ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ "ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
материал (младшая группа)
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_teme_samoobrazovaniya_vo_2_ml.gr_.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ "ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей.
В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.
Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Анкета «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»
Уважаемые родители. Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.
1. Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?
2. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?
3. Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?
4. Надо ли знать народные сказки и былины?
5. Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?
6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?
7. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?
8. Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?
9. Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?
10. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2018-2019 учебный год
Этапы работы по | Деятельность |
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. | Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества. |
2. Планирование работы по самообразованию. | Планирование работы по следующим разделам: -изучение методической литературы; -работа с детьми; -работа с семьёй; -самореализация. |
3. Теоретическое изучение проблемы. | Изучение литературы по теме: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О. 2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб, 2008. 3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. |
4. Практическая деятельность | Досуг «Вечер загадок». Инсценирование русской народной сказки «Репка». Развлечение «Широкая Масленица» Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». Открытое занятие по развитию речи в младшей группе. Пересказ сказки «Заюшкина избушка» Выступление на педсовете по изученной теме. Отчёт по теме самообразования. |
5. Подведение итогов самообразования. | В результате работы по теме самообразования - у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству; -обогатилась устная речь; -развились фантазия и воображение; -у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка; -расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...
Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».
Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста...
Роль произведений устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважней...
Отчёт по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и являясь средством выраженя мыслей, становится основным механизмом...
План профессионального самообразования воспитателя Масловой Юлии Владимировны Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"...
самообразование по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной ...
План самообразования во второй младшей группе по теме «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....