Межаттестационный материал.Тема: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности".Приложение 5
материал (старшая группа)

Калина Асия Хусяйновна

Приложение 5

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_5._metodicheskie_rekomendatsii.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №5

Методические рекомендации по теме:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

Воспитатель:

Калина Асия Хусяйновна

Карасук 2020 год

          В организации и проведении театрализованных игр велика роль педагога. Она состоит в том, чтобы поставить перед детьми чёткие задачи, незаметно передавать инициативу в руки детей, умело организовывать их деятельность и направлять её в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса. Важно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.

        На основе проведённой мною работы были составлены рекомендации для педагогов детских учреждений, по руководству театрализованными играми с целью развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

        Работу по развитию театрализованных игр  рекомендую начать с создания предметно-развивающей среды в группе. В центре театрализованной  деятельности можно разместить: театрализованные игры,   дидактические,  разные  виды  театров:  варежковый, пальчиковый, плоскостной,  настольный,  теневой,  театр игрушек и другие;  маски, шапочки, костюмы, иллюстрации  знакомых  произведений;  художественную литературу;  ширмы. Так же следует организовать «тихий уголок», где  ребёнок может побыть один: рассмотреть иллюстрации к сказкам, «прорепетировать» роль перед зеркалом.

        Для этого предлагаю воспользоваться следующей методической литературой, материалом.

1. Александрова О. Разыгрываем сказки // Дошкольное воспитание, 1998. - №12.

2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991.

3. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981.

4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - сайт: http://fictionbook.ru/static/trials/05/81/45/05814510.a4.pdf

5. Сорокина Н. Театральные занятия в детском саду // Дошкольное воспитание, 2002. - №12, 2003. - №1,2,3.

        Использование театрализованных игр для развития связной речи у детей  рекомендую осуществлять в системе с постепенным усложнением и соблюдением следующих требований: 

        - содержательность и разнообразие тематики;

        - постоянное и ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса;

        - обсуждение и уточнение прочитанного произведения до начала игры;

        - максимальная активность детей при участии в играх;

        - сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми при организации театрализованной игры;

        - постепенное усложнение содержания тем и сюжетов игр в соответствии с возрастом и умениями детей.

        При организации театрализованных игр  рекомендую:

        - перед игрой-драматизацией проводить беседу по содержанию; обращать внимание ребёнка на героев, выделяя его характер;

        - использовать разнообразные виды театров (настольный, пальчиковый, куклы бибабо) в самостоятельной деятельности детей;

        - использовать разнообразные произведения для проведения игр-инсценировок (сказки, басни, стишки);

        - вовлекать детей к изготовлению атрибутов, декораций  к играм-драматизациям;

        - использовать театрализованные этюды, в которых дети изображают отдельные эпизоды;

        - проводить совместные мероприятия с детьми других групп, с родителями.

        В работе с детьми  советую использовать различные виды деятельности: артикуляционную гимнастику; пальчиковые игры; игры-превращения; разыгрывание знакомых произведений (сказок, стишков, басен); постановка инсценировок.  просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним; ознакомление с художественной литературой, средствами драматизации; игры драматизации; Так же рекомендую в своей деятельности   использовать походы в театр в выходной день на спектакли и мюзиклы по различным сказкам, беседы и рисование просмотренных сказок; драматизацию, постановку сказок и басен для показа родителям, детям младших групп. В старших группах дети сами сочиняют, импровизируют; высказывают своё отношение к герою, своё мнение о том, как лучше выразить и показать их; используют инсценировки в сюжетно-ролевых играх.

Предлагаю  использовать с детьми упражнения «Кулачки», «Звуки прибоя», «Воздушные шарики». Чаще играть с детьми  для развития связной речи «Подбираем рифму», «У кого похожая картинка?», «Потому что?», «Загадка описание» и многие другие.

       Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности  можно использовать в свое практике мини-этюды и игры-пантомимы, нацеленные на овладение детьми средствами образной выразительности:

        1) интонация – детям предлагается произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх);

        2) поза - предлагается  поиграть в игры «Отгадай фигуру», «Море волнуется раз...»;

        3) жесты - детям предлагается жестом показать состояния: «Я обжёгся», «На улице холодно»; упражнения: «Киска умывается», «Мама моет посуду»;

        4) мимика - совершенствуются умения детей распознавать настроение и эмоциональное состояние по выражению лица, с помощью глаз, бровей, губ. Для этого предлагаются детям игры и упражнения: «Я разозлился»,  «Изобрази настроение», «Догадайся, кто я».

        5) пантомимика –сочетание пластических поз, жестов, мимики. Здесь предлагаются детям ситуации: «Страшный зверь», «Изобрази героя».

        Для усложнения детям советую предложить изобразить с помощью средств образной выразительности эпизоды из сказок и басен: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Стрекоза и муравей» и другие.

        Проводить беседы о структурных компонентах литературных произведений (начало, середина, конец). На отдельных занятиях предлагаю проводить работу по знакомству детей с отличительными особенностями рассказов, сказок, стихов, знакомству с рифмой. Большое внимание уделять рассказыванию, пересказу, составлению рифмы, придумыванию сказок. Для этого использовать: игры: « «Придумай рифму», А что потом?», «А я бы», «Так бывает или нет?». В тесном сотрудничестве с детьми изготавливать маски, атрибуты  для театра. Так же широко использовать игры инсценировки,  драматизации, постановки сказок: «Теремок», «Три поросёнка», «Заюшкина избушка»», обыгрывание сказки «Кот и петух» с использованием настольного театра, кукол бибабо, пальчикового театра.

        Большое внимание уделять придумыванию и рассказыванию сказок, составлению описательных рассказов. В драматизациях и инсценировках советую уделять больше внимания передаче слов автора. Для этого детям предлагать игры: «В мире сказок», «Выбери начало», «Придумай сказку», «Расскажи сказку». Так же широко использовать игры инсценировки,  драматизации, постановки сказок по желанию детей, детям предлагается самим выбрать сказку и показать или рассказать её другим детям.

        Рекомендую  широко использовать постановки: сказка-басня «Стрекоза и муравей», «Хрустальный башмачок», «В гостях у Буратино». Цель постановок: совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.

        Особое внимание в работе по развитию связной речи  детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности уделяйте взаимодействию с семьёй. В работе с родителями  используйте разнообразные методы и формы работы. Организовывайте выставки литературы, пособий, игр по театрализованной деятельности. В родительских уголках размещайте наглядную информацию («Пальчиковый театр своими руками», «Роль театрализованных игр в развитии  связной  речи»,  «Театр дома». Считаю целесообразным проводить  с родителями тематические вечера, беседы, круглые столы, литературные викторины,  и не забывайте про совместные походы в театр.

        С мамой ребёнок может послушать сказку; рассматривать иллюстрации к произведениям; обсуждать сказочных персонажей; сочинять сказки, различные истории и  обыграть их; просматривать фильмы; родители могут подсказать, как лучше выразить того или иного героя; совместно изготавливать атрибуты, костюмы к постановке спектаклей.

        Считаю, что театрализованные игры являются одним из методов и самым эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с условием, если педагог использует их в своей практической деятельности систематично, постоянно внедряет их в повседневную жизнь детей, вызывает интерес и желание включиться в игру, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.


Литература

1. Александрова О. Разыгрываем сказки // Дошкольное воспитание, 1998. - №12.

2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991.

3. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981.

4. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - сайт: http://fictionbook.ru/static/trials/05/81/45/05814510.a4.pdf

5. Сорокина Н. Театральные занятия в детском саду // Дошкольное воспитание, 2002. - №12, 2003. - №1,2,3.

31. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. - НовГУ имени Ярослава Мудрого.: Великий Новгород, 2006 - 126с.

32. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду - ТЦ Сфера, 2009 -315с

15. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М.: Просвещение, 1983 - 192с.

5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999 - 272 с.

6. Белинова Н.В., Карасева И.В. Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности (текст) / Актуальные проблемы дошкольного и начального образования в свете реализации ФГОС: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (12 апреля 2016 года). - Н.Новгород: Мининский университет, 2016 - С. 6 - 12.

10. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // дошкольное воспитание, 2009 - №7 С. 66 - 70.

11. Белошистая А., Смага А. Развиваем связную речь // дошкольное воспитание 2009 - №7 - С. 20 - 25.

12. Бизикова О.А.  Развитие  монологической  речи  у  дошкольников:  Учебное  пособие  для  студентов  высших  учебных  заведений. - Нижневартовск:  Нижневартовский  государственный университет,  2014 - 235 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации.

Тема: «Коммуникативная компетентность как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством театрализации».Введение. Развитие связной речи является центральной задаче...