Конспект образовательной деятельности "Работа над русской народной сказкой "Снегурочка"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Орлова Елена Борисовна

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Работа над русской народной сказкой «Снегурочка»

Воспитатель: Орлова Е.Б.

Цель: продолжение работы над русской народной сказкой «Снегурочка».

Задачи:

– формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение, активизировать устную речь, расширять активный словарь: упражнять в подборе однокоренных слов, синонимов, глаголов;

– развивать у детей связную речь, мышление, воображение, память, эмоциональную отзывчивость, мелкую моторику рук, творческие способности, расширять кругозор;

– воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Снегурочка», сказки «Девочка Снегурочка» в обработке В.Даля, рассматривание иллюстраций к сказке.

Оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации к сказке, «символы сказки» (снежинка, огонь, облако), «шкатулка сказок», фломастеры;

раздаточный материал /в конвертах/: карточки с изображениями снежинки, облака, капли воды, Снегурочки, солнца, огня; картины «Времена года» с изображением Снегурочки, картинки «эмоции», листы бумаги (А5) с нарисованным кругом, детали для аппликации.

Ход:

I.  – Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Для этого нам потребуется внимание, память, воображение, умение слушать, будем развивать речь и мышление.

– Чтобы узнать, куда отправимся, нам нужно решить кроссворд, а для этого отгадать загадки

Дети рассказывают загадки:

1. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко.

Слезы льет бедняжка (Снегурочка)

2. Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался …     (Колобок)                        

3. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!  («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

4. На лесной опушке
Стояли две избушки.
Одна из них растаяла,
Одна стоит по-старому. («Заюшкина избушка»)
5. Я - богатый, всемогущий,
Очень стройный, страшно злющий,
Но я смерти не боюсь,
Угадайте, как зовусь?  (Кощей Бессмертный)

6. Скрипит зубами, водит носом

И русский дух не переносит.

Старуха с костяной ногой

Зовётся …       (Бабою-ягой)

Отгадки открываются в кроссворде одновременно с картинками на экране.

– Молодцы, кроссворд решили. Посмотрите, а  в кроссворде у нас получилось новое слово. Кто сможет прочитать слово, выделенное красным. /«сказка»./

– Сегодня мы отправимся в сказку. Закройте глаза, попробуем попасть в сказку. /Звучит музыка. Педагог достает «шкатулку сказок»./

II. 1. – Что же  в нашей сказочной шкатулке?

Педагог достает «символы сказки»: изображения снежинки, огня, облака.

– Какая это сказка? Кто догадался?  /«Снегурочка»./

На доске выставляются иллюстрации к сказке.

Кто написал сказку «Снегурочка»? /Это русская народная сказка, ее сложил русский народ./

2. – Назовите героев этой сказки. /Снегурочка, старик, старуха/

– Почему старик и старуха так назвали свою дочку? /Сделали из снега./

– Подберите слова, родственные слову «снег».

/снежный, снежинка, снегопад, снежок, снежочек, снеговой, снеговик, снегоочиститель, снегоуборочная, бесснежная, подснежник, Белоснежка, снеговал/

3. – Почему произведение называем сказкой? /Снегурочка ожила./

– Какой вид сказки? /волшебная/

– Давайте вспомним, как произошло это волшебство, как оживала Снегурочка. Кто хочет побыть Снегурочкой?

 /Выбирается девочка, которая изображает все действия Снегурочки. Педагог читает отрывок сказки, как ожила Снегурочка; дети договаривают слова-действия./

– Вот и ожила наша Снегурочка. «Смотрят старики, не налюбуются».

4. – А как выглядела Снегурочка? Какой дочкой она выросла?

Дети дают описание Снегурочки, близкое к тексту, с опорой на иллюстрацию.

III. 1. – Всегда ли была Снегурочка такой веселой? /Нет./

– Давайте посмотрим, как менялось настроение Снегурочки. Достаньте в большом конверте картинки  и изображения настроения Снегурочки. Поставьте нужное настроение /изображение лица: веселое, грустное, печальное, удивленное/.

Дети работают в парах. Один ребенок выполняет на компьютере.

– Давайте проверим. /Открывается картинка зимы на экране./

– Зимой Снегурочка  – … /весёлая, радостная, счастливая, смеющаяся, улыбающаяся/

/ На экране открывается картинка весны./

– Весной Снегурочка – … /грустная, задумчивая, молчаливая/

/ На экране открывается картинка лета./

– Летом Снегурочка – … /печальная, горько плачущая/

/ На экране открываются все 3 картинки./

– Чем теплее становилось, чем сильнее пригревало солнышко, тем грустнее и печальнее становилась Снегурочка. Отчего зависело настроение Снегурочки? /От времени года./

– Сейчас какое время года? /зима/

Значит у Снегурочки какое настроение? /веселое/

– И мы с вами повеселимся, отдохнем вместе с елочкой.

Физкультминутка /видео/.

2. – Попробуйте при помощи картинок показать, что происходило в сказке со Снегурочкой. Достаньте картинки из коробочки, поставьте их в ряд, как вам кажется, что было сначала, что потом, а круглые картинки – это помощники- подсказки.

Дети работают в парах. Один ребенок на компьютере.

– Давайте кратко расскажем сказку по нашей схеме.

/снежинка         Снегурочка          капелька          облако          снежинка /.

/Старик со старухой решили слепить из снега дочку.

А девочка ожила. И стала Снегурочка расти не по дням, а по часам; каждый день все красивее становится.

Но вот пришла весна, солнышко стало пригревать, и Снегурочка все печальнее становится, все молчаливее.

Как-то раз пошла Снегурочка в лес с подружками. Стали подружки через костер прыгать, и Снегурочка прыгнула. И вдруг растаяла, превратилась в белое облачко./

– Кто из вас  догадался, а зачем еще картинка снежинок?

– Как вы думаете,  может быть у сказки продолжение?

– Снегурочка не исчезла бесследно, она может снова появиться на земле следующей зимой. А летом она может появиться?

– Какой процесс в природе напомнила история Снегурочки? /круговорот воды в природе/

IV. – А сейчас попробуйте сами «слепить» Снегурочку. Первый комок – голову – я вам помогла слепить. Вам нужно слепить ручки, ножки, личико вылепить, одеть Снегурочку. Слепить такой, какой может она к нам вернуться. А чтобы пальчики ваши хорошо работали, не замерзли, давайте подготовим их к работе.

Пальчиковая гимнастика

Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад!

Практическая работа детей в сопровождении музыки: дети наклеивают готовые детали, выбирая цвет, форму; лицо рисуют фломастерами.

Выставление работ на доске.

– Смотрите, какие красивые Снегурочки получились. На следующем занятии мы попробуем придумать продолжение сказки, и может она получится не такой грустной, и у сказки будет счастливый конец.

V.  – Наше путешествие в сказку подошло к концу.

«Сказка двери закрывай, в детский сад нас отпускай».

Символы сказки мы положим в нашу сказочную шкатулку, еще вернемся к сказке «Снегурочка».

– Что открыли нового в этой сказке?

– Поднимите руку, кому было трудно на занятии.

– Какое задание показалось самым трудным?

– А кому было интересно, поднимите руку.

– Какое было самое интересное задание?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Образовательной деятельности. Тема: «Русский народный головной убор»

интегрированное занятие по Художественно-эстетическому развитию о народной вышивке...

Конспект образовательной ситуации "Пересказ русской народной сказки «Теремок» с помощью моделирования"

Тема программы:Развитие связной речи, посредством русских народных сказок.Образовательные областиРечевое развитие, художественно – эстетическое развитие.Возраст детей:Для детей младшего дошкольного во...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...