Поможем Звуковичку
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» города Алейска Алтайского края.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе:
« Поможем Звуковичку»
Составил воспитатель:
Быкова Е. Н.
г. Алейск
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе.
Образовательная область – речевое развитие.
Тема: « Поможем звуковичку».
Продолжительность занятия 30 минут.
Цель: Закрепление знаний детей по основам первоначальной грамоты.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать умение делить слова на части.
- Способствовать словообразованию, формированию грамматического строя речи.
- Согласованию числительных с существительными.
- Уточнять и обобщать понятия: звук, слово, предложение.
- Понятия о гласных и согласных звуках (и их обозначение)
Развивающие:
- Развивать внимание, память, воображение, фонематический слух, моторику кистей рук, коммуникативные способности детей.
- Выполнять индивидуальную работу и работу в коллективе.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к работе со словами и звуками.
- Умение слушать друг друга, активность, дружеские отношения между детьми.
Планируемые результаты:
Имеет представления о звуках, словах, предложениях. Умело применяет свои знания по освоению грамоты. Способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять индивидуальные и коллективные задания.
Образовательная среда:
Предметно – практическая среда: мяч, бумажный самолётик, вывески: «Больница», «Магазин». Построенный из стой материала и стульчиков «Звуколёт».
Игрушки: собака, кукла, мяч, машина, волк, лиса.
Картинки с изображением: жирафа, козы, черепахи, зебры, гуся.
Цветные карандаши; стулья с синими, зелёными и красными квадратиками на спинках.
Ход занятия:
1. Вводно – мотивационная часть:
(Дети входят в группу, здороваются с гостями, встают в круг.)
- Ребята давайте передадим друг другу это тёплое, мягкое, ласковое солнышко и назовём друг друга по имени. (дети передают по кругу игрушку)
( в группу влетает бумажный самолётик)
- Ой, ребята, что это? (самолётик)
- Из чего он сделан? (из бумаги)
- Значит это какой самолётик? (бумажный)
- На нём что – то написано: «Дорогие дети, в моей стране слов и звуков случилось несчастье. На королевство налетела сильная буря. Помогите мне навести порядок в моём королевстве, один я не справлюсь» Старичок – Звуковичок.
- Ребята, как вы думаете, надо помочь Звуковичку?
- Но прежде, чем отправиться на подмогу надо проверить свои знания, провести разминку. Мы уже с вами знаем, что такое звуки, слова и предложения, давайте поиграем в игру: «Звук, слово, предложение»
(бросаю каждому ребёнку мяч и называю разные части речи: звук или слово, или предложение)
- Молодцы ребята, хорошо справились с разминкой. Я надеюсь, что мы с вами сможем помочь Звуковичку.
- Как вы думаете как быстрее добраться до Королевства слов и звуков?
- Доплыть, долететь или доехать? (долететь)
- Звуковичок прислал за нами летательный аппарат, который летит со скоростью звука. Как вы, думаете, он называется? Соедините два слова «звук» и «летать» узнаете название. (звуколёт)
- Да мы отправляемся на волшебном виде транспорта «Звуколёте». Это самый быстрый транспорт на земле, стоит произнести один звук и мы уже прилетим на место.
- И так проходите в «звуколёт» по очереди, не толкайтесь, пропустите вперёд девочек (дети проходят в построенный заранее «звуколёт» и садятся)
- Ребята, давайте произнесём любой звук.
- Давайте произнесём звук «А» сначало тихо, затем громче и громко.
- Вот мы и прилетели. Выходите, одевайте волшебные очки (делают двумя пальцами круги и подносят к глазам)
Основная часть:
- Вот мы с вами в стране слов и звуков. И первое, что мы видем – вывеска.
- Кто сможет прочитать, что на ней написано?
(«Магазин игрушек»)
- Здесь в магазине беспорядок. Игрушки раньше стояли на полках в таком порядке; на первой верхней полке стояли игрушки, слова которые состоят из одной части.
- На второй полке стояли игрушки слова, которых состоят из двух частей, а на третьей полке игрушки, слова которых состоят из трёх частей.
- Давайте будем расставлять игрушки по порядку. Саша, возьми игрушку, назови её. А теперь произнесите это слово по частям. Сколько частей?
- На какую полочку поставишь?
(каждый ребёнок берёт игрушку, произносит по частям слово и ставит на нужную полку). Игрушки: кот, лиса, собака, жираф, волк, крокодил.)
- Молодцы, ребята! Ой, здесь в магазине не только игрушки есть. На картинках изображены животные, но что – то не так. (картинки не раскрашены)
- Ребята, в природе животные имеют определённую окраску, например: волк – серый, лиса – рыжая и т. д.
- А игрушки мы можем раскрасить в любые цвета. Сядьте за столы, возьмите любую картинку. Раскрашивать будем так: перед вами карандаши разного цвета. Посмотрите кто нарисован на картинке, определите первый звук в своём слове и на этот звук подберите цвет карандаша.
- Ребята, какие красивые картинки у вас получились!
- Назовите их. (красный кот, жёлтый жираф, чёрная черепаха, коричневая коза, зелёный заяц, синий слон)
- А теперь давайте отдохнём и поиграем с картинками в игру «Назови правильно».
(на ковре по кругу расставлены стульчики).
- Подойдите к стульчикам и положите по одной картинке на стульчик. Когда зазвучит музыка, вы побежите вокруг стульчиков, когда музыка смолкнет. Возьмите картинку со стульчика, у которого остановились.
- Я буду показывать цифры каждому из вас, а вы будете называть, сколько было бы у вас животных. Например: у меня один заяц, у меня семь жирафов и т.д.
- А теперь отправляемся дальше (подходим к вывеске «Больница»)
- Ребята, посмотрите на красный крестик, как вы думаете, что это (больница)
- Да, ребята, это – больница, но больница необыкновенная. Сюда пришли лечиться слова. Когда на «Королевство слов и звуков» налетел ураган, то из слов рассыпались все звуки. И мы с вами должны «вылечить» слово – собрать их по звукам. Я буду «бросать» каждому из вас звуки, а вы мне будете возвращать слова, глядя на эти картинки (дом, рыба, аист, кит, шар).
-Ш, а, р (шар); д, о, м (дом); а, и, с, т (аист); к, и, т (кит); р, ы, б, а (рыба).
- Молодцы, ребята. Вот мы и помогли словами – вылечили их.
(Входит Звуковичок).
- Большое спасибо, ребята, что вы помогли мне навести порядок в моём королевстве, без вашей помощи я бы не справился. Вы многое знаете и умеете, и готовы идти в школу. А я хочу угостить вас звукоминками – конфетами, берите их и летите назад в детский сад, угостите остальных ребят. А мне пора. До свидания!
- Спасибо, Звуковичок, до свидания.
- А сейчас, ребята, мы полетим обратно в детский сад. Но на этот раз нам надо приобрести билеты. Билеты у нас будут необычные – в виде картинок. Возьмите все по одной картинке и подойдите к «Звуколёту». Посмотрите, на спинках стульев обозначены места квадратиками. Назовите, каким цветом квадраты? (красным, зелёным, синим).
- А кто вспомнит, что обозначают эти квадраты? (это звуки)
- Красный квадрат обозначает гласный звук, синий – твёрдый согласный звук, зелёный – мягкий согласный.
- Сейчас вы посмотрите на свою картинку, выделите в своём слове первый звук, определите, какой это звук и займёте своё место в «Звуколёте».(дети по очереди определяют, называют и садятся на свои места).
- Ребята, вспомните, какой мы звук произносили, когда летели в страну слов и звуков? (Звук – а).
- А сейчас давайте произнесём любой другой гласный звук (дети называют, например, звук – о).
- Произносим звук – о тихо, затем громче и ещё громче.
- Рефлексивный этап:
- Вот мы прилетели назад в детский сад, выходите из «Звуколёта».
- Ребята, понравилось вам помогать Звуковичку?
- Кому какое задание понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Поможем ребенку освоить звуковую культуру речи» (выступление на родительском собрании)
Ребенок с рождения проходит сложнейший путь развития речи, который приводит его к возможности общения.На 2-3 месяце жизни наступает момент перехода от молчания ук речи – ребенок начинает гулить....
Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.
Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...
Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...
НОД В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ по образовательной области "Речевое развитие" (звуковая культура речи). Тема "Поможем Ване"
Открытое занятие в младшей группе по образовательной области "Речевое развитие" (звуковая культура речи)....
Конспект оод. Образовательная область «Речевое развитие» Раздел«Звуковая и интонационная культура речи» Тема: « Поможем пчелке»
Цель:создание социальной ситуации развития у детей звуковой и интонационной культуры речи через упражнения со звуком «Ж».Задачи:- создать условия для правильного произношения звука ...
Конспект занятия по конструктивно – модельной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «Поможем пожарным в ремонте проблескового маячка и звукового сигнала».
Конспект с использованием электронного конструктора "Знаток"...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в логопедической подготовительной группе «Поможем букве собрать свой домик»
Конспект занятия по звуковой культуре речи в логопедической подготовительной группе «Поможем букве собрать свой домик»...