Развитие литературной речи, художественного восприятия и эстетического вкуса в старшей-подготовительной группе.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Волынская Ирина Юрьевна

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие литературной речи, художественного восприятия и                эстетического вкуса в старшей-подготовительной группе.

«Детская книга при всей ее внешней простоватости-

Вещь исключительно тонкая и не поверхностная.

Лишь гениальному взгляду ребенка,

Лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины

Удивительное искусство - детская книжка!»

                                                                         Л. Токмакова

Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду это речевое развитие, речевое общение.

Эта задача включает ряд частных задач:

  • воспитание звуковой культуры речи,
  • обогащение, закрепление и активизация словаря,
  • совершенствование грамматической правильности речи,
  • обучение разговорной  (диалогической) речи,  
  • развитие связной монологической речи,
  • воспитание интереса к художественному слову,
  • подготовка к обучению грамоте.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности мы определили важным направлением развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, телефоны, компьютер, поэтому наша роль, как педагогов состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно и находить выход.

Также большой опыт моей работы с дошкольниками показал очевидное недоразвитие речи детей в последние годы. Общеизвестны объективные причины этого:

- сокращение речевых контактов — с раннего детства непосредственное речевое общение подменено телевидением и компьютерами;

- значительно снизился уровень культуры речи самого общества;

- из семьи ушла «Умная» книга.

Поэтому наша роль, как педагогов, состоит в том, чтобы заинтересовать детей, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному словуразвить речьтворческие способности, уважение книге.

Для достижения цели мы поставили следующие задачи:

• Формировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений, басен.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

• Развивать творческие способности у детей.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определили для себя основные направления деятельности:

• создание речевой развивающей среды;

• работа с детьми; работа с родителями;

• работа с социумом (городская детская библиотека, театр) .

 Создание предметно-развивающей среды:

  • В группе периодически пополняем предметно-развивающую среду в книжной зоне.
  • Подобрали и систематизировали дидактические игры по развитию речи
  • В группе у нас работает "Книжкина больница", в которой дети не просто чинят книги, но и узнают путь их создания, что для издания одной книги необходим труд многих людей. После этого дети с удовольствием пытаются создать книжку своими руками, что вызывает бережное отношение к книге вообще.

Знакомя детей с художественной литературой, используем следующие формы:

- беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;

- придумывание однокоренных слов;

- использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;

- пересказ сказки по ролям.

- чтение народных сказок, упражнения в пересказе сказки с помощью иллюстраций, схем, моделей, небольших инсценировок сказок по ролям, от лица героев, где учим детей связно, выразительно передавать текст сказки, свое отношение к героям, используя разные средства выразительности; совершенствуем  диалогическую и монологическую форму речи; путешествие в мир сказок развивает воображение, фантазию ребенка, побуждает его к сочинительству. Ребенок в своих «сочинениях» видит себя справедливым защитником обиженных и слабых, наказывает злых.

- Знакомя детей со стихотворной  формой лирических произведений, стихов, басен, чистоговорок, используем наглядные схемы-иллюстрации.

Заучивая программные стихи, мы отметили, что дети с трудом их запоминают, а через некоторое  время и забывают. Используя игровые приемы запоминания и опору на наглядные схемы-иллюстрации к строкам произведений, мы увидели, что дети быстрее запоминают и воспроизводят стихотворения по схемам через довольно продолжительное время. Используемые приемы  помогают в работе над выразительностью, тембром  и четкостью при произношении и чтении стихотворений.

- провожу беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?»«Правильно ли поступил герой» и др. ;

- дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?»«А если бы исчезла вода?»«Вред – польза»«А если бы исчезли насекомые?» и др.

-трудовая деятельность (процесс «подлечивания» книжек своими руками).

- проект «Книжкина неделя»

- выставки книг «Книжная лавка»

Формы работы с родителями:

  • Беседа
  • Консультации:

− “О роли родителей в развитие речи ребенка”.

− “Играйте вместе с детьми”.

−“ Книга в вашем доме ”.

−“ Роль художественной литературы в развитии речи детей”.

−“ Развитие речи дошкольников в игре”.

  • Анкетирование

Для более эффективного развития детей организована работа с социумом. С детьми посещаем городскую детскую библиотеку, после таких экскурсий дети с удовольствием начинают посещать ее с родителями, и становятся юными читателями. Посещаем театр.

Подводя итоги нашей систематичной работы, направленной на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, можно отметить, что у детей повысился уровень развития речи, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие литературной речи дошкольников через приобщение к детской художественной литературе

«Детская книга при всей ее внешней простоватости-Вещь исключительно тонкая и не поверхностная.Лишь гениальному взгляду ребенка,Лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершиныУдивительное искусство...

Конспект образовательной деятельности по формированию художественного восприятия и эстетического вкуса для детей подготовительной группы на тему: "Литературная игра по произведениям Н. Носова"

Образовательная деятельность построена в виде литературной игры по произведениям Н. Носова, с применением игровой социо-игровой технологии, обеспечивающей деятельностный подход в обучении на занятии....

Конспект открытого занятия по развитию литературной речи театрализованной деятельности в 2 смешанной дошкольной группе «Путешествие в сказку»

Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.Развивать связную речь у детей через театрализованную деятельность.Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, обогащать словар...

Консультация для педагогов «Развитие литературной речи и художественного восприятия дошкольников»

В последнее время чрезвычайное увлечение обучению грамоте – чтению и письму привело к тому, что взрослые  мало внимания уделяют развитию речи детей. В результате речь старших дошкольн...

Мастер – класс для педагогов «Тестопластика как средство развития восприятия и эстетического вкуса»

Цель мастер-класса: передать коллегам профессиональный опыт в сфере творческой и просветительской деятельности через изготовление овощей и цветов из соленого теста....

Конспект занятия по развитию речи квест-игра “Волшебный сундучок Деда Грамотея» (старше - подготовительная группа) 20.10.2020г.

Конспект занятия по развитию речи квест-игра“Волшебный сундучок Деда Грамотея»(старше - подготовительная группа)Воспитатель: Ионцева Е.Н.20.10.20Цель: Формировать умения обобщать. Упр...