"Использование в образовательной деятельности алгоритмов по русским народным сказкам"
консультация по развитию речи на тему
В статье рассказывается об использование мнемотехнике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_modelirovaniyu.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АЛГОРИТМОВ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ
Скворцова С. М.
В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остаётся наиболее актуальным в дошкольном возрасте. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятельности, богатый запас представлений, развитие творческого воображения и фантазий позволяет детям творчески использовать богатство родного языка.
Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком является необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого развития дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формирование личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом воздействие педагога зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. При этом педагогу надо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием эффективных приёмов, способствующих развитию интереса к данному виду речевой деятельности.
Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких и является использование мнемотехнических приёмов.
К.Д. Ушинский сказал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет запоминать и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотехника – искусство запоминания, тренировка памяти, система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, сохранении и воспроизведении информации.
Мнемотехника – это 2 понятия: ассоциация и фон. Ассоциация – мысленная связь между двумя предметами, фон – то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен.
Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем, при упоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Если же он будет стараться запомнить и выучить то, что не подкреплено картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. И если у ребёнка плохо развита связная речь, то он не сумеет рассказать о событиях своей жизни, составить описательный рассказ по картине, пересказать литературное произведение или сказку.
А сказка это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Она вводит детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с героями, выражает глубокие моральные идеи, учит доброму отношению к людям, показывает высокие чувства и стремления. Многие сказки велики по объёму и запомнить их детям нелегко.
«В счастливом детстве каждого из нас
Среди игрушек и забав несмелых,
Всегда есть место слышанной не раз
Внимательно, а часто между делом,
Такой понятной и такой родной,
Как мама доброй и, конечно, светлой,
Вносящей в душу радость и покой,
Дающей на любой вопрос ответы.
Частичку сердца прочно заняла,
И, вырастая, вспоминаем с лаской
Вручая вновь ребёнка до утра
Волшебнице, что называем – СКАЗКОЙ!
Нет жизни без любви, любви без ласки,
И детства нет, когда оно – без сказки».
Метод моделирования сказок является самым эффективным в процессе обучения рассказыванию.
Мнемотехникой можно заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей уже есть основной словарный запас.
Из своего опыта знаем, что малышам необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. в памяти остаются отдельные образы: ёлочка – зелёная, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонаж в графическом виде, например, лиса – из оранжевых геометрических фигур ( ), медведь – большой коричневый круг и т.д.
Детей нашего старшего возраста знакомим с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем идёт усложнение: демонстрируются мнемодорожки – это уже квадраты из четырёх картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображение основных звеньев, в том числе схематическое, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение.
На примере сказки «Три поросёнка», хочу познакомить, как можно использовать моделирование для её пересказа:
- Вначале педагог читает сказку или рассказывает.
- Затем идут ответы на вопросы по содержанию сказки или отгадывание загадок, или описание героев, или «Отгадай загадку и найди ответ на картинке».
- Можно использовать помощь настольного, кукольного, варежкого театров, с целью выстроить правильную цепочку, в которой все герои должны быть расположены в правильной последовательности.
- Дидактическая игра «Кто лишний?» с целью выбрать тех героев, кто в сказке, назвать лишних.
- Нарисуй по трафарету (сделай штриховку или раскрась фигуры).
- Дидактическая игра «Кубики». На гранях кубика изображены персонажи сказок. «Выстрой правильную цепочку героев сказки».
- Дидактическая игра «Герой сказки». «Выложи из пазлов, разрезных картинок, мозаики персонажа сказки».
- Дидактическая игра «Узнай тень» ( «Посмотри внимательно на картинку и найди тень Ниф-Нифа, Наф-Нафа, а чьи тени остались?»)
- Ребёнок выкладывает модель сказки картинную или из символов – заместителей , , , …., составляет из них цепочки на фланелеграфе и рассказывает по ним сказку.
- Можно пересказывать сказку путём преобразования кружков, дорисовывая их.
- Использование мнемотехник «Расскажи по схеме». Здесь применяются при моделировании не изображения предметов, не символы, а мнемоквадраты, мнемодорожки, и мнемотаблицы, что значительно облегчает поиск и запоминание слов.
При составлении пересказов можно использовать такой приём, как схематическая зарисовка событий по ходу повествования. Вечером эту зарисовку можно показать родителям и прокомментировать происходящие события, т.е. проявить речевую активность.
Все эти этапы применимы при пересказе любой другой сказки.
А для эффективности нашей работы по развитию связной речи детей требуется повысить образовательный уровень родителей. На родительском собрании можно поиграть в игры вместе с детьми, где они отгадывают название сказок по мнемотаблицам, делают зарисовки мнемосхем по сказкам.
Таким образом, метод наглядного моделирования помогает детям пересказывать и обыгрывать русскую народную сказку с помощью условных заместителей персонажей, подбирать их по величине, цвету, характеру. Развивает мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость, память, сенсорные способности, усвоение символов. Создаёт чувство радости от процесса восстановления героев сказки в продукте своей деятельности. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность, ранний возраст. Русская народная сказка "Теремок" в обработке М. Булатова
Непосредственная образовательная деятельность.Образовательные области: Художественная литература, Художественное творчество,Музыка.Цели: познакомить с содержанием русской народной сказки в обработке М...
конспект непосредственной образовательной деятельности по сюжету русской народной сказки "Теремок" ( по математике)
конспект занятия по сюжету русской народной сказки" Теремок" (старшая группа)...
Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие по русской народной сказке «Репка»»
Научить использовать разные способы познания: обследование объекта, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: Русская народная сказка «Маша и медведь» (в обработке М.Булатова) (повторение)
Речевое развитие...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по сюжету русской народной сказки "Репка"
Програмное содержание:1. Различать в игровой форме "много" предметов и "один"2. Закреплять знания об основных цветах3. Узнавать и называть геометрические фигуры4. Развивать речь детей...
Конспект образовательной деятельности "Работа над русской народной сказкой "Снегурочка"
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием ИКТ....
Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». подготовительная группа
Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». Про...