«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей»
методическая разработка по развитию речи на тему

Котко Людмила  Николаевна

Материал рекомендован воспитателям  для работы с детьми по развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mnemotehnika.docx64.1 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Краснодарский край

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №6 муниципального

образования Щербиновский район станица Старощербиновская 

ІІІ РАЙОННЫЙ ФОРУМ РАБОТНИКОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Качество дошкольного образования от фактического состояния

к необходимому»

Мастер – класс для педагогов

«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей»

 

Выступающий:

Котко Людмила Николаевна

старший воспитатель

МБДОУ ЦРР – детский сад №6

  ст. Старощербиновская

20 апреля 2013 год

Уважаемые коллеги!

Тема мастер -  класса

« Использование приёмов  мнемотехники и моделирования наглядного  в развитии связной речи детей»  

Слайд

Актуальность   технологии  заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. И сегодня  я познакомлю Вас с нетрадиционными методами обучения дошкольников, которые можно применять в образовательной деятельности.

Слайд

Как  же сформировать речь ребенка и   наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения?

 Слайд

Каждый педагог в своей деятельности преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.   

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является   наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.  

Слайд

 Для запоминания незнакомых слов, текстов,  рассказывания разучивания стихотворений  наши педагоги в своей практике используют  приёмы наглядного моделирования и мнемотехники. 

Моделирование, по мнению Л.А.Венгера, - это вид знаково-символической деятельности, в развитии связной речи детей –   это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.  

Мнемотехника   – искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.  

 Слайд

Таблицы с элементами мнемотехники служат дидактическим материалом в работе по развитию речи. Их использование очень эффективно при составлении:

  • описательных рассказов,
  • пересказах художественных произведений,
  • творческого рассказывания
  • заучивании стихов, 
  • отгадывании загадок.

Слайд

На разных возрастных этапах, в зависимости от индивидуальных способностей детей можно использовать различные приёмы наглядного моделирования: заместители, пиктограммы,  таблицы с элементами мнемотехники.

Слайд

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.

Слайд

В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадраты, круги, овалы, различающиеся по цвету и величине.

Слайд

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с народных сказок (лиса оранжевая, медведь большой коричневый и.т.д.). Сначала достаточно, чтобы ребёнок поднимал соответствующий символ по ходу рассказывания сказки взрослым, затем можно переходить к разыгрыванию сказки. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Слайд  ( по сказке «Теремок») ……………………………………………

Слайд  (Дети  с заместителями)

Данный приём моделирования обеспечивает единство речевой и мыслительной деятельности. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.В.Запорожца, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  

Но необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника. В этом помогают  использование дидактических игр, с использованием наглядности   Воспитатель дает предметные  картинки и предлагает поднять ту, о которой он рассказывает.

Слайд  

Солнце      -  светит, греет, лучится, сияет и т. д.

Дерево    - растет, шумит, зеленеет, ветвистое, высокое

Слайд  

Корова -  мычит, жует, рогатая, пятнистая,

Лиса -  рыжая, хитрая, лукавая, осторожная

Затем отрабатывается  прием обратной связи, воспитатель показывает картинку, а дети подбирают слова на вопрос какой, какая?  что делает?  т.е накапливается   словарь  прилагательных и  глаголов.

Слайд  

 Эффективным  приёмом  является использование таблиц,  для составления описательных рассказов о предмете:   игрушках,  посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных.

     Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи не достаточно накопленного жизненного опыта.    Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета.  

 Слайд (Схема обследования)

Вам предложена схема обследования предмета естественно-генетическим  путем  усвоения знаний о предмете - через сенсорные каналы: зрительное, слуховое и тактильное восприятие.

В связи с этим перечень первой части модели включает соответствующую символику:

- через символ «глаз» дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения;

- через символ «рука» — фактурные признаки предмета (твердый, гладкий, пушистый и т.д.);

- через символ «рот» — вкусовые ощущения (сочный, сладкий, кислый);

- через символ «ухо»— способы обнаружения  предмета.

 

Слайд  

По данной модели можно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Подобное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

Слайд  

Далее знакомим детей с графическим изображением слова:

                   – слово предмет, отвечающий на вопросы кто? что?

   

                    

                     -  слово признак, отвечающий на вопросы какой, какая, какие?

                     – слово действие,  отвечающее на вопрос,  что делает?

                                                                                             что делают?

                         

                      -  слово- наречие, отвечающее на вопрос как ? как скоро?

Слайд  

Опираясь на наглядно – графическую запись воспитатель отображает структуру отдельной мысли.

 

(Например: река течет, шумит, замерзла, разлилась, высохла).

                        река чистая, широкая, глубокая, тихая, спокойная).

Слайд ( Предложение)

Следующий вид графической записи   моделирует  структуру мысли простого предложения, распространенного каким–либо второстепенным членом предложения.

Далее  происходит   этап выстраивания  картино-графического плана.

Слайд  

 

Картино-графический план служит своеобразным зрительным планом, который обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке и помогает детям выстраивать:

  • -строение рассказа,
  • последовательность рассказа,
  • лексико - грамматическую наполняемость.

Применение такой схемы дает реальную возможность наглядно показать детям  принцип одинакового смыслового строения всех предложений текста: на первом месте — обозначение предмета, на втором — действия, на третьем — вновь обозначение уже нового предмета ситуации.    

             

 

 Слайд  

Как же необходимо знакомить детей  с правилами строения цепного текста используя картинно – графический план?

 

1. Задание: Составить рассказ по данному предметно-графическому плану на тему «Как мы помогаем птицам». (Типичная ситуация)

1) Воспитатель зачитывает   рассказ и предлагает детям запомнить, о каких предметах говорится в нем: (текст рассказа)

2) После прочтения детям предлагается из ряда предложенных предметных картинок, отобрать только те, о которых рассказывается в тексте.

3) После этого педагог предлагает детям расположить картинки в последовательности рассказа.

 

Показывая схему, педагог объясняет, что она поможет быстро найти место каждой картинке и предлагает детям вспомнить, о каких предметах говорилось вначале. Дети находят соответствующие картинки и подставляют их в первую строчку схемы.

Анализ протекает в следующем порядке:

Воспитатель  «Давайте попробуем прочитать, что получилось. Стрелкой, кружочком, треугольником  в предложении обозначены другие слова.   Назовите эти слова и правильно прочитайте  предложение?

Так дети,  отбирая предметные картинки (графическую запись смысловых отношений ) ко всем предложениям, постепенно заполняют всю схему.

         Анализируя предметную канву рассказа, дети замечают, что об одном и том же предмете говорится в двух соседних предложениях, а в схеме это фиксируется двумя одинаковыми картинками.

Так педагог  подводит детей к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметов и осуществляется связь отдельных предложений в единое целое — рассказ. Закрепляя найденное правило, детям предлагается соединить стрелками красного цвета одинаковые картинки (или слова) двух соседних предложений, устанавливая тем самым цепь смысловых связей через единство предметных значений. (Правило:   новое предложение начинается со слова, которым закончилось предыдущее.)

Слайд  

         Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание вначале подбирается  картинка (изображение), а затем   все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

 

Слайд  

 Например, для речевой игры «Как у бабушки Наташи» для запоминания можно использовать такую мнемотаблицу:

http://www.det-sad.com/wp-content/uploads/2012/06/mnemo1.jpg

Как у бабушки Наташи

Ели вкусную мы кашу

Каша пшенная с дымком

С хлебом, с маслом С молоком

Взяли мы большие ложки

Съели все до самой крошки

Вот какая каша

У бабушки Наташи

Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текст.

А сейчас я предлагаю Вам  практическую деятельность  по составлению мнемотаблиц для заучивания стихотворения, загадки.


Практическая часть педагогов участников.

  1. Группе участников мастер-класс  придумать и составить  мнемотаблицу к загадке  о РЕПКЕ.

  1. Группе  участников  мастер-класс составить мнемотаблицу   к стихотворению « Опустел скворечник»

Заслушивание и анализирование работ педагогов участников.

  1. Заключение

Из всего сказанного можно сделать вывод:  что анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что является хорошим пред посылом к подготовке детей к школе.  

  А это значит, что метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе   работы  с детьми массовых групп детского сада.

Рекомендуемая литература:

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
  3. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
  5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
  6. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. // Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

Логопедический проект "Говорящие картинки" (Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи)

Использование наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдель...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

   В соответствии с утвержденным стандартом дошкольного образования, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно из...