Роль театрализации в развитии диалогической речи младших дошкольников
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
В РАБОТЕ ОПИСАНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ,КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ С ДЕТЬМИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc1.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Знакомство»
Назовите имя
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку и говорит: «Как тебя зовут?» («Как твое имя?» «Ты – кто ?»). Ребенок ловит мяч и отвечает: «Меня зовут Катя» ( «Мое им я Света», «Я- Костя»).
Затем воспитатель задает следующие вопросы: Как зовут мальчика рядом с тобой? Как зовут девочку в красном платье? Как зовут твою подругу ( Друга) ? – Как зовут твою маму ( сестру, брата)?
Один и тот же вопрос воспитатель задает нескольким детям подряд. Для тренировки внимания и скорости речевой реакции вопросы задаются вразброс.
Остановимся – познакомимся
Дети образуют два круга – маленький и большой. С куклами в руках они перемещаются в двух кругах в разном направлении ( Вправо – влево ) и поют:
Мы бежим, бежим, бежим,
Потому, что мы спешим.
А теперь мы остановимся
И друг с другом познакомимся.
Дети малого круга знакомят своих кукол с соседями из большего круга. По сигналу круги опять перемещаются под музыку. Дети знакомят кукол с новыми соседями.
Тема «Приветствие»
Незнайка учится здороваться
Незнайка. А вот и я! Я очень рад вас видеть!
Воспитатель. И мы тебе рады. Но, Незнайка, ты ведь с нами не поздоровался!
Незнайка. А я не умею, я не знаю, как надо здороваться!
Воспитатель. Нужно подойти к мальчик у или девочке, сказать «Здравствуй» и назвать его имя. Можно при этом слегка кивнуть головой, вот так: « Здравствуй, Оля». И тебе сразу ответят: «Здравствуй, Незнайка!»
( Незнайка по порядку здоровается со всеми детьми, те отвечают ему: «Здравствуй, Олег (Света, Ира, Марина )», «Здравствуй, Незнайка».)
Незнайка вспоминает, что не поздоровался с воспитателем и няней, и тоже говорит им «Здравствуй». Воспитатель объясняет, что «Здравствуй» можно говорить таким же мальчикам и девочкам, а взрослым говорят «Здравствуйте». Незнайка исправляется:
— Здравствуйте, Анна Валентиновна.
— Здравствуй , Незнайка.
— А дети тоже так умеют? Я хочу послушать, как они здороваются с Вами.
— Здравствуйте, Анна Валентиновна.
— Здравствуй, Наташа ( Олег, Витя, Юра ).
Незнайка. А Можно еще как-нибудь здороваться?
Воспитатель. Да, с друзьями можно здороваться просто: «Привет!», а со взрослыми или незнакомыми детьми – «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер».
Вот послушайте стихотворение О. Дриз «Добрые слова»:
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу
«С добрым утром!» — я кричу.
«Добрый день !» — кричу вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
Незнайка. Можно я попробую?
-Привет, Витя! (Саша, Лена, Марина).
-Привет, Незнайка!
-Добрый день, Оля! ( Катя. Миша).
-Добрый день, Незнайка.
-Добрый вечер, Коля!
Воспитатель. Так говорят только вечером. Когда домой придут родители, можно им сказать: «Добрый вечер!»
Незнайка. Доброе утро!
Воспитатель. А так говорят утром, когда приходят в детский сад.
Незнайка. Так интересно! Я побегу, расскажу ребятам в других группах.
Воспитатель. Погоди, Незнайка, нужно попрощаться . сказать: «До свидания, Незнайка! До встречи!
Быстро ответить
Воспитатель и дети строят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит одну из форм приветствия или прощания: «Здравствуй, Лена» , «Привет, Саша», «Доброе утро, Сережа», Доброе утро, Коля», «Добрый день, Света», «До свидания, Вадик», « Прощай, Оксана», «Пока, Марина», « До встречи, Таня» , «Спокойной ночи. Петя».
Дети, поймав мяч, отвечают соответствующей репликой. Сначала каждую реплику воспитатель говорит не скольким детям подряд, затем для тренировки внимания и скорости речевой реакции реплики говорятся вразброс. Воспитателя заменяет ребенок.
Тема «Просьба»
Незнайка учится просить
Незнайка пришел в группу расстроенный. Чуть не плачет.
Воспитатель. Здравствуй, Незнайка! А то случилось?
Незнайка. Я хотел принести игрушки детям, а продавец в магазине мне их не дал.
Воспитатель. Почему? Ты его хорошо попросил?
Незнайка. Конечно, хорошо! Я спешил и сказал так: «Я опаздываю к детям в детский сад! Немедленно дайте мне игрушки!»
Воспитатель. Теперь понятно! Незнайка, ведь ты не вежливо, грубо попросил. Разве так надо просить?
Незнайка. Подумаешь, какая разница: вежливо или невежливо?
Воспитатель. А вот ты садись к детям и послушай мою сказку, тогда и поймешь, есть разница или нет.
Как петушок и курочка иголку просили
Жила – была девочка Машенька. И были у нее петушок да курочка. Целый день Машенька по хозяйству управляется. А петушок и курочка рядом ходят, помогают.
Рвала Маша крыжовник с колючего куста да пальчик и уколола. Сидит девочка и плачет, болит пальчик, никак занозу не достать! Прибежала курочка и петушок за н ей:
— Не плачь, Машенька! Чем тебе помочь?
-Бегите скорее к елочке, просите у нее иголку вытащить занозу. Да просите вежливо.
-Вот еще ! – подумал петушок. – Не буду я вежливо просить. И так даст!
Подбежал он к елочке, ножками затопал, крыльями захлопал и закричал во все горло:
— Ку-ка-ре-ку! А ну , елка, подавай иголку, да побыстрей! Обиделась елка, насупилась, выставила колючие иголки – не подходи, уколю! А тут и курочка подбежала:
-Красавца – елочка, зеленая иголочка! Дай, пожалуйста, иголочку Машеньке занозу вытащить.
Подобрела елка, опустила свои иголки – бери какую хочешь!
— Спасибо тебе, елочка!
Взяла курочка иголку и быстрее к Маше. Вытащила Маша занозу и улыбнулась:
— Спасибо, курочка!
А петушку спасибо не сказала, А почему, как вы думаете?
Незнайка. Как же мне попросить игрушки для детей? Может быть дети мне подскажут?
Тема «Игра»
Приглашение к игре по телефону
Воспитатель. Дети, как можно пригласить в игру товарища? Что обычно вы говорите?
Воспитатель предлагает пригласить товарища по телефону к себе домой поиграть. Воспитатель для примера звонит по телефону Оле:
— Оля, ты хочешь играть? ( Давай играть вместе. Хочешь играть в игру? т.д.)
-Да, хочу.
-У тебя есть кукла?
-Да, есть.
-Бери и приходи, пожалуйста, ко мне играть.
-Хорошо.
Потом Оля звонит Марине:
-Марина, ты хочешь играть?
Паровоз
Несколько детей становятся друг за другом, образуя паровоз с вагонами. Остальные дети стоят на «станциях» с «пассажирами» — куклами, мишками, матрешками, зайцами и т.д. «Паровоз» начинает двигаться со словами:
Загудел паровоз
И вагончики повез
Чух-чух, чу-чу.
Далеко вас укачу.
На «станции» кто-либо из детей – пассажиров – просит принять его в игру:
-Можно с вами поиграть? Можно мишку покатать? Дети из паровоза отвечают:
-Ты, Танюша не сиди, к нам играть скорей иди!
Ребенок пристраивается сзади, и паровоз идет до следующей «станции».
Я тоже так умею
Воспитатель, имитируя действия, сообщает:
— Я рисую.
Ребенок должен ответить, имитируя действие:
— Я тоже рисую. (И я рисую. Я тоже умею рисовать.)
Воспитатель постепенно расширяет реплики. Стимулирую детей к таким же высказываниям:
— Я умею рисовать красками (…рисовать в альбоме, …рисовать дом и дерево и .д.)
Реплики : -Я рисую. –Я мою окно. –Я улыбаюсь всем детям.- Я нюхаю цветы. –Я делаю зарядку на ковре. –Я лечу, как птичка. –Я паровоз – везу дрова. -Я качаю маленькую дочку.
Что делает мама?
Воспитатель предлагает вспомнить, что делает мама дома и сказать всем детям. Дети высказываются.
— Моя мама варит борщ.
— Моя – убивает и пылесосит.
— Моя мама читает мне книжки… т.д.
Воспитатель поощряет детей, если они высказываются распространенными предложениями или дополняют свои высказывания.
Аналогично проводится игра-беседа «Что делает папа, дедушка, бабушка» и т.д.
Узнайте, о ком я загадала?
Воспитатель предлагает детям загадать кого-либо из присутствующих детей, но ему (воспитателю) не называть. Затем задает вопросы, по которым отгадывает ребенка: Это мальчик или девочка? Какие у нее волосы: темные или светлые, короткие или длинные? У нее есть бант? Какого цвета платье? И т.д.
Затем роли меняются: загадывает кого-либо из детей, воспитатель (ребенок), а все отгадывают.
Аналогично проводится игры «узнай мою любимую куклу», «У кого мне понравилось платье?», «Какой предмет я задумала?»
Во время расспроса дети должны видеть эти предметы.
Что стоит в группе?
Одному из детей предлагают осмотреться в группе и хорошо все запомнить. После этого ему завязывают глаза и задают вопросы, на которые он должен ответить по памяти.
Вопросы могут быть такими: Сколько окон у нас в группе? Какого цвета люстры? Где находится портрет? Что стоит между столом воспитателя и шкафом? У нас есть в группе розетки? Пол коричневый или красный? И т.д.
Для усложнения ребенку, задающему вопросы, можно тоже завязать глаза.
3.2. Упражнения в составлении диалогов
Зайка приглашает Белочку на день рождения
1. Проект диалога (детям не сообщается).
Белочка собирала в лесу грибы и встретила Зайчика. Он нес полную корзину спелых яблок и очень торопился. Белочка и Зайчик были друзьями и очень обрадовались, встретив друг друга.
— Привет, Зайка! Как я рада тебя видеть!
— Здравствуй, Белочка. Я тоже рад, что тебя встретил.
— Куда ты торопишься?
— Я спешу домой. Мне нужно к приходу гостей испечь пирог с яблоками. У меня сегодня день рождения, и я приглашаю тебя в гости.
— Спасибо, обязательно приду.
— Ну, я побегу. До свидания. До вечера!
— До встречи!
2. Воспитатель сообщает детям ситуацию, инсценируя ее с помощью игрушек:
Белочка собирала в лесу грибы и встретила Зайчика. Он нес полную корзинку спелых яблок и очень торопился. Белочка и Зайка были друзьями и очень обрадовались, встретив друг друга. Они стали разговаривать.
3. Воспитатель сообщает содержание беседы Белочки и Зайчика: Белочка спросила, куда торопится Зайка. Зайка рассказал, что спешит домой, чтобы к приходу гостей испечь пирог с яблоками. У него день рождения. Зайка пригласил Белочку на свой день рождения. Белочка поблагодарила и пообещала прийти. Они распрощались до вечера.
Дидактические игры (на формирование словаря
«Перепрыгни через ров»
Цель игры. Учить детей образовывать повелительную форму глагола с помощью приставок.
Организация занятия.
Игроков распределяют на две команды и выстраивают на площадке одну против другой (на расстоянии 50 см).
Перед каждой командой рисуют две параллельные линии — это ров. На слова воспитателя:
Если хочешь
Ловким быть
Если хочешь
Сильным быть,
Если хочешь
Быть здоров, —
Перепрыгни
Через ров!
все прыгают. Выигрывает та команда, в которой большее число играющих сумело перепрыгнуть через ров, не наступив на черту. Игра продолжается. Проигравшая команда под тот же стишок, но сказанный уже «победителями», предпринимает вторую попытку. Игру можно активизировать, предложив детям прыгать с закрытыми глазами.
«Ветер»
Цель игры. Учить детей образовывать глаголы с помощью приставок (выглянул, помчался, запрыгал).
Организация занятия.
Один из игроков исполняет роль ветерка, остальные — зайцев. Дети-зайцы надевают на голову шапки с длинными ушами и на корточках располагаются по кругу. На слова, сказанные воспитателем:
Из сугроба на опушке
Чьи-то выглянули ушки,
И помчался — скок да скок —
Белый маленький клубок,
они медленно поднимаются и прыгают на двух ногах вперед.
На следующее четверостишие:
Вот запрыгал он с разгона
По проталинкам зеленым,
Он вокруг березок кружит,
Перепрыгивая лужи!
дети прыгают в ту сторону, где нарисованы небольшого размера круги-лужи, перепрыгивают их.
На слова, произнесенные вместе с воспитателем:
Ветер, ветер! Догоняй-ка!
Не догнать лихого зайку!
разбегаются по залу. Ребенок-ветерок должен осалить убегающих.
Игру проводят с небольшой подгруппой (6—8 детей). Если количество играющих больше, выбирают двух «ветерков».
«Поезд»
Цель игры. Закреплять умение детей соотносить слово с действием.
Организация занятия. Детей выстраивают друг за другом, образуя как бы «поезд»; они кладут руки на плечи играющего, стоящего впереди. На слова, сказанные воспитателем:
Чух, чух, пых-чу,
Пых-чу, вор-чу,
Стоять на месте не хочу!
«поезд» начинает медленно двигаться, постепенно ускоряя движение.
Ко-ле-са-ми
Стучу, стучу,
Ко-ле-са-ми
Вер-чу, вер-чу,
Садись скорее,
Про-ка-чу!
Чу! Чу!
Далее движения выполняются согласно тексту: «Колесами стучу, стучу» — дети топают ногами; «Колесами верчу, верчу»- круговые движения руками, вытянутыми вперед. На слова: «Чу! Чу!» — «поезд» останавливается.
Игра «Почемучка»
Цель: Научить пользоваться союзом «потому что».
Дети задают вопрос. Взрослый отвечает на вопросы детей, использую союз «потому что».
Образцы вопросов: Почему пришёл врач? Почему люди берут зонты? Почему улетают птицы? Почему нельзя зимой купаться? Почему надо быть внимательными на занятиях?
Игра: «Четвёртый лишний»
Цель: Учить классифицировать предмет по характерному признаку или назначению.
Дети определяют, какая картинка лишняя и почему. Материал подбирается соответственно лексической теме (например, собака, кошка, коза, синица)
Игра: «Машенькино угощение»
Цель: Упражняться в составлении простых предложений, употреблении существительных в косвенных падежах.
Пришла Маша в лес и зовёт к себе зверей, предлагая им угощение. «Звери» должны сами себя назвать и рассказать, чем они питаются: медведь – медом и ягодами, ёж – ягодами, улитками и грибами и т.д.
Игра: «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: Упражняться в употреблении существительных в Родительном падеже.
Детям раздаются фигуры животных, птиц, предметов, у которых не хватает отдельных частей (у орла – крыла, у петуха – клюва и т.д.) Дети должны назвать, чего не хватает.
Игра «Правда – неправда»
Цель: Нахождение в тексте слов или фраз, не подходящих по смыслу, замена их подходящими.
Воспитатель читает стихотворение, дети говорят, что в нём правда, а что нет.
Тёплая зима сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу,
Летом прыгает в снегу.
А зимой среди ветвей
«Га – га – га, пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
Игра «Кто больше?»
Цель: Учить подбирать слова, близкие по значению к сказанным.
Примерные слова:
Лиса – лисонька, кумушка, лисичка-сестричка, лисица, Патрикеевна…
Малыш – малютка, карапуз, кроха, ребёнок…
Метель – метелица, вьюга, буран, пурга…
Влажный – мокрый, сырой…
Красивый – прекрасный, замечательный, хороший…
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Цель: Нахождение слов, противоположных по значению. Взрослый кидает мяч и называет слово. Ребёнок называет антоним.
Примерные слова: чистый - грязный, широкий, здоровый, весёлый, медленный, мягкий, острый, злой, сладкий, горячий, храбрый, высокий, ласковый, летний , лёгкий , старый.
Игра «Что это?»
Цель: Нахождение обобщающего слова к заданному ряду слов.
Примерные слова: Кузов, кабина, колёса, руль, фары – машина.
Ствол, ветки, сучья, листья – дерево
Циферблат, стрелки, маятник, механизм – часы.
Игра «Что лишнее?»
Цель: Найти слово, не подходящее по смыслу, но созвучное с остальными.
Примерные слова:
Гусь, гусеница, гусиное.
Больной, большой, больница.
Баран, баранка, бараний.
Дождик, дождливый, дожидаться.
Море, морковь, моряк. Выяснить, почему данное слово лишнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта на тему: "Развитие диалогической речи младших дошкольников, как средство формирования коммуникативной компетентности."
Развитие диалогической речи младших дошкольников....
Нестерова Н. В. Роль фольклора в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста
Совершенствование теории и практики в области образования 16+ I МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ © НОО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАУКА | WWW.SCIPRO.RU | НАУЧНАЯ ОБЩЕСТВ...
Научно методическая работа Тема: Роль фольклора в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста Воспитатель: Нестерова Наталья Владимировна первая квалификационная категория
СодержаниеВведение………...........................................................................................3Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме из...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В статье раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии у дошкольников с ОНР диалогической речи, также раскрываются проблема обучения диалогической речи в игре, структура игры, уров...
Консультация "Развитие диалогической речи младших дошкольников"
Консультация для педагогов по проблеме развития диалогической речи....
Театрализованная деятельность – как метод развития диалогической речи младших дошкольников
Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста...
Методическая разработка_ Рекомендации по развитию диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Приёмы логопедической работы по формированию диалогической речиОпираясь на основные положения фундаментальных трудов педагогов и логопедов по разв...