуки мы можем услышать и сейчас.

1)Рассмотрите рисунок : Какие звуки природы ты можешь «услышать»? (стук дождя по крыше, свист ветра, шум и скрип деревьев.)

2)частью природы являются и животные, которые издают разные звуки.

                    Солнце над Землею наклонилось-

        Удивилось:» Что у вас случилось?

        Столько лягушат, котят, мышат

        Квакают, мяукают, пищат».

3)покажите, как животные это делают. Игра «Кто так кричит»

4. физ. Минутка «Замок»

        На двери весит замок

        Кто его открыть бы смог

        Постучали, покрутили

        Потянули и открыли.

5.Картинка –Какие звуки можно услышать в доме?

6. знакомство с Жучком –Звучком. –вы видели много разных жуков, а такого увидите впервые. Знакомьтесь , это Жучок – Звучок. обратите внимание, какой предмет жучок держит в лапках.(громкоговоритель, рупор, микрофон,) Жучок – Звучок будет помогать вам слышать и различать звуки и правильно их произносить. Теперь вы понимаете , почему его так зовут?

7.Игра «Угадай-ка» -закройте глаза и послушайте звуки, которые издают разные предметы. Определите их.(колокольчик, бумага, свисток, ножницы.)

-среди шелеста листьев, пения птиц, шороха шин и других звуков мы всегда выделяем особые – звуки человеческой речи. Произнеси любое слово. Ты произнес звуки речи, выстроенные в определенном порядке.

8. подвижная игра «Кот и мыши»

Вышли мыши как-то раз, Посмотреть который час,

Раз, два, три, четыре – мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный гром, Разбегайтесь мыши вон!

ТЕМА: Гласные и согласные звуки.

Цель: познакомить детей с азбукой, дать понятия «буква», « звук», « гласный», «согласный». Совершенствовать умение детей членить слова на слоги, составлять простейшую схему слова, изображать графически. Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику.

  1. Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Упр. на дыхание «Загони мяч в ворота»

3. знакомство с алфавитом

- показать детям азбуку и сказать, что этот  дом не простой , а волшебный, в нем поселились буквы. У каждой буквы есть свое окошечко, своя квартира.

- на самом верхнем этаже живут очень интересные жильцы: они носят красные кафтаны и красные сарафаны, у них очень громкий голос, они голосистые. Эти жильцы каждое утро просыпаются, открывают настежь свои окошки и начинают громко – прегромко петь. За  то, что у этих жильцов громкий голос, их назвали гласными.

Немножко ниже этажом живут другие жильцы: они носят синие кафтаны и синие сарафаны. Они немножко обижены на жильцов, живущих этажом  выше. Им тоже хочется жить в удобных, светлых и теплых квартирах.  И они даже хотели поссориться с красными жильцами и выселить их из их квартир. Но когда их попросили спеть также громко и долго, как это делали  красные жильцы, они не смогли. Оказалось, что они умеют только рычать, мычать, свистеть, шипеть, пыхтеть, сопеть, шуршать и никогда не смогут петь так, как поют гласные. У синих жильцов очень короткий и отрывистый звук. И синие жильцы согласились с тем, что они должны жить этажом ниже, чем гласные. За это их назвали согласными.

- ребята, а вы знаете, почему мы говорим иногда «буква», а иногда «звук»? вы знаете, чем отличаются эти понятия?

- буква – это то, что мы с вами видим, пишем или читаем. Все это буквы.

Все буквы могут звучать, издавать какой-то звук.

                мы звук произносим и слышим

             А Буквы мы видим и пишем.

               

  1. Деление слов на слоги.

Показать предметные картинки с изображением предметов, обозначаемых словами, которые можно разделить на два, три, и более слогов .

4.физ. Минутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Потянулся и пошел.

5.Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

Играть, девочка, мяч. ( девочка играет в мяч)

6.упр. на развитие пальцевой моторики

« Меж еловых мягких лап…

Дождик кап, кап, кап…

       Где сучок давно засох

        Серый мох, мох, мох

                   А мы по лесу пойдем

                   И в лесу ежа найдем.

7.упр. на развитие фонематического слуха. «Дополни предложение»

Ой, кричат вокруг хозяйки, в огород забрались (зайки)

Слезы льются у Оксанки, у нее сломались ( санки)

Часто к озеру напиться ходит рыжая ( лисица)

Уронила белка шишку, шишка стукнула (зайчишку)

Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие (крошки)

Вяжет мама длинный шарф, потому, что сын (жираф)

Солнце светит очень ярко, бегемоту стало ( жарко).

8. подвижная игра «Зеркало»

ТЕМА: Гласные звуки IаI. Буквы: А, а,

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука А; учить выделять звук из ряда гласных; развивать слуховое внимание; образовывать множественное число имен существительных; познакомить с буквой А. Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

Жил во рту язычок. Утром просыпался, с боку на бок поворачивался. Захотелось язычку пойти прогуляться. Сначала язычок решил посмотреть, какая погода на улице. Постучал он в одну щечку – нет окошка. Постучал в другую – тоже нет окошка. А тут губки открылись, улыбнулись, и язычок выглянул в окошко. Он посмотрел сначала в одну сторону, потом в другую. Хорошая погода, можно идти гулять. Сел на лошадку и поскакал. Тут подул сильный ветер. И язычок вернулся домой. Закрыл окна и двери, погасил свечку . и лег спать.

2. Повторение пройденного

* какие звуки называются – гласными?

* какие звуки называются – согласные?

*деление слов на слоги.

3.Знакомство со звуком А.

Показать картинку с изображением мальчика.

- это Алик. В слове Алик на первом месте звук (а).

Затем показать картинки : альбом, автомат, апельсин, антенна, автобус. Дети называют первый звук в названии каждой картинки.

4.Выделение звука А  на слух.

Вос .- ль произносит гласные звуки: а-у-ы-и-а-э-я-у ….Услышав звук А , дети хлопают в ладоши.

5.дидактическая игра « Один – много»

Рука – руки .

Роза – розы

 Замок – замки

 Дом – дома

Лиса – лисы

Помидор – помидоры

Книга – книги

6.физминутка «Замок»

На двери весит замок

Кто его открыть бы смог

Постучали, покрутили

Потянули и открыли.

7.знакомство с буквой А

О какой из букв сказано: « два столбика наискосок, а между ними поясок.»

Определить нахождение буквы в алфавите.

Придумать слова начинающиеся на звук А.

Определение звука  в слове: в начале, середине, в конце.

Работа в тетрадях, штриховка буквы.

 8. подвижная игра «Кот и мыши»

Вышли мыши как-то раз, Посмотреть который час,

Раз, два, три, четыре – мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный гром, Разбегайтесь мыши вон!

ТЕМА: Гласные звуки , IуI; буквы У, у.

Цель: Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Закрепить навык четкого произношения звука У; учить выделять звук из ряда гласных; развивать слуховое внимание; образовывать множественное число имен существительных; познакомить с буквой У.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

Жил во рту язычок. Утром просыпался, с боку на бок поворачивался. Захотелось язычку пойти прогуляться. Сначала язычок решил посмотреть, какая погода на улице. Постучал он в одну щечку – нет окошка. Постучал в другую – тоже нет окошка. А тут губки открылись, улыбнулись, и язычок выглянул в окошко. Он посмотрел сначала в одну сторону, потом в другую. Хорошая погода, можно идти гулять. Сел на лошадку и поскакал. Тут подул сильный ветер. И язычок вернулся домой. Закрыл окна и двери, погасил свечку . и лег спать.

  1. Повторение пройденного:

*Какой звук учили на прошлом занятии.( А)

*вспомнить слова со звуком (А)

*определить какой это звук ( гласный)

3.дидактическая игра « Один – много»

- Я буду говорить про один предмет , а вы про много.

Улитка – улитки, утюг – утюги, утка – утки, ухо – уши, уж – ужи, ус – усы, улыбка – улыбки, улица – улицы.

4.знакомство со звуком У.

- Какой звук мы слышим в начале каждого слова. (У)

Чтобы произнести звук нужно, вытянуть губы вперед трубочкой. Дети произносят звук (У ) хором и индивидуально.

5.дид. игра « определи звук (У) на слух».

Вос .- ль произносит гласные звуки: а-у-ы-и-а-э-я-у ….Услышав звук У , дети хлопают в ладоши.

6.физминутка:

 Буратино потянулся,

              Раз нагнулся, два нагнулся,

             Руки в стороны развел,

            Потянулся и пошел.

7. упр. на развитие дыхания «ВЕТЕР»

Дети на выдохе продолжительно тянут звук У, делая круговые движения руками.

                     Ветер воет: «У-у-у…

                     Очень скучно одному-у-у

                Песню я пою-у-у…

                     И деревья гну-у-у…»

8. знакомство с буквой У.

Ползет улитка по дорожке,

Как буква У ее два рожка.

Придумать слова начинающиеся на звук У.

Определение звука  в слове: в начале, середине, в конце.

Работа в тетрадях, штриховка буквы.

9. подведение итога занятия

10.подвижная игра « На водопой» (Координация речи  с  движением,)

Жарким днем лесной тропой                      (дети спокойно идут по кругу друг

Звери шли на водопой.        за другом.)

За мамой –лосихой топал лосенок,        ( идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок,         ( крадутся на носочках.)

 За мамой – ежихой катился ежонок,                 (приседают,  двиг.вперед)

за мамой медведицей шел медвежонок,         ( идут в перевалку)

за мамою – белкой скакали бельчата,                 ( скачут в присядку)

за мамой – зайчихой – косые зайчата,               ( скачут на прямых ногах)

волчица вела за собою волчат,        ( идут на четвереньках)

все мамы и дети напиться хотят.        (лицом в круг, делают                                        

        движения языком -«лакают»)

ТЕМА: Гласный звук IоI, буквы О, о.

Цель: Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Закрепить навыки четкого различения и произношения звука О в слогах, словах, фразах. Учить выделять звук в начале, середине и конце слова; развивать память, внимание, мышление.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

Жил во рту язычок. Утром просыпался, с боку на бок поворачивался. Захотелось язычку пойти прогуляться. Сначала язычок решил посмотреть, какая погода на улице. Постучал он в одну щечку – нет окошка. Постучал в другую – тоже нет окошка. А тут губки открылись, улыбнулись, и язычок выглянул в окошко. Он посмотрел сначала в одну сторону, потом в другую. Хорошая погода, можно идти гулять. Сел на лошадку и поскакал. Тут подул сильный ветер. И язычок вернулся домой. Закрыл окна и двери, погасил свечку . и лег спать.

  1. Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У.)

*дать характеристику звукам ( это гласные звуки).

*придумать слова начинающиеся со звуков (А,У).

*физкультминутка: дети маршируют на месте. На звук (А) – останавливаются, на (У)- приседают.

4.Знакомство со звуком О.

Картинки: окна, осы, Оля, облако, овощи, обезьяна. Задать вопрос:

- Какой звук повторяется во всех словах? (звук О.)

- как вы думаете, дети, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться? ( со звуком О).

- при произнесении звука О губы вытянуты вперед, округлены.

Звук О – гласный его можно петь.

5.Выделение звука О  на слух.

Вос .- ль произносит гласные звуки: а-у-О -ы-и-а-о -э-я-у -о….Услышав звук О , дети хлопают в ладоши.

6.Физкультминутка: Мы топаем ногами,  мы хлопаем руками,

        киваем головой.

        Мы руки поднимаем,

        Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

        Мы руки опускаем: хлоп – хлоп – хлоп.

        Мы руки разведем, по кругу все пойдем.

7.дидактическая игра «Много- Один»

- Я буду говорить про  много, а вы про один предмет.

       Кольца-кольцо        сёдла - седло        звенья -звено

       Зёрна - зерно        крылья - крыло        колеса - колесо

       Стёкла - стекло        перья - перо        волосы –волос

8. знакомство с буквой О.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Придумать слова начинающиеся на звук О.

Определение звука  в слове: в начале, середине, в конце.

Работа в тетрадях, штриховка буквы.

9.упр. на развитие пальчиковой моторики

« Меж еловых мягких лап…

Дождик кап, кап, кап…

 Где сучок давно засох

Серый мох, мох, мох

 А мы по лесу пойдем

И в лесу ежа найдем.

 10.подвижная игра « На водопой» (Координация речи  с  движением,)

Жарким днем лесной тропой                      (дети спокойно идут по кругу друг

Звери шли на водопой.                                                за другом.)

За мамой –лосихой топал лосенок,        ( идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок,         ( крадутся на носочках.)

 За мамой – ежихой катился ежонок,                 (приседают,  двиг.вперед)

за мамой медведицей шел медвежонок,         ( идут в перевалку)

за мамою – белкой скакали бельчата,                 ( скачут в присядку)

за мамой – зайчихой – косые зайчата,               ( скачут на прямых ногах)

волчица вела за собою волчат,                           ( идут на четвереньках)

все мамы и дети напиться хотят.                          (лицом в круг, делают                                        

                                                                            движения языком -«лакают»)

ТЕМА: Гласный звук IиI, буквы И, и.

Цель: закрепить навыки различения и правильного произношения звука И; учить выделять ударный гласный звук. Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Упр. на дыхание «Загони мяч в ворота»

3.        Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О)

*дать характеристику звукам ( это гласные звуки).

*придумать слова начинающиеся со звуков (А,У,О).

*физкультминутка: дети маршируют на месте. На звук (А) – останавливаются, на (У)- приседают, НА (О) –хлопают в ладоши.

4.Знакомство со звуком И.

Инна, Нина и Марина,

Лида, Игорь и Ирина

Вышли в прятки поиграть, Букву  И  в словах искать.

- Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (звук IиI)

- чтобы произнести звук И , нужно растянуть губы в улыбке.

- почему звук И – гласный?

- что такое звук?

- Дети произносят звук  хором и индивидуально.

5.Выделение звука И  на слух.

Услышав звук И дети поднимают красную карточку.

А- И- у- ы-о – И – э – я- е- И – у- а – у –о -И- ы- е- о-а – И.

6.физминутка «Замок»

На двери весит замок

Кто его открыть бы смог

Постучали, покрутили

Потянули и открыли.

7. знакомство с буквой И.

Индюки сошлись у ивы  (ИУ-ИУ-ИУ)!

Ишь как мы с тобой красивы  (ИУ-ИУ-ИУ)!

Определение звука  в слове: в начале, середине, в конце.

Работа в тетрадях, штриховка буквы.

8. упр. на развитие пальчиковой моторики « помощники»

Раз, два, три, четыре        (удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли        (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку      ( загибаем пальцы)

И большую поварёшку.

Мы посуду мыли,                    (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Только чашку мы разбили,        (загибаем пальцы)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть – чуть сломали,

Так мы маме помогали.           (удар кулаками друг о друга, хлопок  в ладоши)

9.дидактическая игра «Кто кем становится ?»

         Жил был маленький щенок.

          Он подрос, однако, и теперь он не щенок – взрослая….( собака)

Жеребенок с каждым днем подрастал и стал…(конем)

Бык, могучий великан, в детстве был…(теленком)

Толстый увалень баран – тоненьким …(ягненком)

Этот важный кот Пушок – маленьким….(котенком)

А отважный петушок – кро-о-хотным…(цыплёнком)

А из маленьких утят вырастают…(утки)

10. подвижная игра «Кот и мыши»

Вышли мыши как-то раз, Посмотреть который час,

Раз, два, три, четыре – мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный гром, Разбегайтесь мыши вон!

ТЕМА: Согласный  звук  IсI; буквы С, с.

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука С в словах, фразах; учить согласованию притяжательных местоимений с существительными;; учить образовывать сложные слова, слова-антонимы; выделять звук в начале, середине, конце слова; Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2.Упр. на дыхание «Сдуй перышко с ладони»

3.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И)

*дать характеристику звукам ( это гласные звуки).

*придумать слова начинающиеся со звуков (А,У,О,И).

4.Знакомство со звуком С.

Выставить картинки: стакан, скамейка, миска, сова, насос, капуста, сом, сумка, пылесос.

-- Какой звук повторяется во всех словах? (звук С.)

- как вы думаете, дети, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться? (  С).

- При произнесении звука С губы растянуты в улыбке, язык – «горочкой», зубы – «заборчиком».

- звук С согласный , твердый, глухой.

5.речевая зарядка.

СА – СУ-СЫ         СКА- СКУ- СКЫ       СМА- СМУ-СМЫ

АС- УС -ЫС        СТА- СТО- СТУ        СПА – СПУ- СПЫ

6. Выделение звука С в словах    

Собака, капуста, насос, сыр, колесо,  стол, пылесос, нос, осень, василек.

7.Физкультминутка: Мы топаем ногами,

                                         мы хлопаем руками,

                                      киваем головой.

                                      Мы руки поднимаем,

                                      Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

                                      Мы руки опускаем: хлоп – хлоп – хлоп.

                                      Мы руки разведем, по кругу все пойдем.

8. согласование притяжательных местоимений с существительными

- про какую картинку можно сказать МОЙ (мяч), МОЯ(кукла), МОЕ(ведро), МОИ(лыжи)

9. образование сложных слов

Листья падают – листопад                  снег падает – снегопад

Сады разводит – садовод                     сам катит – самокат

Сам летит – самолет                             сам ходит – самоход

Пыль сосет – пылесос                           сам варит – самовар

 10.дидактическая игра «Наоборот»

Мир – ссора                        трусливый – смелый

Кислый - сладкий        пасмурно –солнечно

День - ночь        черное – белое

11. знакомство  с буквой С

Работа в тетрадях, штриховка буквы.

12. подведение итога занятия

        

ТЕМА 2: Согласный  звук  IсI; буквы С, с.

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука С в словах, фразах; учить находить слова с данным звуком в тексте; выделять звук в начале, середине, конце слова;  учить образовывать формы единственного и множественного числа  существительных. Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2. Упр. на дыхание «Загони мяч в ворота»

3.упр. на развитие пальчиковой моторики « помощники»

Раз, два, три, четыре        (удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли        (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку      ( загибаем пальцы)

И большую поварёшку.

Мы посуду мыли,                    (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Только чашку мы разбили,        (загибаем пальцы)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть – чуть сломали,

Так мы маме помогали.           (удар кулаками друг о друга, хлопок  в ладоши)

4.Выделение звука С в словах    

Собака, капуста, насос, сыр, колесо,  стол, пылесос, нос, осень, василек.

5.Физкультминутка: Мы топаем ногами,

                                         мы хлопаем руками,

                                      киваем головой.

                                      Мы руки поднимаем,

                                      Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

                                      Мы руки опускаем: хлоп – хлоп – хлоп.

                                      Мы руки разведем, по кругу все пойдем.

6.образовывать формы единственного и множественного числа  существительных

гуси – гусенок – гусята                   лоси – лосенок – лосята

рыси – рысенок –рысята                  лисы – лисенок –лисята

7. дидактическая игра «Запомни слова со звуком С.»

Это Сима. Симе семь лет. Сима любит все синее. У нее синее пальто и синяя косынка. В косе у Симы синий бант. На ногах у Симы синие носки и синие туфли.

8.чистоговорка

Са-са-са – бежит рыжая лиса,

Су-су-су – я грибы несу.

Слоненок удивил ребят – слоненок встал на самокат,

немного покатался – и самокат сломался.

9. Работа в тетрадях, штриховка буквы.

10.подвижная игра « На водопой» (Координация речи  с  движением,)

Жарким днем лесной тропой                      (дети спокойно идут по кругу друг

Звери шли на водопой.                                                за другом.)

За мамой –лосихой топал лосенок,        ( идут, громко топая)

За мамой – лисицей крался лисенок,         ( крадутся на носочках.)

 За мамой – ежихой катился ежонок,                 (приседают,  двиг.вперед)

за мамой медведицей шел медвежонок,         ( идут в перевалку)

за мамою – белкой скакали бельчата,                 ( скачут в присядку)

за мамой – зайчихой – косые зайчата,               ( скачут на прямых ногах)

волчица вела за собою волчат,                           ( идут на четвереньках)

все мамы и дети напиться хотят.                          (лицом в круг, делают                                        

                                                                            движения языком -«лакают»

ТЕМА : Согласный  звук  IмI; буквы М, м.

Цель: Закрепить навык четкого произношения звука М  в словах, фразах; учить находить слова с данным звуком в тексте; выделять звук в начале, середине, конце слова;  познакомить с буквой М. , Развивать артикуляционный аппарат, целенаправленный выдох, фонематический слух, пальчиковую  моторику. Развивать память, внимание, логическое  мышление.

1.Артикуляционная гимнастика. «Сказка о язычке»

2.Упр. на дыхание « Сдуй  снежок»

3.Повторение пройденного:

*какие звуки изучили на прошлых занятиях. (А,У,О, И, С)

*дать характеристику звукам ( это гласные, согласный  звуки).

-*звук С согласный , твердый, глухой.

4.Знакомство со звуком М., МЬ.

Выставить картинки: мак, мухи, машина, мел, мельница, мяч, помидор.

-- Какой звук повторяется во всех словах? (М)

- как вы думаете, дети, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться? ( М)

- при произношении звуков М, МЬ – губы сжаты и напряжены.

-звук М  - согласный, сонорный, твердый, носовой, МЬ – согласный, сонорный, мягкий, носовой.

4.Речевая зарядка

Ма- мя                   ам – амь

Мо - мё        ом - омь

        Му – мю         ум – умь

                Мы – ми                 им – имь

5.Физкультминутка: Мы топаем ногами,

                                         мы хлопаем руками,

                                      киваем головой.

                                      Мы руки поднимаем,

                                      Мы топаем ногами: топ-топ-топ.

                                      Мы руки опускаем: хлоп – хлоп – хлоп.

                                      Мы руки разведем, по кругу все пойдем.

6.Выделение звука М в словах , в тексте.  

Мыло,  мышь,  машина, камень, компот, помидор, лом, сом, медведь, молоко.

На полу скребется мышка,

Спит в берлоге бурый мишка,

Этот мишка очень мил,

только лапы он не мыл.

Убежала в норку мышка,

Спать залег в берлогу мишка

мальчик мал, но очень мил.

Он водичкой руки мыл.

7.знакомство  с буквой М.

Мед  в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчел.

9. Работа в тетрадях, штриховка буквы.

10. упр. на развитие пальчиковой моторики « помощники»

Раз, два, три, четыре             (удар кулаками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли               (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку      ( загибаем пальцы)

И большую поварёшку.

Мы посуду мыли,                            (одна ладонь скользит по др. по кругу)

Только чашку мы разбили,                  (загибаем пальцы)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть – чуть сломали,

Так мы маме помогали.            (удар кулаками друг о друга, хлопок  в ладоши)

11. подведение итога занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...

Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....

Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».

Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну».

Задачи:Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения.Сформировать представление о солнце и луне.Воспитывать интерес к х...

Занятие по чтению художественной литературы "Чтение потешки "Кисонька-Мурысонька"

Программные задачи:Образовательные:1.   Помочь детям понять содержание  потешки,    вызвать    желание послушать потешку еще раз.2.   Учить расск...