Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.
консультация по логопедии
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yanvar_maslova_na_ines_portal.docx | 153.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Владение связной речью – это один из важных показателей готовности ребенка к школе.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Но, как известно, овладение связной речью одна из наиболее сложных задач.
Особые трудности при овладении связной речью возникают у детей с системным нарушением речи. Дошкольникам с ОНР особенно тяжело даются умения создавать замысел связного высказывания, дети не выдерживают логической последовательности, часто не умеют выделить ключевые смысловые моменты высказывания. Высказывания короткие, с аграмматизмами.
Кроме того, многие дети активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
Формирование связной речи – это формирование и формулирование связных мыслей. Опираясь на принцип поэтапного формирования умственных действий (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин) можно понять, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций с опорой на вспомогательные средства, а затем сокращается, свертывается и постепенно осуществляется во внутреннем плане. К таким вспомогательным средствам формирования связной речи детей с ОНР относятся: наглядность и моделирование плана высказывания, на значимость которого указывали Л.С.Выготский, В.К.Воробьева, В.П. Глухов.
При обучении ребёнка с ОНР самостоятельному рассказыванию необходимо задействовать как можно больше анализаторов. Одним из факторов, облегчающих развитие связной речи, является использование на занятиях метода наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Модели служат зрительным планом для создания монологов, направляют процесс связного высказывания и помогают детям выстраивать строение предложения или рассказа, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость.
На занятиях использую следующие виды моделирования:
- Предметное моделирование
- Предметно - схематическое моделирование
- Графическое моделирование
При выборе вида моделирования исхожу из уровня речевого развития ребенка. Сначала целесообразно использование предметного моделирования: символы слов-существительных выполняют игрушки, фигуры из настольных театров предметные картинки и т.д., стрелкой обозначен предикат, выраженный глагольным словом. Для обозначения фразы из 3-х слов к данной модели добавляется символ нового слова – предмета.
Кошка сидит. Кошка видит мышку.
Предложения однотипны, обозначено каждое слово предложения. Каждое предложение ограничено рамкой – обозначение семантической связи. Постепенно переходили только к использованию картинного материала. При этом задания постепенно усложняются:
- повторение фразы с опорой на готовую модель;
- самостоятельное произнесение фразы по аналогичным моделям (меняется либо действующее лицо, либо второй предмет-существительное);
- самостоятельное составление модели к готовой фразе;
Поэтапный переход к предметно - схематичному виду моделирования позволяет перейти на новый уровень сложности структуры предложения.
Картинный материал заменяла условными обозначениями: живой предмет – схематичным изображением человечка, неживой – пустым квадратом, Предлоги – обозначаются соответствующими схемами. Слова - признаки – треугольники.
Яблоко лежит на столе. Петя взял спелое яблоко.
При этом В.К. Воробьева рекомендует вместо конкретно-грамматических вопросов: «Кто бежит?» или «Что делает мальчик?» задавать вопросы, направляющие внимание детей на осознание предмета сообщения: «О ком (о чем) говорится?» или предиката: «Что говорится, рассказывается об этом предмете?». Подобная переакцентировка в формулировании вопросов нацеливает детей не на слова, а на структурные компоненты мысли. (Цитата от Воробьевой).
На этапе перехода к рассказу сначала проводилось обучение умению отличать рассказ от «не рассказа». Эта работа осуществлялась с помощью таких упражнений:
- сравнение рассказа и набора слов из него;
- сравнение рассказа и бессвязного набора предложений;
- сравнение рассказа и его деформированного варианта;
- сравнения рассказа и его некомплектного варианта;
- сравнение двух нормированных рассказов, в которых об одном и том же предмете или событии рассказывается по-разному.
Эти упражнения проводятся в форме игры, дети овладевают термином «рассказ» и учатся отличать его от отдельных слов, набора не связанных предложений, деформированного варианта. В качестве ненормированных рассказов, возможно использовать образцы рассказов самих детей с ОНР, полученных при диагностике.
Для закрепления смысловой связи предложений в тексте использовала рассказы «жесткой» структуры, так называемые «цепные», с лексическим повтором. Причем, для акцентирования на смысловой связи предложений их структура должна быть максимально облегченной и содержать минимальное количество предлогов. Каждое последующее предложение начинается со слова, которым закончилось предыдущее. Это облегчает речевую задачу на начальном этапе перехода к связному высказыванию. Для объяснения детям связи предложений необходимо сравнить два рядом стоящих предложения: вычленить одинаковые слова, обратить внимание детей на то, что в предложениях говорится об одном и том же предмете, и в графическом плане они обозначены одинаково. И именно благодаря этому повтору предложения связаны между собой, «как елочная гирлянда». Поэтому, чтобы получился рассказ, все предложения должны быть связаны между собой.
Уровни усложнения:
- пересказ по готовым схемам;
- исправление деформированной модели рассказа;
- вычленение лишнего звена;
- добавление недостающего звена;
По мере возрастания возможностей ребенка постепенно сокращала количество символов - слов в предложении. На конечном этапе можно ограничиться обозначением ключевых слов предложения. Объем «цепных» текстов – 5-6 предложений.
Более сложный речевой материал - короткие сказки, рассказы. На этом этапе дети уже знакомы с приемами моделирования, поэтому активно включаются в составление моделей: в процессе рассказывания текста взрослым, дети выставляют символы – заместители, тем самым создавая план рассказа. При возникновении у детей трудностей при построении предложений, употреблении предлогов использовала полные схемы отдельных предложений.
Для выделения отдельного фрагмента (при рассказывании «по цепочке», либо для сравнения целостного рассказа и его составляющей части) использую контрастную рамку, которая позволяет зрительно выделить необходимую часть рассказа.
Один из важных моментов – обучение составлению рассказа-описания. Здесь необходимо умение ребенка анализировать предмет или явление, выделять его существенные признаки. Применяла опорные схемы Ткаченко Т.А. Наиболее сложны видом здесь являются описательные рассказы-сравнения, где важно выделить различия и сходства предметов. При проведении этой работы использовала следующие приемы: при выделении различных признаков помещали их обозначения в две удаленные друг от друга фигуры, или два предмета (два круга, два обруча и т.д.), а при нахождении общих признаков - между этими фигурами (помидор и яблоко – круглые). При помощи наглядного моделирования дети усваивают обобщенные представления о правилах построения рассказа-описания предмета, сравнения двух предметов.
На более поздних этапах при составлении рассказа по серии картин, по сюжетным картинам возможно вместо привычных ребенку обозначений использовать другие произвольные символы – заместители: рисунки-аналоги, ассоциативные схематичные изображения, геометрические фигуры.
Анализируя результаты, необходимо сказать, что использование метода моделирования значительно облегчает детям процесс овладения связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Постепенно происходит свертывание модели, переход планирования речи от зрительной модели к внутренней, т.е. ребенок научается планировать свою речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».
Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников с ОНР
Использование метода наглядного моделирования даёт возможность самостоятельного анализа ситуации, развития замыслов, идей....
Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи»
Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с ОНР» реализовывался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Олененок» № 291 города Казани с...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдель...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с утвержденным стандартом дошкольного образования, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно из...