Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме
Данный материал содердит дидактические и речевые игры для развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_dlya_roditeley.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества).
Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Оно, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы его проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку.
Первые элементы литературного (речевое) детское творчество появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное детское творчество является частью игры: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.
Как развивать творческие способности ребенка.
Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности, позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет (берет кубик и говорит, что это - стол, а может - это чашка).
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность (от англ. create - создавать, творить) — способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг, пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.
Современные люди легко «находят» общий язык с техникой, но испытывают трудности в «живом» общении, поэтому развитие речи, в т.ч. и речевое творчество, должно начинаться как можно раньше.
Игры, способствующие развитию литературного (речевого) творчества.
Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств, так же важную роль в развитии речевого творчества играет объем активного словаря ребенка.
Д/и «Скажи иначе» - Подбор синонимов:
Например, Баба Яга в сказке злая. А как можно сказать иначе? –сердитая, грозная;
Д/и «Скажи наоборот» - Подбор антонимов:
Например, добрый-злой, большой-маленький;
Упражнения на словоизменение и словообразование:
Д/и «Назови ласково» - гриб – грибочек;
Д/и «Подбери действия» - шел – зашел, пошел, ушел.
Д/и «Придумай слово» - белый снег – белоснежный.
Упражнение «Придумай предложение по картинкам или с заданным словом».
Упражнение «Придумай сравнение» -
Модель составления сравнений:
Взрослый называет какой-либо объект;
обозначает его признак;
определяет значение этого признака;
сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
ПР:
цыпленок (объект №1);
по цвету (признак);
желтый (значение признака);
такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).
ПР: подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег
Упражнение «Подбери рифму» или «Придумай рифмованную строчку» -
ПР:
- называется глагол "бежали"; дети добавляют глаголы "лежали, звали";
- называется существительное "улица", подбирается рифма "курица";
- называется прилагательное "пшеничный", добавляется прилагательное "яичный";
- называется наречие "широко", добавляется рифмовка "далеко".
Задание: Жил-был кто-то и был похож на что-то
ПР: "Жил-был рак и был похож на мак" - жил-был мак, он был, как красный рак - жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак.
При рассматривании иллюстраций в книге можно предложить ребенку описать картинку на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств.
Для создания речевых зарисовок на основе возможного восприятия объекта через разные ощущения, необходимо уточнить какие признаки объектов могут быть "считаны" разными органами чувств. У человека пять органов чувств. Нос воспринимает запах, ухо - звук. То и другое может быть приятным - неприятным, опасным - неопасным, резким - слабым, смешанным - однородным. Язык ощущает вкус, рука - дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях). Глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки - о пространственном расположении объекта, размере и цвете.
При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами, представить и передать возможные диалоги между объектами и их внутренние мысли. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное - несъедобное, оценочное отношение героев картины к этому признаку. Словесная зарисовка на основе осязания объектов на картине даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов и т.д.
Очень интересны детям игры на основе прочитанных сказок.
Д/И «Волшебники» учит детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы. ПР: Синичка на круге встретилась с Волшебником Окаменения: «Птичка летает. Место, куда она сядет, становится каменным. Это хорошо, если птичка сядет на руки мальчишке, который стреляет из рогатки и плохо, если она сядет на растущий цветок». Вывод: в сказке волшебным может быть любой предмет. Волшебство может приносить добро и зло. Варианты: Волшебник Оживления, Увеличения, Уменьшения.
Упражнение «Где-то, кто-то…» - взрослый предлагает ребенку представлять сказочный объект или героя в каком-либо месте и составить про него небольшой сюжет сказочного содержания. Например, Красная шапочка попала в Изумрудный город.
Придумываем новую сказку
Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в "Чудесном мешочке" (игрушки или картинки).
Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.
Примерная цепочка вопросов:
- Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?
Правила поиска ответа на вопрос:
Задается вопрос детям. Например: "Жил-был кто?"
Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например: "Жил-был... карандаш!") Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.
Следующий "ответ" на вопрос ищется на любой другой странице.
Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...
Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Задача воспитателя – разв...
Мультимедийное дидактическое пособие для развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
- Тема пособия: « Новые приключения Вовки»- Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст- Цель пособия: развивать речевое творчество у детей- Задачи пособия:Развитие творческого вооб...
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формы и методы развития речевого творчества по ФГОС ДО...
Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речи с помощью элементов ОТСМ-ТРИЗ...
Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Л.С. Выготский убедительно доказывает, что очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредств...
"Развитие детского речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста".
Перспективный план по использованию ТРИЗ - технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста....