Конспект НОД "По следам осени"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная обрасть "Речевое развитие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы

«По следам осени».

Образовательная область «Речевое развитие».

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: синквейн, рябинник, листопадник, зимник).

• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. 
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Колокольчик, гелевый шарик, письмо, сундук, карта маршрута, кленовые листья с заданиями, 2 корзинки, презентация на смарт доску, запись музыки П.И. Чайковского «Осень», программируемые пчёлки BEE BOT, поле для игры «С какого дерева листик?», белые листочки на каждого, цветная бумага, клей-карандаш, салфетки, плакат «Девушка-осень».

  Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком: 
- Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются,
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, ни нитке осенний листок)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
Дети: Листок.

Воспитатель: Ребята прочитаем послание, что здесь написано?

На листочке  надпись: СУНДУК.
Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и достают письмо, на обратной стороне карта, но не знают от кого эта карта. (Отгадывание загадки по тексту)

Воспитатель:
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.

Разукрасит листья в разные цвета,

Курточку, сапожки надевать пора.

Собирает листья дворник во дворе,

Какое название золотой поре? (осень)

Воспитатель: Значит, это письмо прислала нам осень! – (читает письмо от осени)
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта. 
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята, пойдём искать доказательства?
Ответ детей – Да.
Воспитатель: Посмотрим на карту. Первая остановка – жёлтый лист.


Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят в группе жёлтые листы, собирают их, на одном из них задание, кладут их в корзинку)
Задание: назвать приметы осени. А для этого мы присядем на стульчики и посмотрим на экран.

Презентация по теме.


- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь.

А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?

Никто? Тогда слушайте!

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).

2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3.Ноябрь – полузимник (становится холодно, как зимой).

Остановка №2 (красный лист, дети собирают красные листочки, находят один с заданием, кладут листочки в корзинку).
Игра «С какого дерева листик?»

Воспитатель: Чтобы справиться с этим заданием нам помогут трудолюбивые пчёлки. Вы уже с ними знакомы. Будем прокладывать путь от листочка к дереву. Но давайте сначала ответим, с какого дерева листик? (Показываю листочки, если дерево берёза – лист какой? Берёзовый, с клёна – кленовый, с рябины – рябиновый, с дуба – дубовый. Игра ведётся парами: один ребёнок задаёт маршрут пчёлке от листка к дереву, другой проверяет правильность выполнения.

Молодцы!

Остановка №3. (оранжевый лист)

«Французские поэты». Что же это означает?

Сейчас мы превратимся в поэтов,  и будем сочинять стихи, но не простые а французские, похожие на японские в которых нет рифмы.

Присаживайтесь за стол. На столе стоят карандаши цветные, у каждого лежит листочек, разделённый на строчки. Сколько их посчитайте (5). Значит стих состоит из пяти строчек, и эти строчки мы будем рисовать. Стих сочиняем об осеннем дереве.

1 строка – что это?  Дерево (рисуем дерево)

2 строка – признаки предмета. Деревья осенью какие? Золотые, нарядные, разноцветные. (рисуем несколько разноцветных деревьев)

3 строка – действие предмета. Что происходит с деревьями осенью. Они оголяются, гнутся от ветра, с них осыпаются ветра. (Рисуем листопад)

4 строка – Составляем предложение со словом лес, деревья, так как деревья растут в лесу. Кто хочет составить? Например: в лесу растут грибы. На деревьях живут белки. В лесу много деревьев. Мне нравятся осенние деревья.

5 строка – а теперь попробуйте высказать своё мнение о деревьях. Например: Живая природа. Дом для животных. Люблю гулять в осеннем лесу. Рисуем.

Теперь кто-нибудь расскажет весь стих.

Дерево.

Они золотые, разноцветные, нарядные.

В лесу растут грибы.

Люблю гулять в осеннем лесу.

Мы с вами сочинили стих, который называется СИНКВЕЙН. (Повторим хором)


Остановка №4 (зелёный лист)

«Осенний мяч».

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

- Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

(Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете полным предложением.)

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

- За осенью идёт… (Зима)

- А после зимы... (Весна)

- После весны идёт... (Лето)

- А за летом наступает…(Осень)

- Потом всё повторяется в природе.

- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель: 
- А вы молодцы ребята много знаете примет осени.


Остановка №5 (разноцветный лист жёлто-зелёный).

(Собери урожай фруктов)

Присаживайтесь за этот стол. У каждого стоит тарелочка с цветной бумагой. Клей - карандаш. Салфетки. Мы будем клеить яблоки и груши. (Объясняю этапы работы.)

Готовые работы складываем в корзинку.

Дети работают под музыку  П. И. Чайковского «Осень»

Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.
Вы собрали много примет осени, что же нам с ними делать?


Ответ детей: Подарить их осени. Дети прикрепляют листья с приметами на платье осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе

это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...

Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»

учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....