Занятие в группе старшего дошкольного возраста "Радость послушания"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Сценарий активного занятия с родителями по Истокам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_aktivnogo_zanyatiya_s_roditelyami_po_programme_istoki.docx | 26.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 6 «Василек»
Сценарий активного занятия с родителями по программе «Воспитание на социокультурном опыте».
Тема: «Радость послушания»
Подготовила:
Воспитатель I квалификационной категории
Кунтувганова Ралина Аскерхановна
Сургут, 2017г.
Цель: Присоединение родителей к отечественным традициям. Оказание родителям педагогической поддержки в освоении категории Вера и послушание. Формировать единую систему духовно – нравственных ценностей в семье и в детском саду.
Задачи:
- Проанализировать имеющийся опыт воспитания послушания у детей
- Развивать мотивацию у родителей к взаимодействию в группе.
- Познакомить родителей с технологией духовно – нравственного воспитания по книге «Радость послушания» через активные занятия с детьми.
Примерный план:
1.Присоединительный этап. Работа в круге. Присоединительное слово воспитателя по теме вера и послушание.
2.Основной этап. Работа в круге. Беседа с родителями о вере и послушании.
- Работа с книгой «Радость послушания».
- Работа с пословицами.
- Беседа с родителями по теме «Опыт воспитания послушания у детей в семье»
- Знакомство родителей с технологией духовно- нравственного воспитания по книге «Радость послушания» с детьми.
- Работа в четвёрке (выполнение задания, предложенного педагогом).
3. Заключительный этап. Рефлексия.
Материал для занятия: презентация «Радость послушания», мягкий мяч небольшого размера; книга № 2 для развития детей 5-6 лет «Радость послушания».
Подготовительный этап.
Выдать родителям на дом книгу для развития детей 5 -6 лет «Радость послушания». Предложить родителям прочитать тексты, ознакомиться с заданиями к ним, ответить на вопросы, предложенные в книге по данной теме.
Присоединительный этап. Работа в круге.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашей встрече, посвященной понятию вера. Для любого из нас путь к познанию всегда начинается с веры — родителям, учителям, книгам. Духовно – нравственное воспитание детей в традиции русского народа всегда было связано с верой. Вера просветляет ум, укрепляет волю, делает человека целостным.
Святитель Tихон Задонский писал: что понятия вера и послушание взаимосвязаны друг с другом, но первенствующее значение имеет вера. Она является первопричиной послушания, а послушание — это следствие веры; однако и сама "истинная… вера не может быть без послушания"
Как на ваш взгляд связаны два этих понятия вера и послушание? Давайте и мы с Вами поразмышляем над этими понятиями.
Педагог передает мяч сидящему слева родителю. Родитель, сидящий слева от воспитателя, отвечает на вопрос и передает слово дальше по кругу ( родители передают мяч по кругу и каждый высказывается).
Обобщение воспитателем ответов родителей (когда мяч возвращается к педагогу). Вера является основанием для воспитания послушания у детей. А послушание в свою очередь для нас – это доверие опыту старших, уважение, это душевный покой. В толковом словаре Ушакова значение понятия послушания определяется как повиновение, покорность родителям.
«Послушание — это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует в ребенке развитие всех душевных достоинств» (богослов и профессор Николай Евграфович Пестов). Поэтому послушание основано на взаимной любви, доверии, привязанности детей к родителям и родителей к детям.
Вводный присоединительный текст воспитателя по теме занятия:
Послушание — это первая ступень дисциплинированности. Послушание – это умение слушаться и повиноваться. Оно учит слышать голос совести и повиноваться правилам нравственности. Оно учить уважать старших и исполнять законы государства.
Послушание опыту. Ты обращаешься за советом к старшим потому, что они знают и умеют неизмеримо больше тебя. Они обладают бесценным сокровищем – жизненным опытом. В своё время они также учились у предыдущих поколений. Получается, что в жизненном опыте одного человека соединяется опыт веков. И чем дольше живет человек, тем больше этого опыта набирается. Вот почему всегда было принято уважать пожилых людей и ценить их советы.
На Руси высшей оценкой для детей издавна были слова: «послушный сын» или «послушная дочь». Они приносят радость родителям, которые видят, что дети доверяют их жизненному опыту, перенимают его. Такие дети – надежда семьи.
Послушание совести. Есть послушание, которое делает честь любому человеку. Это послушание совести. В памяти народной есть два очень похожих выражения о совести. Они слово в слово повторяют друг друга и отличаются всего лишь одной буквой: «Добрая совесть – глас Божий» и «Добрая совесть – глаз Божий».
Как точно и мудро подмечено! Совесть – голос Божий, указующий, как нужно жить. Она оглашает законы добра и чести, веры и надежды. Но совесть одновременно и глаз Божий. Она видит, как мы живем на самом деле, как подчас далеко отступаем от заповедей праведной жизни. От глаз людских можно скрыть дурной поступок, утаить грех, а от совести никогда.
Жить не в ладу с совестью мучительно, человек испытывает угрызения совести. «Совесть спать не дает», говорят о таком состоянии.
Еще в давние времена люди верили, что послушание совести пробуждает в человеке привычку к добру, учит распознавать поступки дает надежду на спасение.
Послушание закону. А как же уберечь от зла человека, в котором совесть молчит? Как защитить от него всех остальных? Для этого утверждаются правила и законы. Многие правила установились давно. Их подсказала сама жизнь. Например, очевидно, что в классе на уроке должна быть полная тишина. Говорить можно только по очереди и с разрешения учителя. Это знакомые правила, есть ещё правила спортивной игры, правила уличного движения, правила проезда на городском транспорте. Их нарушение наказывается не только замечаниями, но и штрафами, удалением из игры. Бывает, что нарушители наказывают сами себя – получают травмы и могут лишиться самой жизни.
Но существуют особые правила – законы. Они принимаются высшей властью государства и обязательны для исполнения всеми гражданами. Граждане должны быть законопослушными. Перед законом все равны.
Основной этап.
Работа с книгой. Воспитатель: А теперь я предлагаю заглянуть в наши замечательные книги «Радость послушания» и познакомиться, а как мудрые люди высказываются о послушании: «Откройте, пожалуйста, книгу на странице 3. Давайте прочитаем с вами «Слово к родителям» по цепочке. Каждому из вас надо прочитать по законченному предложению.
Родители читают текст.
Воспитатель: Воспитание послушания нашло своё отражение в народных пословицах и поговорках. Обратимся к пословицам, предложенным в книге: «Покорному дитяте всё к стати», «Гни дерево, пока гнётся, учи дитятко, пока слушается», «Кого уважают, того и слушают».
Уважаемые родители! Кто желает поразмышлять вслух над смыслом первой пословицы? второй? Третьей?
Воспитатель предоставляет родителям некоторое время для осмысления пословиц. Затем родители (по желанию) высказываются о смысле пословиц.
Обобщение воспитателем ответов родителей: Спасибо за ваши ответы. Пословицы и поговорки о воспитании послушания у детей передают нам вековую мудрость народа. Занимаясь воспитанием своего ребёнка, играя с ним, не забывайте об этом и регулярно употребляйте в своей речи пословицы. Вы тем самым незаметно прививаете своему ребенку необходимое мировоззрение в отношении понятия послушания.
Воспитатель: Незаменимым источником для нас в воспитание послушания у детей являются сказки. В книге «Радость послушания» главными произведениями для развития детей является русская народная сказка в обработке К. Д. Ушинского «Гуси- лебеди» и сказка «Аленький цветочек» под редакцией Аксакова С. Т. Поэтому я рекомендую вам уважаемые родители организовывать дома семейные чтения сказок.
После чтения сказки «Гуси – лебеди» необходимо поразмышлять вместе с ребенком над вопросами, которые предлагают авторы книги:
В чем девочка ослушалась родителей?
Почему сначала не помогли девочке и печка в поле, и яблонька, и молочная речка- кисельные берега?
Что помогло девочке спасти братца?
Важно донести до детей основную мысль этой сказки: девочка ослушалась родителей, поэтому ей пришлось испытать много трудностей, чтобы найти и спасти брата. Всё изменилось, когда она стала послушной. Девочке помогли и молочная речка с кисельными берегами и яблонька, и печка, что позволило ей вместе с братцем возвратиться домой. Преодолеть все трудности девочке помогли послушание, терпение, настойчивость, любовь к брату.
Ресурсный круг. Воспитатель: Уважаемые родители вспомните домашнее задание на странице 26. В каждой семье имеется опыт воспитания послушания у детей, а что помогает вам воспитывать послушание у своего ребенка? Поделитесь, пожалуйста, с нами.
Работа в микрогруппах. Воспитатель: А теперь я предлагаю Вам объединиться в микрогруппы по 4 человека. Сядьте, пожалуйста, поближе друг к другу. Посовещайтесь, выслушайте друг друга, и придите к единому решению. Кто – то один от группы выскажется и познакомит нас с вашим решением. Работа может продолжаться 3 минуты. Микрогруппы по очереди озвучивают результаты своей работы.
Заключительный этап.
Обобщение воспитателем ответов родителей: Итак, вы считаете, что любовь и уважение к ребенку, доверие опыту старших, интерес к внутреннему миру ребенка, выдержка, уверенность, твердая воля, помощь в трудную минуту - это те правила, которые, по - вашему мнению, помогут воспитать послушание у детей. Я разделяю ваше мнение по выбору правил.
Итак, теперь мы свами единомышленники в воспитании послушания у детей. Вы дома, а мы в группе будем выполнять данные правила.
Рефлексия.
Работа в круге. Воспитатель: Спасибо вам за столь интересную беседу. За ваши ответы, размышления. Пожалуйста, поделитесь мнениями о нашей встрече: Узнали ли вы что- то новое на нашей встрече? что вы возьмете для себя?
Заключительное слово воспитателя: я рада, что мы все сегодня получили неоценимый опыт общения друг с другом, поделились своими мыслями и чувствами, обменивались мнениями. Благодарю всех вас за участие!
Я надеюсь, что наша встреча помогла вам осознать всю важность темы веры и послушания, её значимость для каждой семьи. Не забывайте уважаемые родители, что вы являетесь примером послушания для своих детей и поэтому демонстрируйте им свою веру и послушание своим родным и близким. Стремитесь всегда выполнять важнейшие жизненные правила: жить со всеми в мире и согласии, уважать старших, проявлять заботу о слабых.
Использованная литература.
1.Истоковедение. том 5, М., Издательский дом «Истоки», 2014
2. Истоковедение. том 11, М., Издательский дом «Истоки», 2014
3.«Радость послушания» М., Издательский дом «Истоки», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятие в группе старшего дошкольного возраста 5-7 лет Тема: «Права и обязанности детей»
конспект НОД...
Логоритмическое занятие в группе старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности "Удивительное путешествие"
логоритмическое занятие по теме "Транспорт", совместное с музыкальным руководителем....
Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста 5-6 лет на тему «Ярмарка»
Закрепить представления о ярмарке, как о части жизненного уклада на Руси....
Конспект игрового занятия в группе старшего дошкольного возраста «Азбука пешеходов»
Конспект игрового занятия в группе старшего дошкольного возраста «Азбука пешеходов»...
Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Встреча с инспектором ГИБДД»
Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Встреча с инспектором ГИБДД»...
Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Правила поведения на дороге»
Конспект занятия в группе старшего дошкольного возраста «Правила поведения на дороге»...
Открытое занятие для групп старшего дошкольного возраста "Путешествие в музыкальную страну"
Открытое занятие для групп старшего дошкольного возраста "Путешествие в музыкальную страну"....