Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кочуева Галина Владимировна

Рассказывание из личного опыта на тему «Как мы играем зимой на участке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskazyvanie_na_temu_iz_lichnogo_opyta.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию в подготовительной группе.

Рассказывание из личного опыта на тему «Как мы играем зимой на участке».

Цель:

Связная речь: развивать умения отбирать для рассказа самое интересное существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описания природы, окружающей действительности.

Грамматика: активизировать употребление однокоренных слов (снег, снежок, снегурочка, снегопад, снежинка, заснеженный; зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка-зима, зимовщик).

 Словарь: формировать умение составлять 2-3 предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.

Методы и приемы: словесный: загадки, пословица, закличка; игровой: физкультминутка.

Активизация словаря: снег, снежок, снегурочка, снежинка, заснеженный; зима, зимний, зимовье, зимовать, зимушка-зима, зимовщик.

Предварительная работа:

С детьми - беседа о зиме, загадывание загадок о зимних месяцах; дидактические игры: «Собери снеговика», «Хорошо – плохо»;  чтение художественной литературы: стихотворение С. Есенина «Зима», И. Сурикова «Зима», «Снежинки» Сергей Козлов, «Зимой» Саша Черный, «Снежинка» Константин Бальмонт, «Снежная баба» Юрий Кушак, «Снеговик»  Морис Карем; ручной труд «Снеговик»; художественное творчество: рисование «Зимние узоры», «Зимние забавы»; просмотр мультипликационных фильмов «Маша и медведь», «Когда зажигается ёлка»,  заучивание  «Возьмём снега мы немножко», рассматривание картины «Зимние забавы», пение песенок о зиме.

Ход занятия

Воспитатель:

Дети:

Ребята, отгадайте загадки.

Без рук, без ног

         А рисовать умеет.

Я как песчинка мал,

         А землю покрываю;

         Я из воды, а в воздухе летаю;

         Как пух лежу я на полях,

         Блещу при солнечных лучах.

Отгадывая загадки, дети обосновывают свой ответ, приводят аргументы.

-В какое время года бывает снег, мороз?

-Какие зимние месяцы вам известны?

-Про какой месяц говорится, что дни его самые короткие, ночи – самые длинные, а когда он пройдет, приходит Новый год.

-Ребята, почему в народе   говорят: «Береги нос в большой мороз»?

-Вспомните слова, родственные слову снег.

-Как ласково сказать о снеге?

-Как называются комки снега, которыми играют дети на улице?

-Как называются звездочки из снега, которые падают с неба?

-Как сказать о горке, сделанной из снега?

-Каким другим словом можно назвать снежную бабу?

-Как называются цветы, первыми расцветающие прямо из снега, на проталинках?

-Как вы объясните, почему подснежники так называются? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель сам дает объяснение)

-Подберите слова, которые рассказывают о том, какой бывает снег. Например, пушистый, а еще какой?

-В этом году зима не очень балует нас снежком. Давайте поколдуем немножко, может снега прибавится на улице.

Затем дети разучивают закличку – «колдуют», чтобы пошел снег; произносят закличку таинственным голосом, совершают руками выразительные движения:

Падай, падай, снег, снежок!

Заметай скорей лужок!

Поле лучше укрывай

Будет больше урожай!

Произносят закличку стоя, хором, 2 раза.

Воспитатель дает новое задание:

- А сейчас придумайте два-три предложения, чтобы в них были слова снежок, подснежник. (Нужно вызвать для ответа не менее трех детей.)

-Как вы считаете, слово зима родственное слову снег?

Ведь зимой много снега. Объясните, почему это не родственные слова.

Подберите слова, родственные слову зима.

-Как мы назовем день зимой?

-Как ласково назвать зиму?

-Как говорят о птицах, которые остаются у нас на зиму? Какие они?

Что они делают?

- Слова-родственники не просто должны иметь похожую часть, но и должны быть связаны друг с другом по смыслу. Воспитатель еще раз называет родственные слова: снег, снеговик, снежинки, подснежник; зима, зимний, зимующие, зимушка.

Физкультминутка:

Белые шапки (убрать руки за голову)

На белых березах (поднять руки вверх)

Белый зайчишка на белом снегу (пальцами обеих рук показать зайца)

Белый узор на ветвях от мороза (вращения кулаками обеих рук в вытянутом положении)

По белому снегу на лыжах бегу. (имитировать езду на лыжах руками и ногами)

 -Сегодня мы будем придумывать рассказ на тему «Как мы играем зимой на участке».

- О чем мы будем говорить? Составим план.

1. О погоде, каким бывает участок зимой.

2. Как одеваемся, что одеваем.

3. Как, и во что играем.

4. Как чувствуем себя после прогулки.

-Следите за тем, чтобы не повторять друг друга. (Следует вызвать не менее трех  детей.)

Итог занятия:

- Чей рассказ вам больше всего понравился?

Он использовал нужные слова?

Воспитатель предлагает отметить, удачно ли составляли предложения. Если были допущены ошибки, просит детей исправить их, дать свои варианты. Обращает внимание детей на правильное сочетание слов по смыслу.

-Молодцы, рассказы были очень интересные, не похожие друг на друга. А сейчас  мы с вами из ваших рисунков сделаем альбом «Зимние забавы» и кто не успел  сможет рассказать нам свою историю.

-Мороз

-Снег

-Мороз и снег у нас всегда бывают зимой.

-Декабрь, январь, февраль

-В загадке говорится о декабре-месяце. Этот месяц самый последний в году, поэтому дни его самые короткие, а ночи – самые длинные.

-Потому что зимой очень холодно, в сильный мороз можно замерзнуть. Поэтому надо одеваться теплее.

-Снежок

-Снежки

-Снежинка

-Снежная

-Снеговик

-Подснежники

-Они появляются из-под снега, начинают расти еще под снегом.

-Белый, холодный, хрустящий, блестящий, липкий, мокрый, красивый.

-В лесу на проталинке появился первый подснежник.

-С неба падает красивый снежок.

-Нет

-Родственные слова звучат похоже, а в слове зима нет такой части, которая бы звучала похоже на слово снег.

-Зимний.

-Зимушка.

-Зимующие.

-Зимуют.

-Мне понравился рассказ Кирилла. Он в своей истории очень красиво описал снег, рассказал про строительство снежной крепости.

- А мне понравился рассказ Оли, как она лепила снежную черепаху.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе.Тема "Ранняя весна"

Задачи: Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе, изменений в жизни животных. Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и в жизни растений....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе по программе «От рождения до школы» Тема: «День Победы»

Формирование умение вести диалог с воспитателем со сверстниками, совершенствовать интонационную выразительность речи.Развивать умение драматизировать небольшие сценки предоставления о Великой От...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие по городу профессий»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо речевому развитиюв подготовительной группе «Путешествие по городу профессий»...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе, по теме: "Составление описательного рассказа о птицах"

Этот план-конспект поможет воспитателям подготовительных групп  провести НОД по ОО "Речевое развитие" в соответствии ФГОС....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: развитие связной речи «Портрет сказочного героя»

Цель. Упражнять детей в составлении повествовательных высказываний с элементами описания; упражнять в диалогическом  взаимодействии;  в умении задавать вопросы и отвечать на них....