НОД "Зима - Лето" (с элементами ТРИЗ)
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Зима – Лето»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в средней группе
с использованием элементов ТРИЗ на тему: «Зима – Лето»
Программное содержание: Создать условия для психологического и эмоционального комфорта.
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
Обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
Развивать навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.
Формировать навыки связно-речевых высказываний, умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других. Правильно использовать в речи грамматические формы, умение согласовывать существительные с прилагательными.
Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.
Обогащение словаря: гололед, морозно, ситуация.
Активизация словаря: белая, холодная, снежная, красочная.
Оборудование: Аудиозапись «Веселая природа»; подарочная коробка; мольберт; цветы из бумаги разного цвета (красный, желтый, синий).
Методы и приемы:
Противоречия: игра «Хорошо – плохо».
Ассоциация: игра «Расскажи, что оно представляет».
Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».
Метод проблемной ситуации «Мозговой штурм».
Предварительная работа:
Заучивание пальчиковых игр «Зима», «Снежинка», «Лето», «Бабочка», «Снеговик».
Рассматривание иллюстрации на темы: «Зима», «Лето»,
Наблюдение в природе, беседы о зиме, о лете.
Малоподвижные игры: «Снежинки», «Морозная зима», «Вот и лето наступило».
Дидактические игры с элементами ТРИЗ. «Узнавание», «Какое бывает», «Кто что делает», «Цепочка слов».
Ход НОД:
1. Мотивация.
Организационный момент. Игра психологической направленности «Приветствие» (1 мин.):
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Сюрпризный момент. К детям приходит Знайка. Противоречия в зиме (3 мин.).
Знайка: Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Я, Знайка. Как я люблю зиму! Ведь зимой мой самый любимый праздник. Новый год! И елку надо украшать, и Дед Мороз подарок дарит. Вот этот подарок я храню с нового года. Жду не дождусь нового! Потому что зима, мое самое любимое время года.
Воспитатель: Знайка, не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима. А ты садись, Знайка и послушай, что дети расскажут о зиме.
– Ребята за что вы любите зиму?
Дети: Можно на санках и на лыжах кататься.
И в снежки играть можно, крепость из снега строить.
Лепить снежную бабу.
Наблюдать за снегопадом.
Можно проводить опыты.
Можно снег растопить в группе и талой водой поливать комнатные растения.
Воспитатель: Неужели все хорошо зимой? А, что плохо зимой?
Дети: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть.
Когда гололед можно поскользнуться упасть. И повредить себе что-нибудь.
Очень опасно, когда сильные снегопады.
Воспитатель: Выходит, что зимой тоже есть, и хорошее, и плохое.
2. Содержательная часть 1. Игра «Что бывает летом, что бывает зимой» (2 мин.)
Воспитатель: Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета?
Сейчас мы поиграем с вами. Я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой.
Летом – жарко, а зимой
Дети: – холодно.
Воспитатель: Летом на деревьях листья, а зимой –
Дети: листьев нет (или лежит снег).
Воспитатель: Летом день длинный, а зимой –
Дети: короткий.
Воспитатель: Зимой солнце низко, а летом –
Дети: высоко.
Воспитатель: Летом гуляют на улице много, а зимой –
Дети: мало.
Воспитатель: Зимой рябина сладкая, а летом –
Дети: кислая.
Воспитатель: Зимой птицам голодно, а летом –
Дети: сытно.
Воспитатель: Зимой земля покрыта снегом, а летом –
Дети: песком, травой.
3. Физминутка «Сосулька» (1 мин.)
Вниз головой висит сосулька. Руки внизу, пальцы шалашиком, острым концом вниз.
От солнца насморк у нее (вытирают нос).
То от тепла она заплачет (потирают глаза).
То платьице ушьет свое (ладонями проводят вдоль тела сверху вниз).
Придет мороз – заледенеет (обхватывают тело руками).
Немного за ночь подрастет (поднимают руки вверх, встают на носки).
Окрепнет телом, потолстеет (округлые руки по сторонам тела).
Тяжелой станет – упадет (приседают).
Пальчиковая гимнастика «Лето» (1 мин.)
Вот и лето наступает
Всех на отдых приглашает.
Будем плавать, загорать,
И на даче отдыхать.
4. Содержательная часть 2
Дидактическая игра с мячом «Назови слова» (3 мин.)
Воспитатель: А сейчас поиграем с мячом, я называю слово, а вы ребята, рассказываете, что оно представляют.
Снег – зима, снеговик, снежки.
Новый год – елка, праздник подарки.
Варежки – гулять, руки, тепло.
Лето – море, радуга, солнце.
Цветок – бабочка, трава солнце.
Мороз – холодно, зима, Дед Мороз.
Игра «Подбери признаки» (2 мин.)
Мяч передавай – слова-признаки называй.
Воспитатель: Зима какая?
Дети: холодная, морозная, снежная, веселая.
Воспитатель: Лето какое?
Дети: жаркое солнечное, веселое, красочное.
Воспитатель: Снежинка какая?
Дети: Легкая, колючая, нежная холодная, красивая.
Артикуляционная гимнастика «Звуки» (1 мин.)
Воспитатель: Ребята, какие звуки можно услышать зимой на улице, в лесу, во дворе?
Как завывает вьюга?
Дети: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
Воспитатель: Как морозным днем хрустит под ногами снег?
Дети: ХР-ХР-ХРХР!
Воспитатель: Как дворник сметает с порога снег?
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш!
Воспитатель: Какой звук издают скользящие по лыжне лыжи?
Дети: С – С – С – С!
Дыхательное упражнение «Снежинка» (1 мин.)
Воспитатель: Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть (вдох носом и короткий сильный выдох).
Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный прерывистый выдох).
5. Проблемная ситуация (4 мин.)
Знайка: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация я один не смогу помочь бабушке и дедушке. Вы ребята, поможете мне?
Дети: Да, поможем!
Знайка: Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега, а дедушка живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Чтобы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка – траву и деревья. Только переезжать никуда они не хотят.
Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируется, и выбираются наиболее удачные.
Знайка: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это для них будет сюрприз. До свидания ребята!
6. Итог. Рефлексия «Цветочная поляна» (1 мин.)
Воспитатель: Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите играть в игры, нравится находить противоречие, то посадите на полянку красные цветочки. А если вам нравится и не нравится, то желтые цветочки. Было неинтересно, скучно посадите синие цветочки.
Ребята, я вижу, что вам понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»
Конспект НОДпо развитию речи в старшей группес использованием элементов ТРИЗ.Тема: «Зима – Лето» Программное содержание:Создать условия для психологического и эмоцио...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Зима-лето"...

Конспек по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ . Тема: «Зима – Лето»
Занятие направленно на создание условия для психологического и эмоционального комфорта.Обучение навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».Развивает...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе. ...
Непосредственная образовательная деятельность в рамках ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Зима – Лето»
Задачи:1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.2....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы» с элементами ТРИЗ в подготовительной группе
Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Зимующие птицы» с элементами ТРИЗ в подготовительной группе ("Системный оператор")...

технологическая карта педагогическое мероприятие с детьми "Путешествие из осени в лето" с элементами ТРИЗ-технологий"
технологическая карта педагогическое мероприятие с детьми "Путешествие из осени в лето" с элементами ТРИЗ-технологий"...