ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи на тему

Формы и методы развития речевого творчества по ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_tvorchestvo_po_fgosam.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста, что подтверждает актуальность исследуемой темы.

В содержании образовательного процесса следует изменить:

  1. Включение в систему организационно-педагогических мероприятий ДОО демонстрации речевого творчества старших дошкольников для детей младших групп и родителей;
  2. Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, потешек и т.д.;
  3. Организация проекта по теме «Юные сочинители» и «Как рождается книга»;
  4. Участие в конкурсах детского творчества: «Моя сказка», «Я рифмую», «Конкурс стихов»;
  5. Организация непосредственно-образовательной деятельности по темам: «Придумывает сказку», «Труд писателя и поэта», «День поэзии», «Может быть у сказки другой конец?»;
  6. Подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
  7. Оживлений иллюстраций, проигрывание сцен, соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров, ролевые, творческие литературные игры, театрализованные игры: «Придумай загадку», «Оживи картинку», «Как звучит сказка», «Приключения колобка» и т.д.

В средствах и методах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять:

  1. Обогащение предметно-развивающей среды иллюстрациями и сюжетными картинками;
  2. Собрать подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок;
  3. Создание уголка ряженья для переодевания детей, для самовыражения пения, плясок, театрализованных игр;
  4. Расширение теоретических методов обучения: работа с мультимедийным пособием «Сочинители сказок», составление творческих рассказов;
  5. Использование дидактические пособий: «Путешествие в сказку», «Отгадай загадку», «Как по-сказочному сказать?»;
  6. Создание сборника для детей, родителей и педагогов «Литературная копилка»;
  7. Составить кроссворды и ребусы по мотивам сказок и детских рассказов,
  8. Использование в работе интерактивной доски.

Педагоги должны повысить свою компетентность в соответствии с ФГОС:

  • определить основные методы, формы использования различных средств развития  речевого творчества детей и разработать методику их комплексного применения;
  • ознакомится с положениями ФГОС ДО и методическим сопровождением;
  • выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуального речевого развития каждого ребенка.
  • Собрать картотеку малых форм фольклора (потешки, поговорки, пестушки, скороговорки, заклички, считалки и т.д.).

Работа с воспитанниками:

Речевое творчество, умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

  Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:

  • Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей: «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист».
  • Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;
  • Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;
  • Иллюстрирование, составление диафильма, комикса «Зайкина избушка», «Айболит и Бармолей», «Лиса со скалочкой»;
  • Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей;
  • Игры: предлагать детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку, сказку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове,
  • Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины,
  • Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты».

Сотрудничество с родителями

  • Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка».
  • Консультации: «Помогите ребенку овладеть родным языком», «Игры в рифму».
  • Совместное посещение театра и детской библиотеки.
  • Участие в конкурсе «Моя сказка».
  • Составление  сборника своих колыбельных песен, которые поют детям.
  • Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды.

Контроль:

 Уровень развития речевых умений у детей можно отслеживать с помощью методики (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной.

 Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей дошкольного возраста работу над словом, которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.

Список используемой литературы и ресурсов

  1. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леотьев. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
  2. Миронова, Н. Использование текстов художественной литературы в

речевом развитии дошкольников / Н. Миронова // «Дошкольное воспитание»,  № 10, 2006 г.

  1. Ушакова, О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: ИПТ, 2001 г.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.

         Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Задача воспитателя – разв...

Мультимедийное дидактическое пособие для развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.

- Тема пособия: « Новые приключения Вовки»- Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст-  Цель пособия: развивать речевое творчество у детей-  Задачи пособия:Развитие творческого вооб...

Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста

Данный материал содердит дидактические и речевые игры для развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста...

Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Л.С. Выготский убедительно доказывает, что очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредств...

Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами

Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами...