НОД "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Комкова Татьяна Юрьевна

Конспект НОД в старшей группе по теме "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе.

Образовательная деятельности: познание, коммуникация.

Тема: «Зимующие птицы».

Цель: уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;

Развивать связную речь: расширять объём зрительного и слухового внимания и памяти;

Воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе.

Материалы: слайды, с изображением птиц, аудиокассета с записью пения птиц.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Беседа по теме.

Появляется иллюстрация зимнего леса (Слайд)

Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди «Зима».

Сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зелёных лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега.

Ни шелеста, ни звука. И кажется: нет никого во всём лесу.

Звучит аудиозапись пения птиц.

- Скажите, чьи голоса мы услышали? Почему в зимнем лесу раздаётся пение птиц?

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- Какие птицы живут зимой в лесу? (Слайды с изображением синицы, снегиря, дятла, сороки)

- Какие птицы живут зимой рядом с человеком, в городах, деревнях и сёлах? (Слайды с изображением воробья, голубя, вороны).

- А каких вы знаете птиц, которые прилетают к нам с наступлением зимы? (Слайды с изображением синицы, снегиря, сороки).

- Подумайте, зачем птицы летят к человеку?

-Правильно, птицы летят в города и посёлки, чтобы кормиться. И это понятно.

Но не нужно думать, что в лесу их вовсе не останется. Загляните в ближайшую рощу: птиц там немало.

На снегу под деревом можно увидеть мелкие крестики крошечных птичьих следов. Три пальца вперёд и один назад. А рядом две тонкие линии. Здесь чиркнула птичка крыльями, когда взлетела.

На берёзе, пара птичек: они прицепились к висящим веточкам, одна даже вниз головой. Бойко перескакивают они с одного сучка на другой в поисках пищи.

Желтогрудая, маленькая птичка с белыми щёчками и зеленоватой спинкой. Вы её, конечно, узнали. (Слайд с синичкой)

-На зиму эти птицы не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки синиц появляются вблизи жилья даже в городах.

Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду

Птички заметят людей и улетают. Но если остановиться и не двигаться, синицы быстро успокаиваются. Может быть, через несколько минут они даже вернуться на то же дерево. Что за беспокойные птички? Не минуты не посидят. Все движения их порывисты и быстры. Никогда нельзя знать, что они сделают в следующую секунду. Как вы думаете, что они могут находить на этих берёзовых ветках? Вспомните, чем питаются синицы летом?

Верно, летом синицы питаются насекомыми. А зимой подбирают любое семечко, какое попадётся. Но недаром шныряют они по веткам. Там они находят приклеенные к веткам яички каких-нибудь бабочек, оцепеневших гусениц в трещинах коры, куколок, прикреплённых к сучкам паутинками.

Торопливо шныряют синицы по деревьям, производя самый зоркий осмотр стволов и ветвей от зимующих здесь насекомых, среди которых немало вредителей. Какую же полезную работу для леса выполняют синицы?

Правильно, за один день синица успевает побывать на сотнях, а может быть и на тысячах веток. И там они съедают множество зимующих яичек, куколок и гусениц. Скажите, а чем питаются синицы в городе? Трудно ли им зимовать?

Чем мы можем им помочь? Как можем подкармливать их? Где нужно развешивать кормушки?

Верно, голодом страшна зима птицам, а не холодом. Если сыта птичка, то ей тепло под пухом и перьями. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. При этом семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена. Также их можно кормить крошками белого хлеба. Охотно птицы едят творог и маргарин. А синицы любят клевать несолёный жир и мясо

3.   Физкультминутка. (пальчиковая гимнастика)

Мы кормушку смастерили.

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник—снегири,

Ярче утренней зари

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду

А в четверг со всех краёв

Десять жадных воробьёв

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

4.Беседа по теме. Звучит аудиозапись стука дятла.

Чей голос мы слышим? Что вы знаете об этой птице? Опишите её. (появляется слайд с изображением дятла)

Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пёстрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но ненадолго. Через мгновение он возвращается, держа в клюве шишку. Ловко засовывает он её в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва—падают лёгкие семена.

Дятел предпочитает расклёвывать шишки на определённых местах. Их называют кузницами. «Кузница»--это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны ,в которую он вставляет шишку, прежде чем разбить её. Расклюёт одну шишку—летит за другой, принесёт в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под «кузницей» дятла валяется целая куча пустых шишек.

А почему дятла называют лесным доктором? Правильно, питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел-значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

5. Повторение изученного материала.

- О каких птицах мы сегодня говорили?

- Какое полезное дело для леса делают синицы?

- Какую птицу называют лесным доктором?

- Как называется место, где дятлы расклёвывают шишку?

- Почему дятлов и синиц надо охранять?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

6. Составление описательных рассказов о зимующих птицах.

А теперь попробуйте сами рассказать о дятле или синице: об их внешнем виде, повадках, питании и пользе, которую они приносят нашему лесу. Дети составляют рассказы.

7. Итог занятия и оценка деятельности детей.

Что нового и интересного вы узнали сегодня?

О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....