Нестерова Н. В. Роль фольклора в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста
статья на тему

Нестерова Наталья Владимировна

Совершенствование теории и практики в области образования 16+ I МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ © НОО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАУКА | WWW.SCIPRO.RU | НАУЧНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАУКА Совершенствование теории и практики в области образования Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 31 мая 2018 г. www.scipro.ru Москва, 2018

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья51.01 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373

Нестерова Н. В. Роль фольклора в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста

The role of folklore in the development of dialogical speech in preschool children

Нестерова Наталья Владимировна

Воспитатель первой категории МБДОУ «Золушка»,

г. Холмска Сахалинской области, РФ

Nesterova Natalia Vladimirovna

The tutor of the first category of the Cinderella MBDU,

Kholmsk, the Sakhalin Region, the Russian Federation

Аннотация: Язык и речь оказывают огромное влияние на психическое развитие: мышление, воображение, память и эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения и познания окружающей действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Ключевые слова: фольклор, речь, дошкольный возраст, дети, психология.

Abstract: Language and speech have a huge impact on mental development: thinking, imagination, memory and emotions. Being the most important means of human communication and cognition of the surrounding reality, language serves as the main channel for acquaintance with the values ​​of spiritual culture from generation to generation, as well as a necessary condition for upbringing and education.

Keywords: folklore, speech, preschool age, children, psychology

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в младшем дошкольном возрасте являются: переход дошкольника к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с прежним миром.

Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения с взрослыми. В предметной деятельности через общение с взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться к ним он может, только овладев речевым общением.

Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».

В отечественной психологии общепринятым является подход, к исследованию речи в контексте общения, так как речь возникает в процессе общения, выступает как средство общения. Этот подход связан с такими именами как: Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн и др.

Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. При этом отмечается в целом роль коммуникативного фактора в становлении и развитии речи (Н.М. Аксарина, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Н.М. Щелованов и др.). Особое место в этих исследованиях занимают работы М.И. Лисиной, где изучалась роль коммуникативного фактора в процессе развития детей дошкольного возраста, в котором был выделен ряд аспектов, влияющих на становление речи. В результате этих работ установлена связь развития речи с содержанием потребности в общении, а именно подчеркивается роль эмоционального общения и делового сотрудничества.

Отношение ребенка с миром взрослых, является ведущим на протяжении всего этапа взросления. Оно может выступать как фактор реальной полноценной адаптации ребенка в его взаимоотношениях с окружающим миром, увеличения его активности, самостоятельности в межличностных контактах с окружающими, а может быть и источником психической травмы личности, уменьшения его активности в субъект-субъектных взаимоотношениях.

В психологии детского возраста существует немало работ, подчеркивающих принципиальную важность связей и отношений между ребенком и взрослым (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, Е.О. Смирнова, и др.) и признающих, что именно взаимодействие между ребенком и взрослым является стержневым в психическом развитии ребенка. Педагогическая и социальная психология располагает значительным количеством исследований, изучающих влияние и взаимосвязь педагогического общения с разными стилевыми особенностями в системе межличностных отношений «Учитель-Ученик» (Б.А. Вяткин, Н.С. Зубарев, В.А. Кан-Калик и др.). В системе дошкольного воспитания данный аспект частично рассматривается в работах А.Г. Исмагиловой, Т.А. Репиной, Т.И. Чирковой и др., где показано, что характер стиля общения с дошкольниками во многом определяют развитие личностных качеств ребенка.

Значимость вопроса для современных условий обусловили выбор темы и позволили определить параметры настоящего исследования.

Объект – образовательный процесс в ДОУ

Предмет – развитие диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора.

Цель – исследовать уровень развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОУ.

Исходя из цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. Выявить уровень развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста. Определить в ходе эмпирического исследования роль фольклора в развитии диалогической речи испытуемых.
  3. На основе полученных результатов дать методические рекомендации по теме исследования;

В основу исследования была положена гипотеза: мы предполагаем, что использование малых форм фольклора, способствует повышению уровня развития диалогической речи дошкольников, при соблюдении следующих условий:

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • развитие умения стоить диалог;
  • вовлечение в диалогическое общение.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования психолого педагогического исследования:

  1. Анализ научно педагогической литературы.
  2. Наблюдение.
  3. Диагностику уровня диалогической речи (автор О. С. Ушаковой).
  4. Метод математической статистики.

Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад «Золушка» города Холмска. В исследовании приняли участие 32 испытуемых в возрасте от 3до 4 лет.

Новизна исследования заключается в применении малых форм фольклора в образовательном процессе ДОУ, направленных на развитие диалогической речи испытуемых, осуществленной в определенной группе испытуемых впервые.

Практическая значимость состоит в том, что данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы педагогами и психологами при организации воспитательно-образовательного процесса, с учетом развития познавательно-психических процессов и личностных характеристик дошкольников.

Исследование проходило в три этапа. На констатирующем этапе (октябрь-ноябрь 2017 г.) определены тема, параметры исследования, проведен «первый срез» с помощью наблюдения. На формирующем этапе исследования шел процесс развития диалогической речи младших дошкольников на основе использования малых форм фольклора. В образовательном процессе (декабрь 2017 – февраль 2018 г.)  была разработана и внедрена авторская программа по развитию диалогической речи детей с использованием малых форм фольклора. На заключительном этапе (февраль - март 2018 г.) использовались те же методы, что и на констатирующем этапе исследования. Проанализированы полученные результаты и обработаны при помощи методов математической статистики: U-Критерий Манна-Уитни, Т-Критерий Вилкоксона, Т- Критерий Стьюдента.

Для реализации цели исследования в экспериментальной и контрольной группах проводилось наблюдение. Согласно программе наблюдения, были определены следующие критерии:

1) отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослыми;

2) воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;

3) составлять рассказ из личного опыта ребенка;

4) пользоваться словами, обозначающими речевой этикет.

Наблюдение показало, что у многих детей из контрольной и из экспериментальной групп диалогическая речь сформирована не на достаточном уровне, присутствуют жесты, артикуляционный аппарат не сформирован, соотношение картинки со словом нет.

При определении уровня развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста использовалась диагностика О.С. Ушаковой, Е.М. Струнинай. Данный метод основывается на собственном наблюдении за детьми в течении всего дня.

Для определения уровня развития диалогической речи было выделено три уровня развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

Таким образом, анализ результатов, подведённых экспериментами показал.

  • высокий уровень развития диалогической речи имеют 2 детей из экспериментальной (12%) и у 2 детей из контрольной 12%.
  • средний уровень развития диалогической речи - у 6 детей из экспериментальной (38%) и у 7 детей из контрольной 44%.
  • низкий уровень развития дилогической речи - у 8 детей из экспериментальной (50%)и 7 детей из контрольной 44%.

Рисунок 1 Диаграмма уровня развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе

Для определения уровня диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп были предложена методика.

  1. Методика №1 «Расскажи» О.С. Ушаковой, Е.М. Струнинай.

Цель: Выявить уровень связной речи и, доведение его до нормы, умение описывать предмет (картину, игрушку и.т.д.)

Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

Задание №1. «Кукла». Ребенку показывают куклу, задают вопросы в следующей последовательности.

Задание №2. «Мяч». Ребенку показывают мяч, взрослый задаёт вопрос после действия.  

Задание №3. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем?

Задание №4. Картина «Кошка с котятами». Воспитатель спрашивает: «Кто это»?

Задание №5. Как одним словом назвать куклу, мяч?

Задание №6 Взрослый предлагает ребёнку рассказать сказку:

  1. Наблюдение.

После проведения наблюдения, методики и обобщения результатов, в течении трёх месяцев реализовывалась программы по развитию уровня диалогической речи детей младшего возраста в рамках малого фольклора. Данные занятия проводились в период с декабрь 2017 года, 2 раза в неделю в рамках учебной деятельности.

Таким образом, результаты повторно проведенной методике показали, что у 4 человек из экспериментальной (25%) и 5 (31%) из контрольных групп низкий уровень диалогическая речь отстаёт от возрастной норм, дети не отвечают на вопросы по содержанию картины и не составляют короткий рассказ совместно со взрослым, не воспроизводят текст хорошо знакомой сказки, не составляют рассказ из личного опыта ребенка, не пользуются словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).

У большинства детей, 9 человек (56%) из экспериментальной и (50%) из контрольных групп средний уровень развития диалогической речи, т.е. у этих детей возникли трудности в ответах на вопросы по содержанию картины и составлению коротких рассказов совместно со взрослым, не всегда воспроизводят текст хорошо знакомой сказки, составляют рассказ из личного опыта ребенка, иногда пользуются словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).

У 3 человек (19%) из экспериментальной и 3 (19%) из контрольных групп высокий уровень развития диалогической речи, всегда отвечают на вопросы по содержанию картины и составляют короткий рассказ совместно со взрослым, воспроизводят текст хорошо знакомой сказки, составляют рассказ из личного опыта ребенка, всегда пользуются словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).

Рисунок 2 Диаграмма уровня развития диалогической речи по результатам методики в экспериментальной и контрольной группах на заключительном этапе

Для проверки направленности изменений, и их выраженность был применен Т- Критерий Вилкоксона, который применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке и позволяет определить, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.

В результате проведенных диагностик на заключительном этапе исследования, мы получили числовое выражение уровня роли фольклора в развитии диалогической речи испытуемых до и после реализации программы по развитию диалогической речи детей младшего возраста с использованием фольклора.

После внедрения программы, и диагностирования испытуемая экспериментальная группа улучшила свои результаты. По результатам экспериментальной работы были замечены такие изменения: у детей повысился интерес к произведениям малого фольклора, они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, потешки, замечен интерес к слушанию колыбельных песен, сказок.

Согласно данного критерия эмпирическое значение попало в зону значимости, что говорит о положительном влиянии роли фольклора в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Качественное развитие диалогической речи детей младшего возраста невозможно в одностороннем порядке. Помимо групповых занятий в детском саду, необходима систематическая индивидуальная речевая работа с ребёнком дома. В связи с этим крайне важно тесное сотрудничество между родителями и воспитателями детского сада. Учитывая индивидуальные способности детей, так как это крайне важно. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в развитии диалогической речи детей дома. Такое взаимодействие окажет положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к произведениям малого фольклора, как средству развития диалогической речи. Таким образом, использование малых форм фольклора в развитии диалогической речи детей вполне оправдывает нашу гипотезу.

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладевать первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой работы, можно сделать вывод, что необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, дать реплику, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Самое главное, что все навыки и умения, которые формировались в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.

Таким образом, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития диалогической речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал.

Библиографический список

  1. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание.  – 2001. – №5. –  С. 51-61.
  2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
  3. Гербова В. Занятия по развитию речи в младшей группе // Дошкольное воспитание. – 2000. – №3. – С. 78-80.
  4. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Современность. 1999. – 363 с.
  5. Программа и методика развития диалогической речи детей дошкольного возраста в детском саду Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений Автор-составитель Ушакова О. С. Струнина Е.М. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
  6. Ушакова О. Развитие речи детей 3-4 лет //Дошкольное воспитание. 1995. №1. с. 59-66.
  7. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1998. №9. с.7178.
  8. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста через организацию театральной деятельности

Театральная деятельность всегда широко использовалась в дошкольной педагогике, как средство развития устной речи детей. Для детей с речевым недоразвитием этот вид деятельности является ещё и к...

Роль фольклора в развитии связной речи у детей раннего возраста.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире....

CЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста»

Обучение диалогической речью в процессе повседневного общения.    Одним  из условий развития диалогической  речи является организация речевой  среды, взаимодействия...

Проект по самообразованию «Фольклор как средство развития диалогической речи у детей дошкольного возраста»

Введение Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.В нашем дошкольном учрежд...

Научно методическая работа Тема: Роль фольклора в развитии диалогической речи у детей дошкольного возраста Воспитатель: Нестерова Наталья Владимировна первая квалификационная категория

СодержаниеВведение………...........................................................................................3Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме из...

Методические рекомендации по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством театрализованных игр

Рекомендации по проведению занятий по развитию связной речи посредством театрализации содержат цель и задачи развития диалогической речи, направления и содержание работы по развитию диалогической речи...

Открытый просмотр организованной образовательной деятельности в средней группе ОО «Речевое развитие» с интеграцией всех образовательных областей. Тема: «Не играй с огнем». Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста в старшей группе.

Открытый просмотр организованной образовательной деятельности в средней группе ОО «Речевое развитие» с интеграцией всех образовательных областей.Тема: «Не играй с огнем»....