речевые игры с детьми подготовительной к школе группы
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему
речевые игры с детьми подготовительной к школе группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry_dlya_detey_6_i_7_let.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые игры для детей 6-7 лет
-(притяжательные прилагательные на –ин)
Игра «Чьи подарки?»
Догадайся кому из детей что подарили и ответь полным предложением.
(используются картинки, игрушки, одежда)
Это Катина кофта. Это Димина машина. Это Катины сандалии. Это Димины брюки.
Игра «У папы или мамы»
(используются картинки, игрушки, одежда)
Это мамина сумка. Это мамины сережки. Это папин галстук. Это папины ботинки.
- (предлоги на, под)
Игра «Вставь предлог»
Кот спит…тахте. Паук сидит … стене. Кот сидит… тахтой.
Кофейник стоит … столе. Толя едет … коне. Попугай сидит … ветке.
Туфли стоят …. Диваном. Книги лежат … столе. Катя стоит … тополем.
- (предлоги на, с)
Игра «Путаница»
Соня, земля, листья, с поднимать-…
Сима, листья, земля, сухие, с, поднимать-…
Вася, осенние, земля, листья, с поднимать-…
Земля, осыпаются, ясень, листья, с, на-…
Осина, листья, земля, на, осыпаются, с-…
Осыпаются, на, липа, листья, на, сухие-…
- (образование сложных слов:)
Игра «Придумаем новые слова»
Сам катит-самокат, разводит сады-…, перевозит лес-…, разводит леса-…, всасывает пыль-…, с высоты падает вода-…, (самокат, сенокос, вездеход, медонос, самолет, самоход, пустозвон, звездопад, листопад, вездеход, водовоз).
- (предлоги за, из-за)
Игра «Составь предложение»
- зайка, куст, залезать, за-…
- зайка, куст, вылезать, из-за-…
- Зоя, сосна, за, стоять-…
- Зоя, сосна, выходить, из-за-…
- столик, дети, сидеть, сидеть, за-…
- дети, столик, вставать, из-за-…
- (согласование прилагательных с существительными (зленный, зеленая, зеленое, зимний, зимняя, зимнее, синий,…, красный…))
Игра «Назови предмет»
Про что можно сказать зеленый? (зелёный лист (огурец, перец, карандаш, портфель).
Игра «Запомни-повтори»
Осенний лист-осеннее небо-осенняя погода.
Игра «Подбери предметы к признаку»
Осенний: лист, воздух, костюм, лес, сад.
- (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных –ок, -ек, -ик)
Игра «Большой-маленький»
Пёс-пёсик, нос-носик, хвост-хвостик, басня-басенка, лестница-лесенка, колесо-колесико, пылесос-…, кокос-…, насос-…, лист-… .
- (предлоги под, из-под)
Игра «Скажи грамотно»
Зоя, банка, под, ставить, скамейка-…
Зоя, банка, вынимать, скамейка, из-под-…
Диван, собака, спать, под-..
Диван, собака, выглянуть, из-под-…
Диван, собака, вылезать, из-под-…
Билет, скамейка, под, падать-…
Панама, под, скамейка, падать-…
Автобус, водитель, под, залез-…
Автобус, водитель, вылезать, из-под-…
Нина, скамейка, из-под, панама, доставать-…
- (словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям)
Игра «И я тоже»
Ты умник, и я тоже умница. Ты ученик, и я тоже ученица. (охотник, шутник, модник, художник, школьник, волшебник, фокусник, первоклассник, работник, мастер, летчик, писатель)
- (косвенные падежи существительных)
Игра «Закончи предложение». Закончи предложение фразой о двух или пяти попугаях (тиграх, бегемотах, белках, волках и т.п.)
В группу принесли клетку с (двумя попугаями).
Дети подошли к (двум говорящим попугаям).
Дети выпустили из клетки (двух говорящих попугаев).
Они весело играли с (двумя попугаями).
Вечером дети рассказывали родителям о (двух попугаях).
В цирк привезли клетку с (пятью большими тиграми).
Смелая дрессировщица смело вошла в клетку к (пяти тиграм).
Дрессировщица выпустила на арену (пять тигров).
Мы смотрели выступление (пяти тигров).
Мы рассказывали друзьям о (пяти тиграх).
- (употребление глаголов надеть, одеть, надевать, одевать)
Игра «Закончи фразу»
Мама свою дочку (одевает). Дочка на себя носочки (надевает).
Миша на своего брата шапку (надевает). Миша младшего брата (одевает).
Игра «Скажи грамотно»
Дима, пальто, не, надевать, умеет, сам-…
Диме, надеть, тетя, Катя, пальто, помогает-…
Диму, она, пальто, в, одевает-…
Петя, костюм, сам, надевать, умеет-…
Петя, костюм, надевает, сам-…
Петя, Диму, одевает, маленького-…
Дима, одеваться, маленький, не, сам, умеет-…
- (образование прилагательных)
Игра «Какое полено, какая ветка, какой лист?»
Клен- кленовое полено, кленовая ветка, кленовый лист; береза-…; орех-…; ель-….
Игра «Какой сок, какое повидло, какая кожура?»
Абрикос- абрикосовый сок, абрикосовое повидло, абрикосовая кожура….
Игра «Что из чего?»
Посуда из стекла- стеклянная посуда. Платье из льна- льняное платье.
Посуда из глины-… Шляпа из фетра- …
Чашки из фаянса-…
Посуда из металла-…
Солонка из дерева-…
Блюдо из пластмассы-…
- (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных- ец, -иц, -ц)
Игра «Поговорим о Тане и Танечке»
У Тани голубое платье. У Танечки голубенькое платьице.
…душистое мыло …душистое мыльце
…теплое одеяло …душистое мыльце
…большое зеркало …большое зеркальце
…дорогое украшение … украшеньице
…хлеб с маслом …с маслицем и вареньицем
…говорит волшебное слово …словцо
…открывает окно …оконце
- (притяжательные прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи)
Игра «Чья лапа? Чьё ухо? Чей хвост?»
У лисы шерсть чья? (лисья), У лисы ухо чьё? (лисье), У лисы хвост чей? (лисий), У лисы лапы чьи? (лисьи).
У оленя голова чья? (оленья), У оленя ухо чьё? (оленье), У оленя хвост чей? (олений), У оленя рога чьи? (оленьи).
- (отглагольные прилагательные)
Игра «Скажи, какой?»
Жарить картофель- жареный картофель; варить картофель-…
Парить картофель-… морозить картофель-…
Мариновать огурец-… солить огурец-…
Консервировать огурец-... тушить мясо-…
Печь картофель-… коптить рыбу-…
Сушить грибы-… чистить рыбу-…
- (предлоги до, между, за)
Игра «До-между-за»
Закрепление временной ориентации о временах года, месяцах, днях недели.
- (приставочные глаголы (лететь, бежать, ходить))
Игра «Расскажи о грачах» (грач в тёплую страну….улетел, грач из тёплой страны ….прилетел, грачи на поле все …слетели, грач через поле ….перелетел, и т.п. долетел, вылетел, залетел, влетел, подлетел, отлетел, полетел)
- (увеличительно-пренебрежительный суффикс -ищ)
Игра «Расскажи о богатыре»
Он сильный – у него силища.
У него большие кулаки- кулачищи.
Сильные руки- ручищи.
Он обут в большие сапоги- сапожищи.
У него громкий голос – голосище. И т.д.
- (образование родственных слов)
Игра «Образуй слово» (школа- школьник, школьный, дошкольник,…..; зима_...; снег-..; лиса.., заяц-…; )
- (спряжение в настоящем времени)
Игра «Скажи фразу со словами: я, ты, он, она, ты, вы, они, мы»
«восхищаться героизмом маленькой пташки»:
-Я восхищаюсь героизмом маленькой пташки;
-Ты восхищаешься героизмом маленькой пташки;
-Он восхищается героизмом маленькой пташки и т.д.
«бежать по стадиону», «мариновать огурцы», «жарить грибы», «варить картофель», «тренироваться в легкоатлетическом манеже»; «любить детей», «наблюдать праздничный салют», «восхищаться достопримечательностями»; «научиться защищать Родину у русского богатыря»; «возвращаться из путешествия»; «заучивать наизусть стихи Федора Ивановича Тютчева»; «хотеть научиться читать и писать», «хотеть читать стихи», «хотеть учиться отлично»; «тренировать спортсменов», «регулировать уличное движение»)
- (образование причастий)
Игра «Эхо» (летит-летящая, поет-поющая, щебечет-щебечущая, мчится- мчащаяся, лает-, заботится-, чирикает-, кричит- ;
Мальчик читает книгу- читающий книгу мальчик, лист дрожит на ветру-…, снег тает весной-…, в чайнике кипит вода-.., дети играют кубиками-…)
- (словообразование существительных путем сложения основ)
Игра «Назови машины одним словом» (пыль сосет- пылесос, молоко возит- молоковоз, ходит по Луне-, хлеб реже-, мясо рубит-, сок выжимает-, кофе мелет-, овощи чистит-, сено косит-, бетон мешает-, землю черпает-.)
- (словообразование существительных мужского и женского рода, обозначающих спортсменов)
Ходит на лыжах- лыжник, лыжница, бегает на коньках- конькобежец, конькобежка, стреляет из лука- лучник, лучница, играет в теннис- теннисист, теннисистка)
- (степени сравнения прилагательных)
Игра «Скажи про книгу»
(новая, ещё новее, новейшая; интересная, интереснее, интереснейшая, любимая, любимее, любимейшая).
(образование сложного прилагательного)
Игра «Образуй новое слово»
Билет для поездки по железной дороге- железнодорожный билет.
Форма работников железной дороги- железнодорожная форма.
Расписание движения на железной дороге - железнодорожное расписание.
Девочка с голубыми глазами – голубоглазая девочка.
Принцесса с золотыми волосами-..
Кот с толстыми лапами-…
Напиток с кислым и сладким вкусом-…
Животное с длинно шерстью-…
Животное с короткой шерстью-…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие По позновательно – речевому развитию с детьми Подготовительной к школе группы «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ВОДА?»
Интегрированное занятие...
Конспект познавательно-речевого занятия с детьми подготовительной к школе группы по теме «Обитатели рек, морей и океанов».
Давайте вспомним всё, что мы знаем об обитателях красивого и загадочного подводного мира....
Конспект НОД познавательно-речевого цикла с детьми подготовительной к школе группы "В царстве растений"
Программное содержание: 1.Закрепить знание детей о растениях .2.Развивать умение обобщать по существенным признакам, учить строить свои суждения, используя модели. Расширить и уточнить знан...
Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы «Берегите пернатых друзей!»
На занятии с детьми использовались загадки, скороговорки, поговорки, стихи о зимующих птицах; пальчиковая гимнастика, совесные игры, серия картинок по развитию речи "Зимующие птицы" Нищево...
КОНСПЕКТ Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Родной край» на муниципальном методическом объединении воспитателей
Организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Родной край» на муниципальном мет...
«Клуб знатоков» – итоговое познавательно-речевое занятие с детьми подготовительной к школе группы
Интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (один из аспектов школьной зрелости)....
Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Хочу быть актером»
Конспект НОД по речевому развитию с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.Тема: «Хочу быть актером»...