Конспект занятия по развитию связной речи с детьми 4-5 лет Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Чайник»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Рогозина Татьяна Витальевна

Конспект  занятия по развитию связной речи  с детьми 4-5 лет

Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого  «Чайник»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primer_zanyatiya_po_pereskazu_s_detmi_4.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию связной речи  с детьми 4-5 лет

Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого  «Чайник»

Место проведения: групповое помещение

Цель: развитие связной речи.

Программные задачи:

-учить пересказывать художественный текст  Л. Толстого «Чайник» по опорным вопросам

-развивать умение  группировать предметы по характерному признаку, употреблять обобщающее слово - « посуда»

-развивать у детей самостоятельную связную речь.

-Воспитывать усидчивость, умение слушать.

Интегрируемые образовательные области:

Социально – коммуникативное развитие;

Речевое развитие;

Познавательное развитие;

Физическое развитие.

Методы и приемы:

Словесный : художественное слово, вопросы к детям, чтение рассказа, Практический: физкультминутка, пересказ детьми.

Игровой: дид.игра, использование игровых атрибут.

Наглядный: рассматривание, показ действия.

Словарная работа: чайник, чашка, блюдце, бокал, посуда

 Оборудование и материалы : кукла, стол, детская посуда (чайник, чашка, блюдце, ложка).

План непосредственно образовательной деятельности

Этапы

Время

1 этап

Организационный момент

Цель : организация детей на предстоящую деятельность, создание интереса к занятию, подготовка к восприятию текста.

-игровых атрибутов ( создание игровой мотивации)

-создание проблемной ситуации

- использование сюрпризного момента (кукла Катя пришла в гости)

1-2 мин

2 этап

Основная часть. Выполнение задания.

Цель: Формирование навыка связного последовательного пересказа:

-  решение  проблемной ситуации

-Чтение рассказа Л. Толстого «Чайник»

- Анализ текста

-Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание и последующий пересказ

- Пересказ текста по опорным вопросам

15 мин

3 этап

Заключительная часть. Подведение итогов деятельности

Цель: выход из деятельности, переход к игровой деятельности:

- игровой анализ занятия ( итог)

-плавный выход детей из непосредственно образовательной деятельности в - игровую.

1-3 мин

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

-Дети, посмотрите,  наша кукла Катя загрустила!

-Что случилось, Катя?

-Дети, к Кате должны придти гости, но она не знает, как накрыть на стол, чтобы напоить гостей чаем!

-Что же делать?

-Да давайте поможем Кате накрыть на стол:

- Какую посуду мы возьмем для чаепития?

- А еще что надо поставить на стол?

-сахар во что будем накладывать?

Вместе с детьми выставляем на стол: чашки, блюдца, ложки, сахарницу. Читаю стих:

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни, разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот мы с вами накрыли на стол, поставили чашки, блюдца, ложки, сахарницу. А как, одним словом можно назвать все это? Правильно – посуда.

- Или можно сказать еще – чайная посуда.

- но, чтобы напоить гостей чаем,  нам надо взять еще предмет,  в котором кипятят воду.

- Как называется этот предмет?

- Правильно, это чайник - очень важный, как начальник.

-Вот послушайте, какая история произошла с Катиной подругой Машей:

Читаю рассказ Л. Толстого «Чайник»

«К Маше пришли в гости девочки пить чай. Маша была хозяйка, она села за чайный стол угощать гостей. Но хозяйка была мала. Она взяла чайник, ручка была горяча. Маша уронила из рук чайник и разбила его, и себя и друзей обожгла».

Анализируем текст:

Задаю детям вопросы:

  • О чем этот рассказ?

  • Как звали хозяйку?
  • Кто пришел к ней в гости?
  • Какая была Маша?( большая или маленькая?)
  • Какую посуду она взяла?
  • Какой был чайник?( горячий или холодный?)
  • Что потом случилось с Машей?
  • Что случилось дальше с ней и гостями?

- А почему так произошло, как вы думаете?

- Можно, без помощи взрослых брать детям в руки  горячий чайник?

Дети, а  теперь мы поиграем в игру :

«Назови ласково»

 Я называю предмет посуды и кидаю ребенку мяч.

 Чайник -

Блюдце-

Ложка -

Чашка -

Стакан -

Бокал -

                           Или - «Один – много»

Называю предмет посуды в единственном числе и кидаю ребенку мяч.

Чайник -

 Блюдце -

Ложка -

Чашка -

Стакан -

Бокал -

Повторно читаю рассказ, с установкой на запоминание и последующий пересказ

- Дети, сейчас я еще раз прочитаю рассказ. Вам  нужно его запомнить. А потом мы все вместе его перескажем.

«К Маше пришли в гости девочки пить чай. Маша была хозяйка, она села за чайный стол угощать гостей. Но хозяйка была мала. Она взяла чайник, ручка была горяча. Маша уронила из рук чайник и разбила его, и себя и друзей обожгла».

Предлагаю детям пересказать текст по опорным вопросам:

  • Как звали хозяйку?
  • Кто пришел в гости к Маше?
  • Что хотели делать девочки?
  • Кто стал угощать чаем девочек?
  • Какой была Маша?
  • Что случилось с Машей?
  • Что произошло дальше?
  • Как ты думаешь, правильно ли поступила Маша, когда она без помощи взрослых наливала чай? Почему?

Подвожу итог.

Задаю детям вопросы:

Чем мы сегодня занимались?

-Как назывался рассказ?

-Что интересного вы сегодня узнали?

-Дети,  кукле Кате очень понравилось с нами заниматься.

Сначала даю положительную оценку деятельности детей, затем отмечаю неточности в выполнении заданий.

-Наша кукла торопится на чаепитие,  все гости собрались. Давайте усадим кукол за стол.

- И мы с гостями тоже будем пить чай!

Переход в игровую деятельность.

Помочь Кате. Высказывания детей.

чашка, блюдце, ложки.

В сахарницу.

Расставляют посуду.

- Посуда.

-Чайник

Дети присаживаются на стулья.

Дети слушают рассказ

Дети отвечают на вопросы.

-Как Маша уронила чайник.

 Маша.

- Девочки, подружки.

-Маленькая.

-Чайник.

- Горячий.

-Она уронила чайник.

- Маша обожгла себя и друзей.

- Нельзя. Надо попросить помощи у взрослых.

Дети встаю в круг.

Ребенок ловит мяч, называет этот предмет посуды ласково, кидает мяч обратно

         – чайничек

– блюдечко

– ложечка

– чашечка

– стаканчик

– бокальчик

Ребенок ловит мяч, называет этот предмет посуды во множественном числе, кидает мяч обратно.

– чайники

– блюдца

– ложки

– чашки

– стаканы

– бокалы

           Дети внимательно слушают.

Пересказывают текст по опорным вопросам.

Дети отвечают на вопросы.

-Помогали Кате накрывать на стол. Читали и пересказывали рассказ

-« Чайник» Л. Толстого.

- Как накрыть на стол и какую посуду надо взять.

- Что, без помощи взрослых нельзя брать в руки горячий чайник.

Переходят играть в кукольный уголок.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Города  Костромы «Центр развития ребенка – Детский сад № 77»

Конспект занятия по развитию речи с детьми 4- 5 лет.

Тема: « Пересказ рассказа Л. Толстого « Чайник»».

Составила: Рогозина Т. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. Тема "Составление рассказа на тему: "Зима".

Развитие связной речи детей является одной из основных задач. Так как от этого зависит, как ребенок будет учиться в школе.Необходимо совершенствовать грамматический строй речи и навыки предложно-падеж...

Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы на тему"Пересказ рассказа «Осень» (по И. Соколову-Микитову)"

Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы...

Конспект образовательной деятельности по пересказу рассказа Л. Толстой «Чайник» (средняя группа)

Конспект образовательной деятельности по пересказу рассказа Л. Толстой «Чайник» (средняя группа)...

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего возраста на тему "Пересказ рассказа "Две косы".

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего возраста на тему "Пересказ рассказа "Две косы"....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» в средней группе общеразвивающей направленности на тему: «Пересказ рассказа «Ёж и заяц»» (по К.Д. Ушинскому)

Конспект непосредственно - образовательной деятельности Образовательная область "Речевое развитие" в средней группе общеразвивающей направленности на тему: "Пересказ рассказа "Ёж и...

Технологическая карта занятия ( педагогического мероприятия) с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Тема:  «Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»Культурная практика: чтение художественной  литературы.Культурно – смысловой контекст: пересказать дома родителям рассказ...