Отчёт по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
материал по развитию речи (младшая группа) по теме

Евсеева Марина Александровна

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и являясь средством выраженя мыслей, становится основным механизмом мышления человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_2.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Волшебная страна»

Отчёт по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Выполнила: воспитатель второй младшей группы «Ангелочки» Евсеева М. А.

Анапа 2016 год.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека, абстрактное мышление невозможно без речи. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребёнка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растёт.

Целью моей работы было объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора; развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

  Достижение цели невозможно без решения следующих задач, над которыми мне предстояло работать:

  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
  • Приобщать детей к русскому фольклору.
  • Обогащать чувства детей, воображение, речь.
  • Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству

   В своей работе использовала такие методы как: словесные (беседы, рассказ, чтение), игровые (дидактические и подвижные игры), наглядные (иллюстрации, альбомы).

         С помощью специально подобранной методической литературы, ресурсов интернета, программной разработки образовательной области «Чтение художественной литературы» во второй младшей группе изучила несколько тем для реализации плана самообразования. Темы были таковы: «Роль потешек в развитии речи ребёнка», «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка», «Настольно-печатные игры по русским народным сказкам», «Театрализованные игры как средства развития речи детей».

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, заклички и т. д.). Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Детский фольклор – это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Задача педагога при изучении фольклора – развивать речь, опираясь на склонность к подражанию и быстрому запоминанию. Но самое главное – использовать материал ненавязчиво и увлекательно. Потешки, припевки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

В работе с детьми большое внимание уделила потешкам. Они доставляют малышам радость. В них слышна народная речь. Когда я читала потешки, дети затихали, улыбались, то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми. В процессе работы я демонстрировала картинки (предметные, сюжетные) – так детям легче запоминается потешка. Перед чтением потешки проводила дидактические игры или сопровождала чтение показом действий, описанных в потешке. Разучила сдетьми ряд пальчиковых игр на основе русских народных потешек. Мною была создана картотека потешек для работы с детьми. Все потешки обыгрывались во всех режимных моментах. С помощью родителей была создана библиотека красочных книг с потешками для детей.

В устном народном творчестве сохранились особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. С помощью родителей была создана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, а также коллекция раскрасок и настольно-печатная продукция. Русские народные сказки и читались и прослушивались аудиозаписи. Дети с большим удовольствием играли в настольно-печатные игры по русским народным сказкам, собирали разрезные картинки и складывали лото. Рассказывание и чтение сказок в непосредственной образовательной деятельности и в свободное время даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Для решения этого вопроса я провела консультацию для родителей на тему: «Почитай мне сказку, мама».

Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки. Их называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются.

Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. 1.06.2016 года совместно с музыкальным руководителем было проведено развлечение, посвящённое Дню защиты детей. Одной из главных тем данного мероприятия было отгадывание загадок. Дети показали отличный результат. Также в конце учебного года был проведён семейный конкурс: «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», итогом которого была выставка рисунков.

13.05.2016 года было проведено родительское собрание: «Успехи детей второй младшей группы на конец учебного года», где была затронута тема «Во что играют наши дети». Родителям были даны рекомендации по поводу того, в какие игры играть с детьми дома.

Работа, проведённая мною за год дала свои положительные результаты:

  • У детей повысился интерес к устному народному творчеству;
  • Они начинают использовать в своей речи пословицы и поговорки;
  • Расширился словарный запас, коммуникативные способности детей.

Таким образом, посредством фольклора у малышей постепенно формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самообразование : «Влияние устного народного творчества, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устно...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Цель работы:- Повышение своего теоретического уровня;- Профессионального мастерства и компетентности;- Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русс...

ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ "ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка....

самообразование по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной ...