Конспект образовательной деятельности по пересказу рассказа Л. Толстой «Чайник» (средняя группа)
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Рыжова Татьяна Геннадьевна

Конспект образовательной деятельности по пересказу рассказа Л. Толстой «Чайник» (средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Л. Толстой «Чайник» 22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по пересказу рассказа Л. Толстой «Чайник» (средняя группа)

Образовательные цели: формировать навык связного последовательного пересказа

по опорным вопросам; целенаправленное восприятие и анализ рассказа Л. Толстого «Чайник». активизировать и обогащать словарь по теме «Посуда»; закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.

Коррекционно-развивающие цели:  развивать свободное общение; диалогическую и монологическую формы речи; развивать операции мышления (обобщение, анализ), внимания, слуховой памяти. развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи.

Воспитательные цели: воспитывать умение выслушивать педагога и товарища.

Оборудование: кукла Маша, стол, детская посуда.

Организационный момент

Логопед проводит с детьми пальчиковую гимнастику «Помощники».

Логопед

Раз, два, три, четыре —

Дети попеременно ударяют кулачками друг о друга.

Мы посуду перемыли;

Делают вращательные движения ладонями.

Чайник, чашку, кружку, ложку И большую поварешку.

Поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного.

Ребята, кукла Маша решила пригласить к себе гостей и напоить их чаем. Поможем Маше накрыть на стол и поставим только чайную посуду.

Дети ставят на стол чашки, блюдца, чайник и чайные ложки.

Лексико-грамматические игры

«Назови ласково»

Чайник — чайничек

Блюдце — блюдечко

Ложка — ложечка

Чашка — чашечка

Стакан — стаканчик

Бокал — бокальчик

«Один — много»

Чайник — чайники

Блюдце — блюдца

Чашка — чашки

Стакан — стаканы

Бокал — бокалы

Ложка — ложки

Обучаем дошкольников пересказыванию

Развитие координации темпа и ритма движений «Помощники»

Дети выполняют подражательные движения в соответствии с текстом.

Ну-ка за дело скорее, Работа пойдет веселее.

Узнают взрослые сейчас, Как трудится любой из нас.

Пыль мы везде вытираем, И даже под стол залезаем,

И тут потрем и там потрем, Еще под диваном найдем.

Дружно цветы поливаем, И этого не забываем:

Цветок один, цветок другой Польем прохладной мы водой.

Пол подметать обожаем, И два раза в день подметаем,

Метем, метем, метем, метем, Ни капельки не устаем.

Чтение рассказа Л. Толстого «Чайник»

Логопед. А теперь послушайте, какая история произошла с девочкой Машей.

К Маше пришли в гости девочки пить чай. Маша была хозяйка и села за чайный стол угощать гостей. Но хозяйка была мала. Она взяла чайник, ручка была горяча. Маша уронила из рук чайник и разбила его и себя и других обожгла.

Пересказ текста по опорным вопросам

Как звали девочку? Кто пришел в гости к Маше? Что хотели делать девочки? Кто стал угощать чаем девочек? Маша была большой или маленькой? Какой была ручка у чайника? Что случилось с чайником? Что произошло дальше?

Правильно ли поступила Маша, если она сама, без помощи взрослых, разливала горячий чай?

Подведение итогов

О какой посуде мы сегодня говорили? Можно ли без разрешения взрослых самому брать горячий чайник и наливать чай?

Самоанализ занятия

Вид занятия: формирование навыков связной повествовательной речи.

Тема занятия: пересказ рассказа Л. Толстой «Чайник» (средняя группа)

Образовательные цели: формировать навык связного последовательного пересказа

по опорным вопросам; целенаправленное восприятие и анализ рассказа Л. Толстого «Чайник». активизировать и обогащать словарь по теме «Посуда»; закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.

Коррекционно-развивающие цели:  развивать свободное общение; диалогическую и монологическую формы речи; развивать операции мышления (обобщение, анализ), внимания, слуховой памяти. развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, темп и ритм речи.

Воспитательные цели: воспитывать умение выслушивать педагога и товарища.

Оборудование: кукла Маша, стол, детская посуда.

Структура занятия:

  • Организационный момент.
  • Лексико-грамматические игры.
  • Физминутка.
  • Чтение.
  • Пересказ.
  • Итог.

На этапе «организационный момент» проводится пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторика рук. На втором этапе проходит  активизация и обогащение словаря по теме «Посуда» и закрепление навыка грамматически правильного формирования высказывания. Третий этап способствует развитию общей моторики, координации движений, темпа и ритма речи. На этапе «Чтение» развивается слуховая память и  внимание. Пятый этап «Пересказ»  формирует  навык свободного общения и связного последовательного пересказа, развивает диалогическую и монологическую формы речи. Завершающий этап позволяет провести целенаправленный анализ рассказа и развивает операции мышления(обобщения и анализ).

На занятие выполняется формирующая функция: дети  учатся навыку связного последовательного пересказа  по опорным вопросам. Каждый этап четкий и завершенный, все этапы шли последовательно, их продолжительность предусмотрена заранее. Отступлений от запланированного хода занятия не было.

На занятии использовались следующие приемы активизации позновательной деятельности: лексико-грамматические упражнения, чтение рассказа, задавание вопросов. В основе занятия лежат дидактические принципы:

  • Доступности (обучение на уровне возможностей детей);
  • Коррекционная направленность обучения (методы и приемы, выполняют развивающую - формирующую функцию);
  • Сознательность и активность (подбор методов и приемов предполагает речевую активность детей);

Использовались на занятие словесные методы (инструкция к заданиям), учитывались речевые и возрастные особенности детей, на каждом этапе осуществлялся контроль за речью детей. Цель занятия была достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в области"Коммуникация"Тема"Грибок-Теремок" средняя группа

Работа направлена на развитие эмоционального восприятия образного содержания произведения,осмысливание характеров персонажей,воспитание любви к художественной литературе....

Конспект образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Путешествие в прошлое одежды»

Программное содержание занятия:Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежд...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и рисованию в средней группе Тема: «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Цель деятельности: обогащение чувственного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи, в продуктивных видах деятельности. Задачи деятельности:Образовательные:...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Составление описательного рассказа по игрушке в средней группе"

Цель: Учить детей составлять небольшой описательный рассказ (3-4 предложения) об игрушке, опираясь на образец и вопросы воспитателя....

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: Пересказ рассказа Л. Толстого «Лев и собачка» Группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Задачи.Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам рассказа. Цель:·        Связная речь:учить детей связно, пос...

Конспект образовательной деятельности Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

связная речь: учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;—        словарь и грамматика: учить придумывать загадки...