Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."
презентация по логопедии на тему
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей, а именно детей, с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера: - геометрические фигуры или полоски; На начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). - символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); - планы и условные обозначения, используемые в них; - контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование метода наглядного моделирования
в развитии связной речи детей дошкольного возраста.
Слайд №
Возможность говорить, общаться - это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности говорить природа отвела не так уж много времени - это период с 1 года до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок не заговорил в этот период, то в дальнейшем это умение ему не будет дано.
Слайд №
В наш динамический век живое общение заменяет компьютер и телевидение, увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации.
Слайд №
Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Николай Николаевич Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания. В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель.
Слайд №
Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо письменно. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный.
Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Слайд №
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что:
• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей, а именно детей, с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Слайд №
Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта .(план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)
Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым.
Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Слайд №
На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения, например метод обучения дошкольников грамоте (Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова) предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова.
Слайд №
Разработаны вопросы применения наглядного моделирования для решения познавательных задач, формировании представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции (Н.И.Ветрова, Е.Л.Агеева и др.), формировании представлений о труде взрослых (В.И.Логинова, Н.М.Крылова). Большое значение придается использованию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей (Л.И. Цеханская, Ю.Ф.Гаркушина), в конструировании (Л.А.Парамонова). Модели можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели).
Слайд №
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:
1. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.). Распространенными предметно-схематическими моделями также являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.
3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад).
Остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования в формировании связной речи у детей дошкольного возраста т.к. это наиболее сложный раздел обучения, а применение этого метода, в этом вопросе является перспективным.
Слайд №
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
Можно отметить следующие недостатки:
• связные высказывания короткие с аграмматизмами;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
В то время как к речевой деятельности предъявляется ряд требований
Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:
• Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;
• Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
• Последовательность;
• Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
• Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
• Культура изложения в широком смысле слова:
- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
• - интонационная выразительность речи,
• - достаточная громкость,
• - отчетливость произношения.
Следовательно, при обучении ребёнка самостоятельному рассказыванию необходимо задействовать как можно больше анализаторов (слух, зрение, обоняние и т.д.), чтобы существенно облегчить нагрузку на его речевой аппарат. Одним из факторов, облегчающих развитие связной речи, является использование на занятиях приема наглядного моделирования.
Слайд №
Отечественными учителями – логопедами разработаны ряд методик развития связной речи с применением наглядности и моделирования. Например: Воробьева Валентина Константиновна предлагает сенсорно-графические схемы, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематические модели, Ефименковой Л. Н разработаны схемы составления рассказа.
Слайд №
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры или полоски;
На начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – елочка, серый кружок – мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения, используемые в них;
- контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
• геометрические фигуры;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
• планы и условные обозначения, используемые в них;
• контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
• предметные картинки;
• силуэтные изображения;
• геометрические фигуры.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
. Итак
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
• добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
• формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
• применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь, сознательно используют в активной речи различные типы грамматически правильно оформленных предложений, высказываний с постепенным усложнением структуры и языкового материала текста, что обеспечивает успешность детей в школе.
Слайд №
На данном семинаре мы рассмотрим приемы наглядного моделирования, используемые в работе над такими видами связного монологического высказывания, как:
• ПЕРЕСКАЗ
• РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЫ
• ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ
• ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА
• СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
• ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ.
• ТРАФАРЕТНЫЙ ТЕАТР
Подписи к слайдам:
МБДОУ «Детский сад № 21»
Развитие речи в дошкольном возрасте. «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций, личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи». Л.С.Выготский
Задачи развития речи воспитание звуковой культуры речи обогащение и активизация словаря формирование грамматического строя речи формирование разговорной диалогической речи обучение рассказыванию ( монолог) ознакомление с художественной литературой обучение грамоте
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. «…Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя» Ф. А. Сохин
Значение связной речи: – дети учатся мыслить, учась говорить и совершенствуют речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин). – развивается чувство красоты языка (выразительность, образность). – воспитывается чувство характера. – выполняет важнейшие социальные функции, помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка. - овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Типы связной речи: - монологическая повествование описание рассуждение - диалогическая
Средства развития связной речи: разговор( преднамеренный и непреднамеренный), беседа ( целенаправленное обсуждение чего-либо, подготовленый диалог), занятия по обучению рассказыванию, пересказ литературных произведений, рассказывание по игрушке, рассказывание по картине, рассказывание из опыта, творческое рассказывание, рассуждение.
Период с 1 года до 8-9 лет .
Современные дети живут в мире, где живое общение заменяет компьютер .
связные высказывания короткие; отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой; уровень информативности высказывания очень низкий. Недостатки речевого развития детей дошкольного возраста
Н.Н. Поддьяков «На современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний…»
Моделирование Принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Актуальность использования наглядного моделирования во-первых, использование наглядного моделирования вызывает интерес; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Метод обучения грамоте Метод обучения дошкольников грамоте предполагает построение и использование наглядной модели звукового состава слова. Дом
Использовании наглядного моделирования в формировании связной речи у детей дошкольного возраста.
Использование приема наглядного моделирования дает возможность : самостоятельного анализа ситуации или объекта; развития замыслов-идей будущего продукта. развития децентрации (умения менять точку отсчета);
В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера
Элементы модели: геометрические фигуры; c имволические изображения предметов (условные обозначения предметов, пиктограммы); планы и условные обозначения; контрастная рамка .
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ РАССКАЗ-ОПИСАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СКАЗКА СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ФРАГМЕНТАРНОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ ПО ПЕЙЗАЖНОЙ КАРТИНЕ ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ . Применение наглядного моделирования
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей: добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
Желаем Вам успехов, творчества и педагогического оптимизма в развитии речи дошкольников!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»
Консультация...
Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»
Консультация...
Консультация для воспитателей «Метод наглядного моделирования при работе с детьми дошкольного возраста с ОНР»
Консультация...
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
«МЕТОДЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Развитие связной речи относят к числу важнейших задач работы с дошкольниками. Однако, последние исследования показывают, что в настоящее время речевое развитие знач...
Консультация для родителей «Метод наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников»
Развитию речи детей в детском саду уделяется очень большое внимание, но намного глубже дети впитывают то, что передают им родители.Готовя детей к обучению в школе, мы, взрослые (педагоги и...