Поможем Звуковичку
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Быкова Елена Николаевна

занятие по обучению грамоте 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» города Алейска Алтайского края.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе:

« Поможем Звуковичку»

                                                                                      Составил воспитатель:                                              

                                                                    Быкова Е. Н.

                           

г. Алейск            

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Образовательная область – речевое развитие.

Тема: « Поможем звуковичку».

Продолжительность занятия 30 минут.

Цель: Закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать формировать умение делить слова на части.
  2. Способствовать словообразованию, формированию грамматического строя речи.
  3. Согласованию числительных с существительными.
  4. Уточнять и обобщать понятия: звук, слово, предложение.
  5. Понятия о гласных и согласных звуках (и их обозначение)

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, воображение, фонематический слух, моторику кистей рук, коммуникативные способности детей.
  2. Выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к работе со словами и звуками.
  2. Умение слушать друг друга, активность, дружеские отношения между детьми.

Планируемые результаты:

Имеет представления о звуках, словах, предложениях. Умело применяет свои знания по освоению грамоты. Способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальные и коллективные задания.

Образовательная среда:

Предметно – практическая среда: мяч, бумажный самолётик, вывески: «Больница», «Магазин». Построенный из стой материала и стульчиков «Звуколёт».

Игрушки: собака, кукла, мяч, машина, волк, лиса.

Картинки с изображением: жирафа, козы, черепахи, зебры, гуся.

Цветные карандаши; стулья с синими, зелёными и красными квадратиками на спинках.

Ход занятия:

1. Вводно – мотивационная часть:

(Дети входят в группу, здороваются с гостями, встают в круг.)

- Ребята давайте передадим друг другу это тёплое, мягкое, ласковое солнышко и назовём друг друга по имени. (дети передают по кругу игрушку)

( в группу влетает бумажный самолётик)

- Ой, ребята, что это? (самолётик)

- Из чего он сделан? (из бумаги)

- Значит это какой самолётик? (бумажный)

- На нём что – то написано: «Дорогие дети, в моей стране слов и звуков случилось несчастье. На королевство налетела сильная буря. Помогите мне навести порядок в моём королевстве, один я не справлюсь» Старичок – Звуковичок.

- Ребята, как вы думаете, надо помочь Звуковичку?

- Но прежде, чем отправиться на подмогу надо проверить свои знания, провести разминку. Мы уже с вами знаем, что такое звуки, слова и предложения, давайте поиграем в игру: «Звук, слово, предложение»

(бросаю каждому ребёнку мяч и называю разные части речи: звук или слово, или предложение)

- Молодцы ребята, хорошо справились с разминкой. Я надеюсь, что мы с вами сможем помочь Звуковичку.

- Как вы думаете как быстрее добраться до Королевства слов и звуков?

- Доплыть, долететь или доехать? (долететь)

- Звуковичок прислал за нами летательный аппарат, который летит со скоростью звука. Как вы, думаете, он называется? Соедините два слова «звук» и «летать» узнаете название. (звуколёт)

- Да мы отправляемся на волшебном виде транспорта «Звуколёте». Это самый быстрый транспорт на земле, стоит произнести один звук и мы уже прилетим на место.

- И так проходите в «звуколёт» по очереди, не толкайтесь, пропустите вперёд девочек (дети проходят в построенный заранее «звуколёт» и садятся)

- Ребята, давайте произнесём любой звук.

- Давайте произнесём звук «А» сначало тихо, затем громче и громко.

- Вот мы и прилетели. Выходите, одевайте волшебные очки (делают двумя пальцами круги и подносят к глазам)

Основная часть:

- Вот мы с вами в стране слов и звуков. И первое, что мы видем – вывеска.

- Кто сможет прочитать, что на ней написано?

(«Магазин игрушек»)

- Здесь в магазине беспорядок. Игрушки раньше стояли на полках в таком порядке; на первой верхней полке стояли игрушки, слова которые состоят из одной части.

- На второй полке стояли игрушки слова, которых состоят из двух частей, а на третьей полке игрушки, слова которых состоят из трёх частей.

- Давайте будем расставлять игрушки по порядку. Саша, возьми игрушку, назови её. А теперь произнесите это слово по частям. Сколько частей?

- На какую полочку поставишь?

(каждый ребёнок берёт игрушку, произносит по частям слово и ставит на нужную полку). Игрушки: кот, лиса, собака, жираф, волк, крокодил.)

- Молодцы, ребята! Ой, здесь в магазине не только игрушки есть. На картинках изображены животные, но что – то не так. (картинки не раскрашены)

- Ребята, в природе животные имеют определённую окраску, например: волк – серый, лиса – рыжая и т. д.

- А игрушки мы можем раскрасить в любые цвета. Сядьте за столы, возьмите любую картинку. Раскрашивать будем так: перед вами карандаши разного цвета. Посмотрите кто нарисован на картинке, определите первый звук в своём слове и на этот звук подберите цвет карандаша.

- Ребята, какие красивые картинки у вас получились!

- Назовите их. (красный кот, жёлтый жираф, чёрная черепаха, коричневая коза, зелёный заяц, синий слон)

- А теперь давайте отдохнём и поиграем с картинками в игру «Назови правильно».

(на ковре по кругу расставлены стульчики).

- Подойдите к стульчикам и положите по одной картинке на стульчик. Когда зазвучит музыка, вы побежите вокруг стульчиков, когда музыка смолкнет. Возьмите картинку со стульчика, у которого остановились.

- Я буду показывать цифры каждому из вас, а вы будете называть, сколько было бы у вас животных. Например: у меня один заяц, у меня семь жирафов и т.д.

- А теперь отправляемся дальше (подходим к вывеске «Больница»)

- Ребята, посмотрите на красный крестик, как вы думаете, что это (больница)

- Да, ребята, это – больница, но больница необыкновенная. Сюда пришли лечиться слова. Когда на «Королевство слов и звуков» налетел ураган, то из слов рассыпались все звуки. И мы с вами должны «вылечить» слово – собрать их по звукам. Я буду «бросать» каждому из вас звуки, а вы мне будете возвращать слова, глядя на эти картинки (дом, рыба, аист, кит, шар).

-Ш, а, р (шар); д, о, м (дом); а, и, с, т (аист); к, и, т (кит); р, ы, б, а (рыба).

- Молодцы, ребята. Вот мы и помогли словами – вылечили их.

(Входит Звуковичок).

- Большое спасибо, ребята, что вы помогли мне навести порядок в моём королевстве, без вашей помощи я бы не справился. Вы многое знаете и умеете, и готовы идти в школу. А я хочу угостить вас звукоминками – конфетами, берите их и летите назад в детский сад, угостите остальных ребят. А мне пора. До свидания!

- Спасибо, Звуковичок, до свидания.

- А сейчас, ребята, мы полетим обратно в детский сад. Но на этот раз нам надо приобрести билеты. Билеты у нас будут необычные – в виде картинок. Возьмите все по одной картинке и подойдите к «Звуколёту». Посмотрите, на спинках стульев обозначены места квадратиками. Назовите, каким цветом квадраты? (красным, зелёным, синим).

- А кто вспомнит, что обозначают эти квадраты? (это звуки)

- Красный квадрат обозначает гласный звук, синий – твёрдый согласный звук, зелёный – мягкий согласный.

- Сейчас вы посмотрите на свою картинку, выделите в своём слове первый звук, определите, какой это звук и займёте своё место в «Звуколёте».(дети по очереди определяют, называют и садятся на свои места).

- Ребята, вспомните, какой мы звук произносили, когда летели в страну слов и звуков? (Звук – а).

- А сейчас давайте произнесём любой другой гласный звук (дети называют, например, звук – о).

- Произносим звук – о тихо, затем громче и ещё громче.

  1. Рефлексивный этап:

- Вот мы прилетели назад в детский сад, выходите из «Звуколёта».

- Ребята, понравилось вам помогать Звуковичку?

- Кому какое задание понравилось?

 

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поможем ребенку освоить звуковую культуру речи» (выступление на родительском собрании)

Ребенок с рождения проходит сложнейший путь развития речи, который приводит его к возможности общения.На 2-3 месяце жизни наступает момент перехода от молчания ук речи – ребенок начинает гулить....

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

НОД В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ по образовательной области "Речевое развитие" (звуковая культура речи). Тема "Поможем Ване"

Открытое занятие в младшей группе по образовательной области "Речевое развитие" (звуковая культура речи)....

Конспект оод. Образовательная область «Речевое развитие» Раздел«Звуковая и интонационная культура речи» Тема: « Поможем пчелке»

Цель:создание социальной ситуации  развития у детей звуковой и интонационной культуры речи через упражнения со звуком «Ж».Задачи:- создать условия для правильного произношения звука ...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в логопедической подготовительной группе «Поможем букве собрать свой домик»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в логопедической подготовительной группе «Поможем букве собрать свой домик»...