ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи на тему
Формы и методы развития речевого творчества по ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_tvorchestvo_po_fgosam.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
При подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста, что подтверждает актуальность исследуемой темы.
В содержании образовательного процесса следует изменить:
- Включение в систему организационно-педагогических мероприятий ДОО демонстрации речевого творчества старших дошкольников для детей младших групп и родителей;
- Активное использование в образовательном процессе произведений русского народного творчества: скороговорок, потешек, пословиц, поговорок, потешек и т.д.;
- Организация проекта по теме «Юные сочинители» и «Как рождается книга»;
- Участие в конкурсах детского творчества: «Моя сказка», «Я рифмую», «Конкурс стихов»;
- Организация непосредственно-образовательной деятельности по темам: «Придумывает сказку», «Труд писателя и поэта», «День поэзии», «Может быть у сказки другой конец?»;
- Подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
- Оживлений иллюстраций, проигрывание сцен, соединение (контаминация) сюжетов произведений разных жанров, ролевые, творческие литературные игры, театрализованные игры: «Придумай загадку», «Оживи картинку», «Как звучит сказка», «Приключения колобка» и т.д.
В средствах и методах обучения и воспитания образовательного процесса следует применять:
- Обогащение предметно-развивающей среды иллюстрациями и сюжетными картинками;
- Собрать подборку художественного слова, физ. минуток, динамических пауз, загадок;
- Создание уголка ряженья для переодевания детей, для самовыражения пения, плясок, театрализованных игр;
- Расширение теоретических методов обучения: работа с мультимедийным пособием «Сочинители сказок», составление творческих рассказов;
- Использование дидактические пособий: «Путешествие в сказку», «Отгадай загадку», «Как по-сказочному сказать?»;
- Создание сборника для детей, родителей и педагогов «Литературная копилка»;
- Составить кроссворды и ребусы по мотивам сказок и детских рассказов,
- Использование в работе интерактивной доски.
Педагоги должны повысить свою компетентность в соответствии с ФГОС:
- определить основные методы, формы использования различных средств развития речевого творчества детей и разработать методику их комплексного применения;
- ознакомится с положениями ФГОС ДО и методическим сопровождением;
- выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуального речевого развития каждого ребенка.
- Собрать картотеку малых форм фольклора (потешки, поговорки, пестушки, скороговорки, заклички, считалки и т.д.).
Работа с воспитанниками:
Речевое творчество, умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:
- Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей: «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист».
- Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;
- Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;
- Иллюстрирование, составление диафильма, комикса «Зайкина избушка», «Айболит и Бармолей», «Лиса со скалочкой»;
- Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей;
- Игры: предлагать детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку, сказку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове,
- Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины,
- Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты».
Сотрудничество с родителями
- Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка».
- Консультации: «Помогите ребенку овладеть родным языком», «Игры в рифму».
- Совместное посещение театра и детской библиотеки.
- Участие в конкурсе «Моя сказка».
- Составление сборника своих колыбельных песен, которые поют детям.
- Совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды.
Контроль:
Уровень развития речевых умений у детей можно отслеживать с помощью методики (семантический метод) О.С. Ушаковой и Е. Струниной.
Они считают важнейшим условием развития речевой структуры детей дошкольного возраста работу над словом, которую рассматривают во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.
Список используемой литературы и ресурсов
- Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / А.А. Леотьев. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
- Миронова, Н. Использование текстов художественной литературы в
речевом развитии дошкольников / Н. Миронова // «Дошкольное воспитание», № 10, 2006 г.
- Ушакова, О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / О.С. Ушакова. - М.: ИПТ, 2001 г.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...
Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Задача воспитателя – разв...
Мультимедийное дидактическое пособие для развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
- Тема пособия: « Новые приключения Вовки»- Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст- Цель пособия: развивать речевое творчество у детей- Задачи пособия:Развитие творческого вооб...
Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста
Данный материал содердит дидактические и речевые игры для развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста...
Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речи с помощью элементов ОТСМ-ТРИЗ...
Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Л.С. Выготский убедительно доказывает, что очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредств...
Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами
Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами...