«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей»
методическая разработка по развитию речи на тему
Материал рекомендован воспитателям для работы с детьми по развитию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mnemotehnika.docx | 64.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Краснодарский край
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад №6 муниципального
образования Щербиновский район станица Старощербиновская
ІІІ РАЙОННЫЙ ФОРУМ РАБОТНИКОВ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Качество дошкольного образования от фактического состояния
к необходимому»
Мастер – класс для педагогов
«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей»
Выступающий:
Котко Людмила Николаевна
старший воспитатель
МБДОУ ЦРР – детский сад №6
ст. Старощербиновская
20 апреля 2013 год
Уважаемые коллеги!
Тема мастер - класса
« Использование приёмов мнемотехники и моделирования наглядного в развитии связной речи детей»
Слайд
Актуальность технологии заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. И сегодня я познакомлю Вас с нетрадиционными методами обучения дошкольников, которые можно применять в образовательной деятельности.
Слайд
Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения?
Слайд
Каждый педагог в своей деятельности преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.
Слайд
Для запоминания незнакомых слов, текстов, рассказывания разучивания стихотворений наши педагоги в своей практике используют приёмы наглядного моделирования и мнемотехники.
Моделирование, по мнению Л.А.Венгера, - это вид знаково-символической деятельности, в развитии связной речи детей – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Мнемотехника – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.
Слайд
Таблицы с элементами мнемотехники служат дидактическим материалом в работе по развитию речи. Их использование очень эффективно при составлении:
- описательных рассказов,
- пересказах художественных произведений,
- творческого рассказывания
- заучивании стихов,
- отгадывании загадок.
Слайд
На разных возрастных этапах, в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приёмы наглядного моделирования: заместители, пиктограммы, таблицы с элементами мнемотехники.
Слайд
Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.
Слайд
В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадраты, круги, овалы, различающиеся по цвету и величине.
Слайд
Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок (лиса оранжевая, медведь большой коричневый и.т.д.). Сначала достаточно, чтобы ребёнок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).
Слайд ( по сказке «Теремок») ……………………………………………
Слайд (Дети с заместителями)
Данный приём моделирования обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.В.Запорожца, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Но необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника. В этом помогают использование дидактических игр, с использованием наглядности Воспитатель дает предметные картинки и предлагает поднять ту, о которой он рассказывает.
Слайд
Солнце - светит, греет, лучится, сияет и т. д.
Дерево - растет, шумит, зеленеет, ветвистое, высокое
Слайд
Корова - мычит, жует, рогатая, пятнистая,
Лиса - рыжая, хитрая, лукавая, осторожная
Затем отрабатывается прием обратной связи, воспитатель показывает картинку, а дети подбирают слова на вопрос какой, какая? что делает? т.е накапливается словарь прилагательных и глаголов.
Слайд
Эффективным приёмом является использование таблиц, для составления описательных рассказов о предмете: игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных.
Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета.
Слайд (Схема обследования)
Вам предложена схема обследования предмета естественно-генетическим путем усвоения знаний о предмете - через сенсорные каналы: зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
В связи с этим перечень первой части модели включает соответствующую символику:
- через символ «глаз» дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения;
- через символ «рука» — фактурные признаки предмета (твердый, гладкий, пушистый и т.д.);
- через символ «рот» — вкусовые ощущения (сочный, сладкий, кислый);
- через символ «ухо»— способы обнаружения предмета.
Слайд
По данной модели можно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Подобное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
Слайд
Далее знакомим детей с графическим изображением слова:
– слово предмет, отвечающий на вопросы кто? что?
- слово признак, отвечающий на вопросы какой, какая, какие?
– слово действие, отвечающее на вопрос, что делает?
что делают?
- слово- наречие, отвечающее на вопрос как ? как скоро?
Слайд
Опираясь на наглядно – графическую запись воспитатель отображает структуру отдельной мысли.
(Например: река течет, шумит, замерзла, разлилась, высохла).
река чистая, широкая, глубокая, тихая, спокойная).
Слайд ( Предложение)
Следующий вид графической записи моделирует структуру мысли простого предложения, распространенного каким–либо второстепенным членом предложения.
Далее происходит этап выстраивания картино-графического плана.
Слайд
Картино-графический план служит своеобразным зрительным планом, который обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке и помогает детям выстраивать:
- -строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико - грамматическую наполняемость.
Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации.
Слайд
Как же необходимо знакомить детей с правилами строения цепного текста используя картинно – графический план?
1. Задание: Составить рассказ по данному предметно-графическому плану на тему «Как мы помогаем птицам». (Типичная ситуация)
1) Воспитатель зачитывает рассказ и предлагает детям запомнить, о каких предметах говорится в нем: (текст рассказа)
2) После прочтения детям предлагается из ряда предложенных предметных картинок, отобрать только те, о которых рассказывается в тексте.
3) После этого педагог предлагает детям расположить картинки в последовательности рассказа.
Показывая схему, педагог объясняет, что она поможет быстро найти место каждой картинке и предлагает детям вспомнить, о каких предметах говорилось вначале. Дети находят соответствующие картинки и подставляют их в первую строчку схемы.
Анализ протекает в следующем порядке:
Воспитатель «Давайте попробуем прочитать, что получилось. Стрелкой, кружочком, треугольником в предложении обозначены другие слова. Назовите эти слова и правильно прочитайте предложение?
Так дети, отбирая предметные картинки (графическую запись смысловых отношений ) ко всем предложениям, постепенно заполняют всю схему.
Анализируя предметную канву рассказа, дети замечают, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме это фиксируется двумя одинаковыми картинками.
Так педагог подводит детей к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметов и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое — рассказ. Закрепляя найденное правило, детям предлагается соединить стрелками красного цвета одинаковые картинки (или слова) двух соседних предложений, устанавливая тем самым цепь смысловых связей через единство предметных значений. (Правило: новое предложение начинается со слова, которым закончилось предыдущее.)
Слайд
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание вначале подбирается картинка (изображение), а затем все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Слайд
Например, для речевой игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно использовать такую мнемотаблицу:
Как у бабушки Наташи
Ели вкусную мы кашу
Каша пшенная с дымком
С хлебом, с маслом С молоком
Взяли мы большие ложки
Съели все до самой крошки
Вот какая каша
У бабушки Наташи
Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текст.
А сейчас я предлагаю Вам практическую деятельность по составлению мнемотаблиц для заучивания стихотворения, загадки.
Практическая часть педагогов участников.
- Группе участников мастер-класс придумать и составить мнемотаблицу к загадке о РЕПКЕ.
- Группе участников мастер-класс составить мнемотаблицу к стихотворению « Опустел скворечник»
Заслушивание и анализирование работ педагогов участников.
- Заключение
Из всего сказанного можно сделать вывод: что анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что является хорошим пред посылом к подготовке детей к школе.
А это значит, что метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе работы с детьми массовых групп детского сада.
Рекомендуемая литература:
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
- Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
- Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....
Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдель...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с утвержденным стандартом дошкольного образования, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно из...
Техники и приёмы метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Статья. Наглядное моделирование...