НОД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект НОД в старшей группе по теме "Зимующие птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе.
Образовательная деятельности: познание, коммуникация.
Тема: «Зимующие птицы».
Цель: уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;
Развивать связную речь: расширять объём зрительного и слухового внимания и памяти;
Воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе.
Материалы: слайды, с изображением птиц, аудиокассета с записью пения птиц.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Беседа по теме.
Появляется иллюстрация зимнего леса (Слайд)
Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди «Зима».
Сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зелёных лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега.
Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всём лесу.
Звучит аудиозапись пения птиц.
- Скажите, чьи голоса мы услышали? Почему в зимнем лесу раздаётся пение птиц?
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Какие птицы живут зимой в лесу? (Слайды с изображением синицы, снегиря, дятла, сороки)
- Какие птицы живут зимой рядом с человеком, в городах, деревнях и сёлах? (Слайды с изображением воробья, голубя, вороны).
- А каких вы знаете птиц, которые прилетают к нам с наступлением зимы? (Слайды с изображением синицы, снегиря, сороки).
- Подумайте, зачем птицы летят к человеку?
-Правильно, птицы летят в города и посёлки, чтобы кормиться. И это понятно.
Но не нужно думать, что в лесу их вовсе не останется. Загляните в ближайшую рощу: птиц там немало.
На снегу под деревом можно увидеть мелкие крестики крошечных птичьих следов. Три пальца вперёд и один назад. А рядом две тонкие линии. Здесь чиркнула птичка крыльями, когда взлетела.
На берёзе, пара птичек: они прицепились к висящим веточкам, одна даже вниз головой. Бойко перескакивают они с одного сучка на другой в поисках пищи.
Желтогрудая, маленькая птичка с белыми щёчками и зеленоватой спинкой. Вы её, конечно, узнали. (Слайд с синичкой)
-На зиму эти птицы не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки синиц появляются вблизи жилья даже в городах.
Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду
Птички заметят людей и улетают. Но если остановиться и не двигаться, синицы быстро успокаиваются. Может быть, через несколько минут они даже вернуться на то же дерево. Что за беспокойные птички? Не минуты не посидят. Все движения их порывисты и быстры. Никогда нельзя знать, что они сделают в следующую секунду. Как вы думаете, что они могут находить на этих берёзовых ветках? Вспомните, чем питаются синицы летом?
Верно, летом синицы питаются насекомыми. А зимой подбирают любое семечко, какое попадётся. Но недаром шныряют они по веткам. Там они находят приклеенные к веткам яички каких-нибудь бабочек, оцепеневших гусениц в трещинах коры, куколок, прикреплённых к сучкам паутинками.
Торопливо шныряют синицы по деревьям, производя самый зоркий осмотр стволов и ветвей от зимующих здесь насекомых, среди которых немало вредителей. Какую же полезную работу для леса выполняют синицы?
Правильно, за один день синица успевает побывать на сотнях, а может быть и на тысячах веток. И там они съедают множество зимующих яичек, куколок и гусениц. Скажите, а чем питаются синицы в городе? Трудно ли им зимовать?
Чем мы можем им помочь? Как можем подкармливать их? Где нужно развешивать кормушки?
Верно, голодом страшна зима птицам, а не холодом. Если сыта птичка, то ей тепло под пухом и перьями. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. При этом семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Также их можно кормить крошками белого хлеба. Охотно птицы едят творог и маргарин. А синицы любят клевать несолёный жир и мясо
3. Физкультминутка. (пальчиковая гимнастика)
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
Две синицы прилетели,
А во вторник—снегири,
Ярче утренней зари
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду
А в четверг со всех краёв
Десять жадных воробьёв
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
4.Беседа по теме. Звучит аудиозапись стука дятла.
Чей голос мы слышим? Что вы знаете об этой птице? Опишите её. (появляется слайд с изображением дятла)
Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пёстрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но ненадолго. Через мгновение он возвращается, держа в клюве шишку. Ловко засовывает он её в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва—падают лёгкие семена.
Дятел предпочитает расклёвывать шишки на определённых местах. Их называют кузницами. «Кузница»--это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны ,в которую он вставляет шишку, прежде чем разбить её. Расклюёт одну шишку—летит за другой, принесёт в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под «кузницей» дятла валяется целая куча пустых шишек.
А почему дятла называют лесным доктором? Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел-значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.
5. Повторение изученного материала.
- О каких птицах мы сегодня говорили?
- Какое полезное дело для леса делают синицы?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Как называется место, где дятлы расклёвывают шишку?
- Почему дятлов и синиц надо охранять?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
6. Составление описательных рассказов о зимующих птицах.
А теперь попробуйте сами рассказать о дятле или синице: об их внешнем виде, повадках, питании и пользе, которую они приносят нашему лесу. Дети составляют рассказы.
7. Итог занятия и оценка деятельности детей.
Что нового и интересного вы узнали сегодня?
О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....