Конспект НОД "По следам осени"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная обрасть "Речевое развитие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы
«По следам осени».
Образовательная область «Речевое развитие».
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: синквейн, рябинник, листопадник, зимник).
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера.
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Колокольчик, гелевый шарик, письмо, сундук, карта маршрута, кленовые листья с заданиями, 2 корзинки, презентация на смарт доску, запись музыки П.И. Чайковского «Осень», программируемые пчёлки BEE BOT, поле для игры «С какого дерева листик?», белые листочки на каждого, цветная бумага, клей-карандаш, салфетки, плакат «Девушка-осень».
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Воспитатель
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
- Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются,
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, ни нитке осенний листок)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
Дети: Листок.
Воспитатель: Ребята прочитаем послание, что здесь написано?
На листочке надпись: СУНДУК.
Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и достают письмо, на обратной стороне карта, но не знают от кого эта карта. (Отгадывание загадки по тексту)
Воспитатель:
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.
Разукрасит листья в разные цвета,
Курточку, сапожки надевать пора.
Собирает листья дворник во дворе,
Какое название золотой поре? (осень)
Воспитатель: Значит, это письмо прислала нам осень! – (читает письмо от осени)
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята, пойдём искать доказательства?
Ответ детей – Да.
Воспитатель: Посмотрим на карту. Первая остановка – жёлтый лист.
Остановка №1 (на карте изображен желтый лист, дети находят в группе жёлтые листы, собирают их, на одном из них задание, кладут их в корзинку)
Задание: назвать приметы осени. А для этого мы присядем на стульчики и посмотрим на экран.
Презентация по теме.
- осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь.
А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте!
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – полузимник (становится холодно, как зимой).
Остановка №2 (красный лист, дети собирают красные листочки, находят один с заданием, кладут листочки в корзинку).
Игра «С какого дерева листик?»
Воспитатель: Чтобы справиться с этим заданием нам помогут трудолюбивые пчёлки. Вы уже с ними знакомы. Будем прокладывать путь от листочка к дереву. Но давайте сначала ответим, с какого дерева листик? (Показываю листочки, если дерево берёза – лист какой? Берёзовый, с клёна – кленовый, с рябины – рябиновый, с дуба – дубовый. Игра ведётся парами: один ребёнок задаёт маршрут пчёлке от листка к дереву, другой проверяет правильность выполнения.
Молодцы!
Остановка №3. (оранжевый лист)
«Французские поэты». Что же это означает?
Сейчас мы превратимся в поэтов, и будем сочинять стихи, но не простые а французские, похожие на японские в которых нет рифмы.
Присаживайтесь за стол. На столе стоят карандаши цветные, у каждого лежит листочек, разделённый на строчки. Сколько их посчитайте (5). Значит стих состоит из пяти строчек, и эти строчки мы будем рисовать. Стих сочиняем об осеннем дереве.
1 строка – что это? Дерево (рисуем дерево)
2 строка – признаки предмета. Деревья осенью какие? Золотые, нарядные, разноцветные. (рисуем несколько разноцветных деревьев)
3 строка – действие предмета. Что происходит с деревьями осенью. Они оголяются, гнутся от ветра, с них осыпаются ветра. (Рисуем листопад)
4 строка – Составляем предложение со словом лес, деревья, так как деревья растут в лесу. Кто хочет составить? Например: в лесу растут грибы. На деревьях живут белки. В лесу много деревьев. Мне нравятся осенние деревья.
5 строка – а теперь попробуйте высказать своё мнение о деревьях. Например: Живая природа. Дом для животных. Люблю гулять в осеннем лесу. Рисуем.
Теперь кто-нибудь расскажет весь стих.
Дерево.
Они золотые, разноцветные, нарядные.
В лесу растут грибы.
Люблю гулять в осеннем лесу.
Мы с вами сочинили стих, который называется СИНКВЕЙН. (Повторим хором)
Остановка №4 (зелёный лист)
«Осенний мяч».
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
- Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.
(Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете полным предложением.)
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д.
Урожай осенью — Урожай осенью убирают.
Птицы осенью — Птицы осенью улетают.
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки
- За осенью идёт… (Зима)
- А после зимы... (Весна)
- После весны идёт... (Лето)
- А за летом наступает…(Осень)
- Потом всё повторяется в природе.
- Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель:
- А вы молодцы ребята много знаете примет осени.
Остановка №5 (разноцветный лист жёлто-зелёный).
(Собери урожай фруктов)
Присаживайтесь за этот стол. У каждого стоит тарелочка с цветной бумагой. Клей - карандаш. Салфетки. Мы будем клеить яблоки и груши. (Объясняю этапы работы.)
Готовые работы складываем в корзинку.
Дети работают под музыку П. И. Чайковского «Осень»
Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.
Вы собрали много примет осени, что же нам с ними делать?
Ответ детей: Подарить их осени. Дети прикрепляют листья с приметами на платье осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"
Конспект в первой младшей группе по познанию...
конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе
это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...
Конспект НОДпо образовательной области «Познавательное развитие»по развитию речи и ФЭМП. Поможем Мишке
Конспект содержит структуру написания по новому требованию ФГОС...
Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»
учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....
Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....
конспект "По следам осени"
конспект...