Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Опарина Анна Станиславовна

Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

1. Изучить различные приемы мнемотехники

2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные темы (пополнить развивающую среду по речевому развитию)

3. Познакомить родителей с приемами мнемотехники

 4. Способствовать развитию у детей памяти, внимания, образного мышления.

2.Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы.

3. Расширять и обогащать словарный запас детей.

4. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Развивающие:1. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.

2. Развивать у детей умение с помощью мнемотаблиц рассказывать сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

3. Развивать умственную активность, сообразительность.

Воспитывающие: 1. Воспитывать  умение свободно  общаться со взрослыми и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Дебесский детский сад №1»

Опарина Анна Станиславовна

Воспитатель подготовительной группы №9 «Лесная сказка»

Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

                                   2017-2018 учебный год

                                     Актуальность

 «Учите ребёнка каким-нибудь пяти

неизвестным ему словам, и он будет

долго  и напрасно мучиться над ними,

но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на  лету…»

 К.Д.Ушинский

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. Дети подготовительной группы часто испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что  речь дошкольников односложная, состоящая из простых предложений речь. Они ещё неспособны грамматически правильно построить распространенное предложение.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в данном направлении можно применять такие эффективные приёмы мнемотехники – мнемосхемы.    

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В.П. - блоками-квадратами, Ефименко Л.Н. - схемой составления рассказа.

Использование  приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,

но рациональнее вводить её в  занятия с 4-5 лет, когда у детей уже накоплен основной словарный запас.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Для обучения детей младшего и среднего возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, для детей старшего возраста схемы желательно использовать таблицы, выполненные в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость цветных изображений.                                              

Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Благодаря данному виду работы у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать  интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; расширяется активный и пассивный словарный запас; появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться  перед аудиторией.

Использование метода мнемотехники позволяет повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

1. Изучить различные приемы мнемотехники

2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные темы (пополнить развивающую среду по речевому развитию)

3. Познакомить родителей с приемами мнемотехники

 4. Способствовать развитию у детей памяти, внимания, образного мышления.

2.Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы.

3. Расширять и обогащать словарный запас детей.

4. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Развивающие:1. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.

2. Развивать у детей умение с помощью мнемотаблиц рассказывать сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

3. Развивать умственную активность, сообразительность.

Воспитывающие: 1. Воспитывать  умение свободно  общаться со взрослыми и детьми.

Годовой план работы по самообразованию

План действий

Сроки

    Практическая     деятельность

1 этап: Организационный

Изучение литературы по данной теме

Сентябрь

Подобрать дидактические игры и упражнения, сюжетные картинки.

Изучить опыт работы других педагогов на интернет-сайтах.

2 этап: Практический

Консультация на тему:  «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

Октябрь

 Познакомить родителей с приемами мнемотехники.

Разработать и изготовить дидактические игры и упражнения по развитию речи при помощи схем-моделей, привлечь родителей в изготовлении игр.

Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем

Ноябрь

Изготовление мнемотаблиц о временах года.

Формировать умение детей составлять связной рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Заучивание стихотворений при помощи мнемосхем

Декабрь

Изготовление мнемотаблиц для заучивания стихотворений.

Учить детей заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Работать над выразительным чтением стихотворений перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии.

Работа с загадками, составление загадок.

Январь

Изготовление мнемосхем для отгадывания загадок.

Учить детей составлять и отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь у детей.

Работа над пересказами с использованием  опорных схем

Февраль

Изготовление мнемотаблиц для составления рассказа.

Обучить детей приемам планирования собственного пересказа, активизировать и обогащать словарный запас детей.

Обучение сочинению сказок.

Март

Изготовление картинок  для составления мнемотаблиц.

 Учить детей сочинять сказку по модели-схеме, последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки, учить придумывать название своей сказке.

Работа по составлению рассказа по сюжетным картинам.

Апрель

Изготовление сюжетных картинок.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики, учить исследовательским действиям при рассмотрении картины, учить детей составлять связной рассказ по картине с опорой на схему. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Проведение различных игр на закрепление пройденного материала.

Май

Обобщение знаний и умений, приобретенных за год.

Принципы реализации:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.

Результатами работы должны стать:

  •   Улучшение  показателей связной речи у  детей.
  • Обогащение словарного запаса, формирование ассоциативного мышления, развитие зрительной и слуховой памяти, развитие зрительного и слухового внимания, развитие воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

Здравствуйте уважаемые педагоги.Делюсь свами обобщением опыта по теме: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста  посредствам театрализованной деятельности"...