РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Адасенко Татьяна Александровна

В старшем дошкольном возрасте происходит включенность речевого развития в общий контекст общения, коммуникативной деятельности. Развитие коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста происходит в процессе освоения словарного запаса, грамматического строя родного языка и приобретения сенсорного опыта. Смысловое значение речи формируется на основе фонематического слуха и речедвигательного анализатора, в частности голосового аппарата, и зависит от зрения и слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста в норме.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. К 7-ми годам ребенок владеет элементарными умственными операциями конкретно-действенного характера, причинными связями, может связно излагать мысли, пользуется грамматически, лексически и фонетически правильной речью.

Л. С. Выготский утверждал, что «… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи».

Все виды речи развиваются в процессе овладения языковыми и неязыковыми средствами общения. К языковым относят фонематический состав, словарный запас и грамматический строй, а к неязыковым - мимику, интонации, жесты и другие выразительные средства. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Неречевые способы коммуникации выполняют роль словесного сопровождения, дополнения, усиления содержания детской речи.

Коммуникативное становление личности в этот период носит до некоторой степени стихийный характер. А. М. Леушина, А. А. Люблинская, А.К. Маркова, Д. Б. Эльконин и др. отмечают, что в этом возрасте вырабатывается интеллектуальная регулирующая планирующая функция речи, умение ориентировать свою речь на партнера и ситуацию общения, а также отбирать языковые средства в соответствии с ними. Особую роль приобретают устные формы коммуникации (говорение и слушание).

Исследования И.А. Зимней показывают, что в этом возрасте происходят не только количественные накопления в речевом развитии, как например, увеличение словарного запаса, совершенствование отдельных речевых функций и накопления речевых умений, но и качественные проявления в своем коммуникативном развитии, связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника. Другими словами происходит включенность речевого развития в общий контекст общения, коммуникативной деятельности.

В этом возрасте значительно увеличиваются речевые возможности детей от правильного использования которых существенно зависит своевременное овладение связной монологической речью.

Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.

Дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач. Интеллектуальная функция речи переплетается с коммуникативной.

В овладении внешней стороной речи ребенок сначала произносит слова, затем предложения из двух слов, затем из трех-четырех, из простой фразы постепенно развивается сложная фраза, и только через несколько лет ребенок овладевает сложным предложением, главными и придаточными частями этих предложений, составляющих более или менее связный рассказ.

Коммуникативные задачи описания и объяснения начинают опознаваться дошкольниками как самостоятельные формы воздействия. В ролевой игре развиваются новые формы речевого высказывания: инструктирующие, повествующие и другие. Ребенок вырабатывает умение ориентировать свое высказывание на различных партнеров и разные ситуации общения.

Дети все более овладевают произвольной регуляцией речи. Речь становится самостоятельным (а не только обслуживающим и сопровождающим) видом деятельности. У ребенка проявляется способность к дифференцированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения. Все это дает основание говорить о потенциальных возможностях старшего дошкольника быть субъектом полноценного речевого взаимодействия.

Для речевого развития старших дошкольников характерен довольно богатый словарь, который продолжает расширяться в том числе и за счет пассивной лексики. У большинства детей завершается формирование грамматического строя речи, и дети начинают постепенно осваивать грамматику текста (используют в речи средства связи между предложениями; при составлении собственного текста оформляют его вводным и заключительным предложением).

Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи.

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

С. Н. Карпова, Э. И. Труве выделяют два разряда слов, усвояемых детьми:

1) активный запас слов. В него входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь;

2) пассивный запас слов. К нему относятся слова, которые ребенок понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят.

Однако, как показывает практика, один и тот же ребёнок может обладать богатым словарным запасом, но при этом иметь недостатки в фонетическом оформлении (например, неправильно произносить отдельные звуки) или допускать грамматические ошибки, но уметь последовательно и точно описывать события, свидетелем которых он был.

А.И. Максаков отмечает, что для устной речи как монологической, так и диалогической, характерны краткость и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная непосредственность, интонационная и образная выразительность изложения: насыщенность поговорками, пословицами и так называемой «поговорочной мелочью».

Содержательность речи зависит от содержательности жизни детей. Запас интересных наблюдений, впечатлений, переживаний, мыслей при воспитанной потребности в речевом выражении обогащает детскую речь.

В старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается дифференцированное, в зависимости от ситуации и темы высказывания, использование языковых средств. Так, высказываясь о явлениях природы, дети в 3 - 7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных явлений общественной жизни активизируется в 2-2,5 раза употребление глаголов. В высказываниях о природе их мало (11-16%).

Также дифференцированно дети используют грамматический строй речи. Наиболее благоприятна для включения в высказывания сложных предложений ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснить, убедить его, доказать. Большое число сложных предложений встречается в рассказах детей по сюжетной картине (17-20%) .

В 6-7 лет у детей расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Они используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением, употребляют разные части речи точно по смыслу.

У значительного числа детей старшего дошкольного возраста в самостоятельных высказываниях заметно возрастает число глаголов. При определенных условиях, например, если дети любят совместно со взрослыми или сверстниками рассматривать иллюстрации, картинки, это может совершенствовать пользование речью. С помощью глаголов дети нередко характеризуют поступки, выражают свое отношение к людям. Дети 6-7 лет, которые в самостоятельных высказываниях употребляют достаточное количество глаголов, легче домысливают сюжет, т.е. выделяют скрытые связи, высказывают оценочные суждения.

Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. В высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди существительных те, которые характеризуют нравственный облик («чистюля», «смельчак»).

Нравственный словарь разнообразится именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характеризуют выполнение правил и оценивают поведение (правильно-неправильно, плохо-хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в старшем дошкольном возрасте становятся регулятором поведения детей.

В самостоятельных высказываниях детей 6-7 лет, по сравнению с воспитанниками средних групп, существенно не меняется ни морфологический состав, ни уровень сформированности признаков связной речи.

В старшей и подготовительной группах речевая активность детей во время игр и других видов самостоятельной деятельности значительно (в 2-3 раза) снижается. Причину этого Н.В. Новотворцева видит в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю.

В старшей и подготовительной группах в сравнении со средней в 1,9 раза (с 40%) уменьшаются случаи объяснения чего-либо товарищу, когда речь наиболее сложна в грамматическом отношении и совершенна в лексическом. Среди поводов самостоятельных высказываний в играх преобладают распоряжения, просьбы. Они, как и сами игровые действия, сопровождаются высказываниями, простыми по грамматическому выражению. Названия предметов излишне часто заменяются местоимениями, много частиц и модальных слов. Все это придает речи ситуативный характер. Оценка поступков, событий осуществляется с помощью постоянно используемых наречий («хорошо - плохо») и прилагательных «хороший» - «плохой».

Общение дошкольников с окружающими их сверстниками и взрослыми постоянно ставит их перед необходимостью решения коммуникативных задач: как поприветствовать, попрощаться, как выразить просьбу, как вести диалог по телефону; что значит быть внимательным слушателем и т.д. В связи с этим у детей развиваются следующие речевые умения:

- оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно - так говорить нельзя; так верно выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.);

- ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;

- владеть своим голосом, понимать, когда нужно говорить громко - тихо, быстро - медленно, с какой интонацией и т.п.;

- внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;

- соотносить вербальные и невербальные средства общения.

Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление ее новых форм - контекстной и объяснительной.

Исследование А. М. Леушиной отразило специфику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах.

На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение.

У старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной.

К концу дошкольного возраста у ребенка сосуществуют ситуативная и контекстная речь. Использование каждой из них зависит от задач и условий его общения с окружающими.

Объяснительная речь - самая сложная форма речи в дошкольном возрасте. Она опирается на развитие мышления и требует от ребенка умения устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи. Объяснительная речь передает достаточно сложное содержание.

Объяснительная речь интенсивно развивается в совместной со сверстниками деятельности, когда нужно договориться об общей игре, труде, выбрать тему рисования и объяснить товарищу способы действия.

Новые формы речи обеспечивают содержательность общения со взрослыми и сверстниками, осмысление своего опыта.

Развитие понимания речи в дошкольном возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями. Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он выделяет не только содержание, но и главную идею произведений. Старший дошкольник определяет основных героев и второстепенных, высказывает и мотивирует свое отношение к ним, дает им аргументированную оценку, выделяет форму произведения (сказка, стихотворение, рассказ) и некоторые средства языковой выразительности, например сравнения. В процессе пересказа ребенок использует выразительные средства, характерные для литературного произведения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте происходит включенность речевого развития в общий контекст общения, коммуникативной деятельности. Развитие коммуникативной функции речи детей дошкольного возраста происходит в процессе освоения словарного запаса, грамматического строя родного языка и приобретения сенсорного опыта. Смысловое значение речи формируется на основе фонематического слуха и речедвигательного анализатора, в частности голосового аппарата, и зависит от зрения и слуха.

Можно выделить следующие особенности развития коммуникативной функции речи в старшем дошкольном возрасте:

- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

- регуляция речи становится произвольной;

- богатый словарь;

- дифференцированный отбор языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения;

- появляются связные формы речи (монологическая и диалогическая),

- устная речь характеризуется краткостью и простотой построения предложений, бессоюзными соединениями, возрастает ее выразительность;

- речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

- из всех форм устного общения у дошкольника более всего развиты задачи сообщения, описания, и вопроса;

-коммуникативная функция речи развивается во взаимодействии с интеллектуальной и регулирующей.

- речевая активность значительно снижается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ  У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.

         Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Задача воспитателя – разв...

Мультимедийное дидактическое пособие для развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.

- Тема пособия: « Новые приключения Вовки»- Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст-  Цель пособия: развивать речевое творчество у детей-  Задачи пособия:Развитие творческого вооб...

Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста

Данный материал содердит дидактические и речевые игры для развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формы и методы развития речевого творчества по ФГОС ДО...