Развитие литературной речи дошкольников через приобщение к детской художественной литературе
консультация (средняя группа) на тему
«Детская книга при всей ее внешней простоватости-
Вещь исключительно тонкая и не поверхностная.
Лишь гениальному взгляду ребенка,
Лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины
Удивительное искусство - детская книжка! »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие литературной речи дошкольников
через приобщение к детской художественной литературе
«Детская книга при всей ее внешней простоватости-
Вещь исключительно тонкая и не поверхностная.
Лишь гениальному взгляду ребенка,
Лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины
Удивительное искусство - детская книжка! »
Л. Токмакова
Литературный язык - система элементов языка, речевых средств, отобранных из национального языка мастерами слова. Эти средства воспринимаются как образцовые и общеупотребительные. Для носителей языка - литературный язык - это высшая форма национального языка.
Признаки литературного языка:
1. Отобранность языка. Первым это понял, по словам М. Горького, А. С. Пушкин «Он понял и первым показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надо отрабатывать его».
2. Литературный язык имеет формы: устная и письменная речь, разновидности: книжная и разговорная.
3. В литературном языке имеются функциональные стили: научный, официально-деловой, разговорно-бытовой.
4. Нормативность языка. Норма - единообразное, образцовое, общепринятое употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Норма языка диктует правила ударения, произношения в устной речи, правила правописания и пунктуации - в письменной речи.
Выше перечисленные признаки составляют особенность литературного языка как высшей формы национального языка.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович и др.)
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь человека, общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Почему это происходит? Может быть, интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.
Кроме того, книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному, стабильному и к новому, незнакомому. Книга - величина постоянная. Ребенок - переменная. Малыш берет книгу в руки в любое время - а она все та же. Происходит самопроверка, самоутверждение. По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, «чтение», «лопотание», воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков.
Хотелось бы рассказать о моих подходах к организации чтения художественной литературы:
- Читаю детям ежедневно; регулярное интересное чтение входит в привычку. В нашей группе существует традиция «Ни дня без книжки» и «Книжкина пятница».
- Время для чтения всегда одно и то же. С детьми среднего возраста читаем 10-15 минут, старшего возраста 15-20 минут, с детьми подготовительной группы 20-25 минут.
- Читаем в непринужденной обстановке, слушают чтение по желанию, но только при соблюдении правила «Занимайся своими делами, не мешая слушать другим».
- Читая, ставлю себя в позицию партнера по восприятию содержания художественного произведения. Проявляю эмоции: удивление, сострадание, радости и пр. Монотонное (отчужденное) чтение не располагает детей слушать даже очень интересное произведение.
- Стараюсь сама подбирать произведения для чтения детям, чередую большие литературные формы для продолжительного чтения с малыми для непродолжительного чтения, чередую также стихотворные и прозаические произведения. Часто по желанию детей возвращаюсь к прочитанным текстам.
- Художественные произведения для длительного чтения (сказочные и реалистические повести, циклы рассказов, большие стихотворные повествования) читаем несколько дней подряд, чтобы дети удерживали в памяти последовательность сюжетных событий (от 2 до 10-12 дней). Ежемесячно прочитываем 1-2 больших текста.
- В периодах между чтением больших произведений читаются короткие тексты, укладывающиеся в 20-ти минутный интервал: это фольклорные и авторские сказки, фольклорные и авторские стихотворные формы.
- Иногда обсуждаю с детьми тексты сразу после чтения. А нередко отсрочено возвращаюсь к произведениям, цитирую, инициирую вспомнить прочитанное, если в следующей деятельности это будет мотивом к активности, осмыслению каких-то фактов, событий.
- Художественные тексты прочитываю и подбираю заблаговременно в перспективе примерно на квартал из разных разделов рекомендательного списка, с учетом интересов детей.
- Предлагаю родителям рекомендательный список литературы для ознакомления при выборе произведений для семейного чтения.
- Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираю на месяц в контексте тематических недель, руководствуясь при этом событиями, происходящими в окружающем мире (сезоны, праздники, памятные даты), тематикой намеченной в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности и, конечно, направленностью интересов детей группы. Подборку коротких произведений постоянно корректирую по поводу различных конфликтов и коллизий, возникающих в детском обществе, зачастую книга подсказывает мудрый совет.
- В группе помимо хрестоматий детской литературы имеются сборники стихов, фольклорные и авторские сказки, рассказы детских писателей.
- Речевая зона в группе представлена групповой детской библиотекой, выставками портретов детских писателей, подборкой пословиц и поговорок о книге и чтении.
- Периодически в группе открывается «Книжкина больница»
- Убеждаю родителей в пользе чтения детских книг, что чтение предпочтительнее для развития ребенка, чем постоянный просмотр видеофильмов, пусть даже на содержательном литературном материале. Объясняю родителям, что ребенок-дошкольник, умеющий читать, пока не способен в полной мере понять содержание длинных литературных текстов, а это гасит у него интерес к чтению. Каждодневно в традиции семьи должно войти чтение детям вслух.
- Постоянно поощряю и инициирую употребление в речи детей по темам пословиц и поговорок, образных выражений, сравнений, эпитетов и метафор.
Таким образом, новый подход в использовании детской литературы в развитии дошкольников неоспорим, ее возможности безграничны, в реализации каждой образовательной области, в формировании интегративных качеств дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядно-информационная форма взаимодействия с родителями по вопросам развития речи и приобщения детей к художественной литературе. Выпуск газеты «Ребёнок и книга»
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу общей культуры. Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учрежде...
Литературная викторина для воспитателей «Знатоки детской художественной литературы».
Считается, что игра - ведущая деятельность дошкольника. На самом деле взрослые любят играть не меньше, чем дети.Уважаемые коллеги, сегодня мы вам предлагаем поиграть. Как известно, из игры можно ...
Развитие речевой активности старших дошкольников через приобщение к детской художественной литературе
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Опыт работы....
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ПРИОБЩЕНИЯ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Статья о важности равитии речи у детей старшего дошкольного возраста при помощи художественной литературы....
«Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе приобщения к детской художественной литературе».
Речевое развитие по ФГОС ДО – это одна из важнейших образовательных областей. Согласно ФГОС ДО речевое развитие направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с...
Семинар.Тема: Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к детской художественной литературе.
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к детской художественной литературе....