Конспект фронтальной НОД в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий (элементов логопедической ритмики) и компьютерных технологий «Времена года».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Педагогический замысел: создание адекватных развивающих условий, способствующих формированию коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи в интерактивной среде.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- расширение и закрепление представлений об окружающем мире;
- совершенствование грамматического строя речи и связной речи;
- активизация словаря.
Коррекционно – развивающие:
- развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности;
- развитие общих речевых навыков (речевого дыхания);
- совершенствование артикуляционной, тонкой, общей и мимической моторики.
Коррекционно-воспитательные цели:
- повышение активности и сознательности ребёнка;
- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия и доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: компьютер + презентация с наглядными пособиями и играми для занятия, два комплекта настольно-печатной игры «Времена года» изд-во «Весна-дизайн», фишки, изображения разноцветных листьев.
Предварительная работа: повторение ранее заученных (в соответствии с лексическими темами) физминуток, рассматривание картинок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_vremena_goda_okonchatelnyy.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтальной НОД в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий (элементов логопедической ритмики) и компьютерных технологий «Времена года».
Педагогический замысел: создание адекватных развивающих условий, способствующих формированию коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи в интерактивной среде.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- расширение и закрепление представлений об окружающем мире;
- совершенствование грамматического строя речи и связной речи;
- активизация словаря.
Коррекционно – развивающие:
- развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности;
- развитие общих речевых навыков (речевого дыхания);
- совершенствование артикуляционной, тонкой, общей и мимической моторики.
Коррекционно-воспитательные цели:
- повышение активности и сознательности ребёнка;
- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия и доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: компьютер + презентация с наглядными пособиями и играми для занятия, два комплекта настольно-печатной игры «Времена года» изд-во «Весна-дизайн», фишки, изображения разноцветных листьев.
Предварительная работа: повторение ранее заученных (в соответствии с лексическими темами) физминуток, рассматривание картинок.
Ход занятия:
Организационный момент:
1.Дети стоят у своих мест.
Л.: На место сядет тот, кто правильно ответит на вопрос.
- Какое сейчас время года?
-Какое время года было до зимы?
- Какой первый месяц осени?
- Какой второй месяц осени?
- Какие мы знаем приметы осени?
- Как называются птицы которые улетают на юг?
- Как можно назвать одним словом, когда падают листья?
- Какое небо бывает осенью?
- Подберите определение к слову ОСЕНЬ – (какая? Золотая, холодная, пасмурная)
Л-В сообщает о том, что сегодня на электронную почту детского сада пришло письмо. В письме просят вас разобраться с признаками времён года.
Попробуем ребята?
Мы сегодня будем работать командами. Зарабатывать очки за правильные ответы, дисциплину и выдержку. В конце нашей деятельности подведем итоги, чья команда набрала больше очков. Готовы поработать?
2.Развитие лексики.
Л-В: Я же вам не сообщила, от кого это письмо. Вы мне сами скажете, когда отгадаете загадку.
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
(Логопед показывает кукол, одетых под свое время года)
Л-В: Ребята, так кто нам прислал письмо? (времена года)
(На компьютере картинки с изображениями различных времён года)
Л-В: каждое время года будет нам давать задание. Попробуем их выполнить?
На экране слайд стихотворения про «весну».
Л-В:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла…(дети договаривают хором: весна)
Л-В: Весна предлагает выполнить задание
1.Игра «Разноцветные круги». [Закрепление представлений о приметах разных времен года. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений).]
У детей на столах по одному большому кругу, и небольшие картинки с приметами времен года.
Л-В. У вас на столах большие круги, которые разделены на четыре части. Каждая часть соответствует определенному времени года. Вы выбираете картинку и определяете к какому времени года она относится. Отвечать будете так: Я думаю, что у меня ……, потому что…….(работают 4 команды. И все дети)
Далее дети выбирают картинки с приметами времен года объясняют и раскладывают их на кругах.
1-й ребенок. Я думаю, что у меня лето, потому что мой круг красный.
2-й ребенок. Ау меня весна, потому что мой круг светло-зеленый.
3-й ребенок. У меня зима, потому что мой круг белый.
4-й ребенок. Ау меня осень, потому что мой круг желтый.
Л-В оценивает их работу фишками. Если быстро справляются дополнительные вопросы для зарабатывания фишек в команду:
2. Д/И. Дополнительная
Л-В: Ребята! А вы знаете, кто весну на крыльях приносит? (птицы)
Как назвать одним словом этих птиц? (перелётные)
Назовите перелётных птиц (дети перечисляют)
3. Составление рассказа по картине Весна.
Л-В: посмотрите на экран. Кто сможет составить рассказ по картине Весна? На помощь вам придет шпаргалка.Будет отвечать команда 1-го синего стола (где Важенина Лиза)
Дети составляют предложения (по картине на экране):
Весной солнце светит ярче.
Весной на деревьях набухают почки. и т.д.
Л-В: Молодцы, дети! Вы много рассказали о весне.
А теперь нам снова пора в путь…Переходить мы будем так: 3 ХЛОПКА. В ПУТЬ ДОРОГУ МЫ ПОШЛИ И К ЗАДАНИЯМ ПРИШЛИ.
На экране слайд стихотворения «Лето».
Л-В:
Оно соткано из зноя,
Несёт тепло с собою,
И реки согревает,
«Купайтесь!» – приглашает.
Все любим мы за это…(лето).
Молодцы, ребята! А сейчас я вас приглашаю на цветочную поляну…
- Посмотрите, сколько здесь разных, красивых цветов!
(Дети становятся в кружок и берут из корзины цветы)
Л-В: А кого можно увидеть летом на цветочной поляне? Кто любит летать над цветами? (пчёлы, бабочки,…) Одним словом это? Насекомые. НАСЕКОМЫЕ ЭТО тело состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. У некоторых насекомых есть крылья. Ног три пары, и они крепятся на грудном отделе. УЛИТКА ЭТО БРЮХОНОГОЕ ЖИВОТНОЕ. А паук относится к паукообразным(т.к 8 ног)
4. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых распространенных предложений
Посмотрите, на нашу полянку прилетела бабочка. На чей цветок она сядет, тот об этом нам и скажет. А говорить вы будете так:
Бабочка села на….( ромашку.)
Бабочка села на фиалку…и т.д.
Л-В: Покружилась бабочка над цветами и улетела. Давайте соберём цветочки в букет…
5. Д/И. Посчитаем. Умение согласовывать числительное с существительным:
1 букет, 2 букета, 3, 4, 5 букетов.
6. Физ. Минутка.
Давайте немного отдохнем.
На листке блестит роса
Словно грустная слеза
Здесь оса с утра грустила
И слезинку позабыла
Покружились, покружились. В мышек быстро превратились. Тихо мы идем к столам и садимся по местам.
7. Составление предложений о лете по небольшим сюжетным картинкам.
[Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).]
Л-В. Рассмотрите картинки и составьте предложения со словами потому что. (ПО 1 КАРТИНКЕ НА КОМАНДУ. Один отвечает, другие дополняют)
1-й ребенок. Дети купаются в море, потому что стоит жаркая погода.
2-й ребенок. В небе яркая радуга, потому что только что прошел дождь.
3-й ребенок. Дети прячутся под большой елкой, потому что идет сильный дождь.
4-й ребенок. Девочки собирают в лесу землянику, потому что она уже покраснела.
За ответы раздаю фишки!!!!
8. Составление рассказа по картине Лето.
Л-В: посмотрите на экран. Составлять рассказ по картине Лето, пойдет команда № 2 ( где Репин Максим) На помощь вам придет шпаргалка.
Летом небо голубое, высокое.
Летом после дождя бывает гроза…и т.д.
Л-В: Молодцы, дети! Вы рассказали о лете.
А теперь нам снова пора в путь… Переходить мы будем так: 3 ХЛОПКА. В ПУТЬ ДОРОГУ МЫ ПОШЛИ И К ЗАДАНИЯМ ПРИШЛИ.
На экране слайд стихотворения про «Осень».
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят.
Что это?...(осень)
РАБОТА С ФИШКАМИ. За правильный ответ, зарабатывается фишка. Смотрим, какая команда соберет больше всех фишек.
Л-В: Дети, а что это у нас на столах? (осенние листочки)
Подул сильный ветер и сорвал листочки с дерева…Давайте вернём их на место, но для этого надо правильно закончить предложение ..
9. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненных предложений).
Я начну, а вы его закончите. Кто правильно сделает, тот украсит листиком осеннее дерево…
- Летом жарко, а осенью…
- Летом дни длиннее, а осенью…
- Летом на деревьях листья зелёные, а осенью…
- Летом цветов много, а осенью…
- Летом небо светлое, а осенью…
- Летом земля сухая, а осенью…
- Летом дожди тёплые, а осенью…
- Летом люди растят урожай, а осенью…
- Летом тучи ходят высоко, а осенью…
- Летом людям радостно, а осенью…
Дети по одному прикрепили все листочки к дереву (на ковролине)
Л-В: кто вспомнит, какой птичке посвящен праздник осенью? (12 ноября)
10.Физминутка. Координация речи с движением, совершенствование общей и
ручной моторики.
Веселая синица
Мороза не боится
Даже в минус 25
Любит песни распевать.
11. Д/и «Быстро отвечай». Дополнительное задание для зарабатывания фишек. ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ:
Дерево(какое?),
Дождь (какой?) – мелкий, моросящий, холодный, частый, короткий, унылый, сильный…
Погода(какая?),
ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ:
Дождь – льёт, моросит, идёт, накрывает…
Листья – краснеют, желтеют, опадают, шуршат…
Осень – приходит, наступает, наводит грусть…
ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТЫ К ПРИЗНАКАМ:
Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес…
Осеннее – небо, пальто, дерево,
12. Д/И Согласование числительного с существительным.
1 пальто, 2,3,4,5 пальто.
13. Л-В: посмотрите на экран. Составлять рассказ по картине Осень, пойдет команда № 3 (синий стол где Ксюша Мушкова) На помощь вам придет шпаргалка.
Осенью часто идут дожди.
Осенью на деревьях желтеют листья…и т.д.
Молодцы! Нам снова пора в путь-дорогу… Переходить мы будем так: 3 ХЛОПКА. В ПУТЬ ДОРОГУ МЫ ПОШЛИ И К ЗАДАНИЯМ ПРИШЛИ.
На экране слайд стихотворения «Зима».
Дел у меня немало –
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома –
Зовут меня…(зима).
Л-В: Давайте покажем, как дует сильный ветер зимой. Дети показывают указательный пальчик рисуют большую спираль и произносят звук ЗЗЗЗ, потом ветер затухает (голос затухает ) ССССС.
Л-В: Ребята, а вы хотите поиграть со мной в снежки?
Дети становятся в кружок.
Л-В: Мы с вами будем играть. Тот, кому я брошу «снежок», должен «Назови ласково»
14. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом Грамматический строй речи «Назови ласково»
Снег — снежок,
мороз — морозец,
ветер — ветерок,
лед — ледок,
зима — зимушка,
метель — метелица,
санки — саночки,
холод — холодок,
дерево — деревце,
звезда — звездочка,
солнце — солнышко,
день — денек,
ночь — ночка.
15. Поиск соответствующего понятия «Закончи предложение»
Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим ... (льдом).
Земля покрылась белым, пушистым ... (снегом).
Дети слепили большую снежную ... (бабу).
Зимой дети любят кататься на ... (санках, лыжах, коньках).
- Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
Летом дни жаркие, а зимой - холодные.
Летом небо светлое, а зимой-…
Летом день длинный, а зимой …
Летом солнце яркое, а зимой -…
Весной лёд на реке тонкий, а зимой-…
Снег мягкий, а лёд-….
Одни сосульки длинные, а другие-...
- Развитие связной речи. Составление рассказа о ЗИМЕ по предметам.
Л-В: Ребята, Зима нам прислала волшебную коробку. В ней разные предметы. По которым мы должны составить зимний рассказ. Это задание будет для команды № 4 (где Семен)
На поле логопед раскладывает предметные картинки: снег (белая полоска бумаги), деревья, девочка и мальчик в зимней одежде, снеговик, санки.
«Наступила зима. На земле и на деревьях лежит снег. Дети вышли гулять. Они надели шубки, шапки, варежки, сапоги, потому что на улице холодно. Дети слепили снеговика, а потом стали кататься на санках».
18. Игра «Весёлые чистоговорки». (Логоритмика. Авторская разработка.) Автоматизация свистящих звуков, координация речи с движением, самомассаж.
Са-са-са, -проводят указательными пальцами обеих рук от
середины к уголкам верхней губы
са-са-са - проводят указательными пальцами обеих рук от
середины к уголкам нижней губы
пришла осень к нам в леса - «идут» пальчиками вперёд
Ас-ас-ас, -проводят указательными пальцами обеих рук от
середины к уголкам верхней губы
Ас-ас-ас, -проводят указательными пальцами обеих рук от
середины к уголкам нижней губы
В школах все вернулись в класс. -«идут» пальчиками в обратном
направлении, к конце движения
складывают руки, как будто сидят за
партой.
Зи-зи-зи, - по тем же направлениям «рисуют»
три точки, при этом пальчики слегка
вибрируют
За-за-за, - то же под нижней губой
Заморозит всех зима - обнимают себя за плечи и растирают
руки, как будто греются.
Це-це-це, - по тем же направлениям «рисуют» три точки
быстрым прикосновением пальцев над верхней
губой
Це-це-це, - то же под нижней губой
Вновь весна на улице. - разводят руки в стороны
Це-це-це, -повтор движений для «Ц»
Це-це-це,
Ярко светит солнце. – подставляют лица воображаемому солнышку,
жмурятся.
Ца-ца-ца, - повтор движений для «Ц».
Ца-ца-ца,
Летом все купаются. – изображают руками движения пловцов.
19.Итог занятия.
Л-В: Ребята, вы сегодня очень старались! Скажите, а какие задания вам понравились? (Дети по очереди отвечают). Все ваши выполненные задания мы отправим по почте ответным письмом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности с использованием современных технологий: элементы моделирования, игровая технология, здоровьесберегающая технология. Познание. Формирование целостной картины мира. «Весна» (для детей 2-3 лет)
Конспект на тему: "Весенние изменения в природе"....
Конспект занятия в старшей группе по природе с элементами экологии «Зимующие птицы»
Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц, выявить экологические знания детей Задачи: Обучающие : учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему в...
Фронтальное занятие в старшей группе по развитию артикуляционной моторики с использованием информационно-компьютерных технологий Тема занятия: «Сказка о Веселом Язычке»
Сказка о Весёлом Язычке...
Конспект занятия в старшей группе по аппликации с элементами рисования «Воробьи в лужах» ( октябрь 2017 г.)
Целью данного занятия является закрепление умения у детей вырезать круги способом последовательного закругления четырех уголков квадрата. Активизация в речи имен сущес...
Конспект НОД в старшей группе по математике с элементами фольклора «Путешествие в город Математики».
Программное содержание:1. Закрепить у детей количественный и порядковый счет и знание цифр от 1 до 7.2. Упражнять в сравнении 6 предметов по высоте.3 Продо...
Конспект занятия в старшей группе по рисованию с элементами аппликации
Формировать у детей умение отражать в рисунке осенние впечатления, эстетические представления об особенностях составления композиции осеннего пейзажа....
Математика в старшей группе Тема: «Математическая загадка, закрепление знаний о цифрах. Широкий, узкий. Времена года»№32
Математика в старшей группе...