Методическая разработка_ Рекомендации по развитию диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Бахман Оксана Михайловна

Приёмы логопедической работы по формированию диалогической речи

Опираясь на основные положения фундаментальных трудов педагогов          и логопедов по развитию связной речи дошкольников при ОНР  М.М. Алексеева, Б.И. Яшина , О.А. Бизикова, А.М. Бородич, и др., , представлю содержание методических рекомендаций для логопедов, соблюдение которых позволит наиболее эффективно сформировать диалогическую речь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Примеры игр и упражнений формирования диалогической речи:

1 этап. Сенсорный: организация восприятия образцов диалога.

Задачи:

- учить вслушиваться в речь взрослого или сверстника;

- развивать подражательную способность;

- формировать вежливое отношение к речи другого человека (не перебивать, не отвлекаться, не переводить тему);

- формировать представления о речевом этикете, о вопросах и ответах в речи людей, о беседе как форме общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Приёмы логопедической работы по формированию диалогической речи

Опираясь на основные положения фундаментальных трудов педагогов          и логопедов по развитию связной речи дошкольников при ОНР  М.М. Алексеева, Б.И. Яшина , О.А. Бизикова, А.М. Бородич, и др., , представлю содержание методических рекомендаций для логопедов, соблюдение которых позволит наиболее эффективно сформировать диалогическую речь у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Примеры игр и упражнений формирования диалогической речи: 

1 этап. Сенсорный: организация восприятия образцов диалога.

Задачи:

- учить вслушиваться в речь взрослого или сверстника;

- развивать подражательную способность;

- формировать вежливое отношение к речи другого человека (не перебивать, не отвлекаться, не переводить тему);

- формировать представления о речевом этикете, о вопросах и ответах в речи людей, о беседе как форме общения.

Примерами упражнений на сенсорном этапе выступают:

1) слушание диалоговых стихов, читаемых логопедом, и беседа по ним.

2) слушание известных сказок (или их фрагментов), содержащих диалоги героев («Золушка», «Русалочка» и т. д.) и беседы по ним.

3) слушание литературных рассказов (или их фрагментов), содержащих диалоги героев, и беседы с детьми по этим диалогам. 

4) слушание рассказов о тех или иных жизненных ситуациях (в игровой форме) и беседа по ним. 

Речевой материал представлен в Приложении 2.

2 этап. Репродуктивный: обучение оперированию готовыми диалогическими текстами.

Задачи:

- учить читать стихи по ролям, используя интонационное оформление;

- учить применять известные тексты-диалоги в своих играх;

- соблюдать очерёдность в разговоре;

- учить использовать диалогические единства «вопрос — ответ», «сообщение — реакция на сообщение», «побуждение — реакция на побужение»;

- обогащение реального и игрового опыта в ведении диалога.

Примерами игр и упражнений на репродуктивном этапе выступают следующие:

1) заучивание и чтение стихов по ролям с имитацией движений:

2) подвижные игры с диалогами:

3) дидактические игры с диалогами:

а) игры на формирование диалогического единства «Вопрос - ответ».

б) игры на формирование диалогического единства «Сообщение — реакция на сообщение».

в) игры  на формирование диалогического единства «Побуждение — реакция на побуждение».

Речевой материал представлен в Приложении 3.

3 этап. Конструктивный: использование репродуктивной речи                      с подключением продуктивной.

Задачи:

- учить строить диалоги, опираясь на известные литературные тексты или образцец речи логопеда;

- учить задавать вопросы и отвечать на них, развивая тему разговора.

Примерами игр и упражнений на конструктивном этапе выступают:

1) озвучивание сюжетных иллюстраций, содержащих диалог персонажей: например, сказки «Колобок».

2) озвучивание фрагментов мультфильмов (без звука): например,  «Золушка», «Русалочка» и т. д.

3) игры с телефоном.

Речевой материал представлен в Приложении 4.

4 этап. Творческий: самостоятельное построение диалогов.

Задачи:

- стимулировать детей к самостоятельному составлению диалогов;

- учить запрашивать информацию;

- учить терпимо относиться к мнению собеседника;

- учить корректно выражать своё мнение;

- учить детей речевой импровизации при выстраивании диалоговых игр;

- закреплять диалоговые умения в собственной речи.

 Примерами игр и упражнений на творческом этапе выступают:

1) составление диалогов с опорой на наглядность.

2) составление диалогов без опоры на наглядность.

3) игры с использованием различных диалоговых реплик.

Речевой материал представлен в Приложении 5.

Далее рассмотрим примеры игр и упражнений для каждого направления работы над диалогической речью.

1. Направление «Владение речевым этикетом»

Языковой материал к обучению речевому этикету


Ситуация общения

Инициативные формулы речевого этикета

Ответные формулы речевого этикета

Рекомендации и примерные фразы для развёртывания

Просьба

Просьба — разрешение:

 - Можно я...

- Разреши (те)...

- Разреши (те), пожалуйста ...

- Пожалуйста.

- Да (Да-да).

- Ладно.

- С удовольствием.

- Нет

Все отказы
сопровождаются
извинением и
мотивировкой

Просьба - побуждение: -... пожалуйста,

- Если нетрудно...

- Если
можно...

 - Очень тебя
прошу...

- Ты не можешь?
ВЫ не смогли бы?

- Охотно.

 - Я не против.

- Не возражаю.

- Сейчас.

- Не могу...

Благодарность

- Спасибо.

- Большое спасибо.

 - Спасибо Вам (тебе).

 - Я благодарен Вам

- Пожалуйста.

- Не за что.

- Не стоит.

 - На здоровье.

- Мне было приятно
помочь

За... (указывается
повод для
благодарности)

Предложение

- Давай (те)...

- Прошу...

- Возьмите...

- Садитесь, пожалуйста.

- Хотите (хочешь) я помогу?

Согласие:

- Ладно, я согласен.

- Спасибо (и др.).
Отказ:

- Спасибо, не беспокойтесь.

- Спасибо, я сам(а).

 - Извините, но..

Желательно, чтобы
все отказы
мотивировались

Извинение

- Простите меня.

 - Простите (извините),
пожалуйста.

 - Не обижайся (тесь).

- Не сердись (тесь).

- Я виноват (а)

- Пожалуйста.

- Ладно.

- Ничего.

- Не стоит извинений.

- Я не сержусь.

- Ну что Вы (ты)!

 - Да что Вы (ты)!

За... (мотивируется
извинение:я
нечаянно... я не
подумала...)

Приглашение

- Разреши (те)
пригласить на день
рождения (праздник,
танец...).

 - Я хочу пригласить
тебя (вас)... Ты (Вы)
придешь (те)?

- Приходи (те), если
сможешь (те), в гости
(на день рождения).
Буду (очень) рад (а).

- Прошу к столу...

- Спасибо за
приглашение,
обязательно приду.

- Спасибо за
приглашение, но
прости
(те), прийти не могу. - С удовольствием.

- Я готов (а)

Желательно отказы
мотивировать

Совет

- Ты не хотел бы
сделать так-то..?

 - Сделай так-то,
по-моему, будет лучше.

- Можно, мой совет?

- Спасибо, ты прав(а).

- Согласен (а), так и
сделаю.

- Извини, я сам (а).

- Извини, пожалуйста,
но мне хотелось бы
самому (самой)
решить, как будет правильно

Желательно отказы
мотивировать

Пример упражнения

«Крокодил Гена и Чебурашка учатся просить»

Крокодил Гена пришел в группу расстроенный, чуть не плачет.

Чебурашка. Здравствуй, Гена! Что случилось?

Гена. Я хотел принести игрушки детям, а продавец в магазине мне
их не дал.

Чебурашка. Почему? Ты его хорошо попросил?

Гена. Конечно, хорошо! Я спешил и сказал так: « Я опаздываю к детям в детский сад! Немедленно дайте мне игрушки!»

Чебурашка. Теперь понятно! Ведь ты невежливо, грубо попросил. Так нельзя просить!

Гена. Подумаешь, какая разница: вежливо или невежливо?

Чебурашка. А вот ты садись к детям и послушай мою сказку, тогда и поймешь, есть разница или нет.

Как петушок и курочка иголку просили (кукольный театр)

Жила-была девочка Машенька. И были у нее петушок да курочка. Целый день Машенька по хозяйству управляется, а петушок и курочка рядом ходят, помогают.
Рвала Маша крыжовник с колючего куста да пальчик и уколола. Сидит девочка и плачет; болит пальчик, никак занозу не достать! Прибежала курочка и петушок за ней:

  • Не плачь, Машенька! Чем тебе помочь?
  • Бегите скорее к елочке, просите у нее иголку вытащить занозу.
  • Да просите вежливо!
  • Вот еще! - подумал петушок. - Не буду я вежливо просить, и так даст. Подбежал он к елочке, ножками затопал, крыльями захлопал  и закричал во все горло:
  • Ку-ка-ре-ку! А ну, елка, подавай иголку, да побыстрей! Обиделась елка, насупилась, выставила колючие иголки - не подходи, уколю! А тут и курочка подбежала:
  • Красавица-елочка, зеленая иголочка! Дай, пожалуйста, иголку Машеньке занозу вытащить.

Подобрела елка, опустила свои иголки — бери какую хочешь!

  • Спасибо тебе, елочка! Взяла курочка иголку и быстрее к Маше. Вытащила Маша занозу и улыбнулась:
  • Спасибо, курочка!

А петушку спасибо не сказала. А почему, как вы думаете? (ответы детей)

Гена. Как же мне попросить игрушки для детей? Может быть
дети мне подскажут? (ответы детей)

Игра для закрепления формул речевого этикета

«Звонок в цветочный магазин»

Цели. Учить детей пользоваться телефоном для получения нужной
информации: вежливо задавать вопросы и выражать просьбы; закреплять
правила ведения разговоров по телефону; дать детям образцы выполнения этих правил.

Ход игры

1. Приглашение к игре.

- Хотите поиграть в телефонную игру? Я хотела бы вам предложить
позвонить в цветочный магазин. Как выдумаете, зачем звонят в цветочный
магазин?

- Вы правы, звонят, чтобы узнать, есть ли нужные цветы или чтобы
заказать букет.

2. Распределение ролей.

- Вы не будете возражать, если вначале я буду звонить в магазин,                                                   а кто-нибудь из вас будет продавцом? Кто хочет быть продавцом?

- Алло! Добрый день. Это цветочный магазин? Будьте добры,
скажите, какие цветы я могу сегодня купить ко дню рождения своей мамы?

- А есть ли у вас в продаже свежие розы? Какого они цвета? Я хотела
бы купить розовые. Сколько будет стоить букет из пяти роз? Это вместе                                                      с оформлением букета?

- Подскажите, пожалуйста, как доехать до вашего магазина? А вы
закрываетесь на обеденный перерыв? Когда у вас перерыв? Спасибо вам за
консультацию. Всего доброго.

- Кто хочет позвонить в цветочный магазин? (Дети разыгрывают
ситуацию самостоятельно.)

3. А теперь давайте представим, что мы переехали в новую квартиру                                          и хотим ее украсить комнатными растениями. Я позвоню в цветочный магазин.
Кто будет продавцом?

- Алло! Здравствуйте. Я хотела бы узнать, какие комнатные цветущие
растения есть в вашем магазине. Что вы можете предложить?

-А есть ли у вас фиалки? Очень жаль. А не подскажете, в каком
магазине можно их приобрести? Большое спасибо вам. До свидания.

— Кто позвонит в магазин и узнает о фиалках?

Дети разыгрывают ситуацию.

2. Направление «Запрос информации»

2.1. Развитие умения отвечать на вопросы:

а) отвечать на вопрос полной фразой

«Магазин»

Оборудование. Отделы магазинов: молочный, хлебный, овощной и т. д. Муляжи продуктов, касса, деньги, чеки.

Ход игры. Взрослый сидит за кассой, ребенок – покупатель. Продают
молоко, хлеб. Деньги платят кассиру, он выдаёт чек. Получается такое диалог:

Кассир задает вопрос: Вы хотели что-то купить?

Покупатель: Да, я хотела купить.

Кассир: А что вы хотели купить?

Покупатель: Я хотел купить продукты.

Кассир: А какие продукты?

Покупатель: Я бы хотел купить молоко, хлеб… и т. п.

б) отвечать одним словом

«Лётчики»

Командир экипажа управляет самолётом во время полёта, руководит
действиями членов экипажа, пилот дублирует действия. Пассажир покупает
билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения во время полёта,
сидит. Стюардесса обслуживает пассажиров и экипаж (подаёт воду, чай, кофе). Следит                за состоянием пассажиров. Например:

Командир: Возьмите штурвал.

Пилот: Есть.

Командир: Лево руля.

Пилот: Так точно.

………

Стюардесса: Вы что-нибудь хотите?

Пассажир: Да, чаю.

2.2. Развитие умения задавать вопросы

«Хочешь узнать — задай вопрос»

Детям предлагается несколько бытовых предметов, с которыми они сравнительно редко сталкиваются (тёрка, нож для чистки рыбы и т. д.). Педагог предварительно даёт образец вопросов, и за каждый вопрос по поводу этих вещей ребёнок получает фишку. Особенно поощряются вопросы о свойствах, деталях предметов. В конце игры на сложные вопросы отвечает взрослый, по фишкам устанавливается победитель.

«Вопрос-ответ»

Педагог: «Ребята, встанем с вами в круг. Данил начинает. Правила
игры таковы: тот у кого мячик, задаёт вопрос и кидает мячик другому игроку, который, поймав мячик, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому
игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. Например: «Какой суп ты больше всего любишь кушать?» — «Борщ». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?» — «Прятки» и т.д.

«Интервью»

Ход игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они —
взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы,
которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребёнка представиться
по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него
дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе
вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берёт на себя, предлагая
детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо
помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Игры для закрепления навыков запроса информации

«Больница»

Врач-специалист (ребёнок) принимает пациента, выслушивает,
прослушивает, назначает лечение. Даёт советы. Выдаёт больничный лист.
Медсестра (ребёнок) выполняет назначения врача. Беседует с больными. Моет инструменты.

«Семья»

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы,
мебель, посуда, вещи и т. д.

Ход игры: логопед предлагает детям «поиграть в семью». Семья очень
большая, у бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении
праздника. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им.

3. Направление «Реплицирование»

Имитативные упражнения (упражнения с опорой на образец)

1) Кошка – это домашнее животное?

Да, она – домашнее животное.

2) Медведь спит в берлоге?

Да, он спит в берлоге.

3) Лимон – это фрукт?

Да, лимон – это фрукт.

4) Зимой солнце светит, но не греет, да?

Да, зимой солнце светит, но не греет.

5) Весной тает снег, и бегут ручьи? Да, весной тает снег и бегут ручьи.

6) Заучивание потешек, стихотворений с диалогической речью

- Где ты, брат Иван? — В горнице.

– А что делаешь? — Помогаю Петру.

- А Петр что делает? — Да на печи лежит.

Подстановочные условно-речевые упражнения

Инструкция: «Если я не права, возразите мне»

1) У тебя желтая машинка? Нет, у меня зелёная машинка.

2) У тебя сладкое яблоко? Нет, у меня кислое яблоко.

3) У тебя синий шарфик? Нет, у меня белый шарфик.

Инструкция: «Поинтересуйтесь качеством того, о чем я скажу».

1) Мы вчера смотрели мультфильм. А он интересный? Не очень.

2) Сегодня на обед был суп. А он вкусный? Очень вкусный.

3) Мне подарили куклу. А кукла красивая? Красивая.


Трансформационные условно-речевые упражнения

1) Передайте товарищу мои слова: «Я не играю в куклы». Он говорит, что в куклы не играет.

2) Скажи другу: «Он плохо себя ведет». Она сказала, что ты плохо себя ведёшь.

3) Передай подруге: «Я не пойду с вами в кино». Она сказала, что не пойдет с нами в кино.

Репродуктивные условно-речевые упражнения

(предполагается воспроизведение в репликах детей тех форм или лексических единиц, которые были усвоены в предыдущих упражнениях).

1) Вчера в магазине мне что-то купили. Новую машинку? Нет, большой конструктор.

2) Вчера я кушал, что-то очень вкусное. Ты кушал пирожное? Нет, мороженое.

3) Сегодня я шел в сад и видел интересное животное. Ты видел белку? Нет, зеленого жука.

4. «Построение диалога»

Игра «Зайка приглашает Белочку на день рождения»

1.Проект диалога (детям не сообщается).

Белочка собирала грибы в лесу и встретила Зайчика. Он нёс
полную корзину спелых яблок и очень торопился. Белочка и Зайчик были друзьями                    и очень обрадовались, встретив друг друга.

- Привет, Зайка! Как я рада тебя видеть!

- Здравствуй, Белочка. Я тоже рад, что тебя встретил.

- Куда ты так торопишься?

- Я спешу домой. Мне нужно к приходу гостей испечь пирог с яблоками. У меня сегодня день рождения, и я приглашаю тебя в гости.

- Спасибо, обязательно приду.

- Ну, я побегу. До свидания, до вечера!

- До встречи!

2. Педагог сообщает детям ситуацию, инсценируя её                                                                       с помощью игрушек: Белочка собирала лесу грибы и встретила Зайчика. Он нёс
полную корзину спелых яблок и очень торопился. Белочка и Зайчик
были друзьями и очень обрадовались, встретив друг друга. Они стали разговаривать.

3. Педагог сообщает содержание беседы Белочки и Зайчика:
Белочка спросила, куда торопится Зайка. Зайка рассказал, что спешит
домой, чтобы к приходу гостей испечь пирог с яблоками. У него день
рождения. Зайка пригласил Белочку на свой день рождения. Белочка
поблагодарила и пообещала прийти. Они распрощались до вечера.

4. Педагог вводит готовые фрагменты беседы, даёт начало
разговора:

- Привет, Зайка! Как я рада тебя видеть!

- Здравствуй, Белочка. Я тоже рад, что тебя встретил.

5. Коллективное составление реплик. Дети придумывают их, опираясь на содержание диалога. Взрослый помогает им.

6. Дети с помощью игрушек инсценируют составленный диалог

7. Логопед предлагает заменить реплики приветствия или
прощания аналогичными при инсценировке.

В работе по формированию диалогической речи рекомендуется использовать следующие основные методы и приёмы.

Так, одним из ведущих методов является разговор с детьми. Заметим, что им нужно руководить, причём как в реальных жизненных ситуациях общения, так и в непосредственной деятельности детей, а также на различных занятиях.

Логопеду рекомендуется использовать следующие приёмы:

  1. приём расположения ребёнка к себе: для этого используются предметы, картинки, игрушки, которые помогут заинтересовать ребёнка                      и вызвать те или иные реплики;
  2. приём кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами;
  3. приём плановых разговоров: индивидуальных и коллективных,                в которых нужно стимулировать ответы особенно стеснительных или молчаливых детей;
  4. приём словесных поручений: они способствуют закреплению навыков речевого этикета («Принеси, пожалуйста, мячики»);
  5. приём использования режимных моментов (например, разговор во время того, как логопед ведёт ребёнка на занятие);
  6. приём объединения детей разных возрастов: например, организовать посещение другой группы, где дети будут в качестве гостей                 и наоборот.

Логопед должен учитывать, что инициатива разговора первоначально принадлежит ему и для этого нужно заранее наметить наиболее близкие                      и доступные темы разговоров, которые дошкольник может сразу поддержать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые отв...

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

Методическая разработка "Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в современных условиях."

Без освоения лексической и грамматической системы языка невозможно овладеть речью как средством общения. Поэтому развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР является одной из основных з...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В статье раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии у дошкольников с ОНР диалогической речи, также раскрываются   проблема обучения диалогической речи в игре, структура игры, уров...

Методическая разработка «Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи»

Применение Лего-технологий является актуальным в коррекционно-лоопедической работе.Применение конструкторов Лего на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения....