«Поможем ребенку освоить звуковую культуру речи» (выступление на родительском собрании)
материал (логопедия, средняя группа) по теме

Мельникова Ирина Валерьевна

 

Ребенок с рождения проходит сложнейший путь развития речи, который приводит его к возможности общения.

На 2-3 месяце жизни наступает момент перехода от молчания ук речи – ребенок начинает гулить. И хотя в этих звуках пока нет смысла это уже звуки речи. Затем появляется лепет. На 9-10 месяце жизни начинает формироваться понимание речи взрослых и появляются первые простые слова, которые до 18-20-го месяца сосуществуют с лепетом. В 1,5-2 года наступает период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Этот происходит не просто быстро, а стремительно. Никогда уже в будущем они не сумеют так легко овладеть любым языком.

Дело в том, что мозг ребенка в этом возрасте приспособлен к усвоению языка. Очень важно в этот период обеспечить ребенку необходимый объем речи для подражания, усвоения и как важно, чтобы эта речь была правильной и красивой. Необходимо давать ребёнку акустически, грамматически и  синтаксически правильный речевой образец.

Но, к сожалению, бывает и такое: ребенку пора говорить, А он молчит или начинает говорить плохо, неразборчиво. Его с трудом понимают даже родители, дети начинают его дразнить или просто не общаются с ним. Визит к логопеду может закончиться таким заключением как: дизартрия, алалия, ОНР, ЗРР. Это тяжёлые нарушения речи, которые часто приводят к невозможности полноценного умственного развития.

Заподозрить данные нарушения можно ещё на стадии гуления и лепета.

Необходимо отметить, что раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам крайне важно. Эти меры могут вернуть ребенку полноценное развитие, в то время как опоздание может быть роковым.

Бывают и безнадежные с самого начала случаи, т.к. чаще всего тяжелые расстройства речи являются частью заболеваний, связанных с органическим поражением ЦНС (наиболее частое из них – ДЦП (детский церебральный паралич)).

Но чаще всего логопед дает заключение: дислалия (или нарушение звукопроизношения), и хотя данное нарушение речи считается относительно легким, оно так же нуждается в своевременных и адекватных мерах воздействия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomozhem_rebenku_osvoit_zvukovuyu_kulturu_rechi.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Поможем ребенку освоить

звуковую культуру речи»

(выступление на родительском собрании)

 

                    Учитель – логопед Мельникова И.В.

2009г.

Ребенок с рождения проходит сложнейший путь развития речи, который приводит его к возможности общения.

На 2-3 месяце жизни наступает момент перехода от молчания ук речи – ребенок начинает гулить. И хотя в этих звуках пока нет смысла это уже звуки речи. Затем появляется лепет. На 9-10 месяце жизни начинает формироваться понимание речи взрослых и появляются первые простые слова, которые до 18-20-го месяца сосуществуют с лепетом. В 1,5-2 года наступает период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Этот происходит не просто быстро, а стремительно. Никогда уже в будущем они не сумеют так легко овладеть любым языком.

Дело в том, что мозг ребенка в этом возрасте приспособлен к усвоению языка. Очень важно в этот период обеспечить ребенку необходимый объем речи для подражания, усвоения и как важно, чтобы эта речь была правильной и красивой. Необходимо давать ребёнку акустически, грамматически и  синтаксически правильный речевой образец.

Но, к сожалению, бывает и такое: ребенку пора говорить, А он молчит или начинает говорить плохо, неразборчиво. Его с трудом понимают даже родители, дети начинают его дразнить или просто не общаются с ним. Визит к логопеду может закончиться таким заключением как: дизартрия, алалия, ОНР, ЗРР. Это тяжёлые нарушения речи, которые часто приводят к невозможности полноценного умственного развития.

Заподозрить данные нарушения можно ещё на стадии гуления и лепета.

Необходимо отметить, что раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам крайне важно. Эти меры могут вернуть ребенку полноценное развитие, в то время как опоздание может быть роковым.

Бывают и безнадежные с самого начала случаи, т.к. чаще всего тяжелые расстройства речи являются частью заболеваний, связанных с органическим поражением ЦНС (наиболее частое из них – ДЦП (детский церебральный паралич)).

Но чаще всего логопед дает заключение: дислалия (или нарушение звукопроизношения), и хотя данное нарушение речи считается относительно легким, оно так же нуждается в своевременных и адекватных мерах воздействия.

Работа по устранению речевых нарушений, чтобы быть эффективной должна проводиться как логопедом, так и воспитателем детского сада, так и родителями дома.

Работа эта многогранна и включает в себя не только развитие артикуляции, но и развитие голосового аппарата: это игровые упражнения, когда ребенку предлагают произнести одно и то же слово или фразу с различной громкостью, и в разном темпе.

Развитие речевого дыхания: выработка продолжительного плавного направленного выдоха через рот при помощи таких игр, как «Снежинки», «Ветерок» (дуть на комочки ваты или бумаги, на султанчики, на карандаши).

Развитие слухового внимания: предлагаются следующие упражнения, где ребенок должен найти неточности (ошибки) в тексте. Например, стихотворение «Путаница», «Это правда или нет?»

Развитие фонематического слуха:

Учить детей выделять звук из ряда других звуков, из ряда слогов, слов – игра «Поймай звук».

Игры: «Какой звук пропал в слове?» (роет землю старый кот-крот), «Какой звук лишний в слове?» (Вадик спит и видит слон – сон), «Найди ошибку и назови слово правильно» (Мишка плачет и ревет: просит пчел, чтоб дали лёд – мёд).

Работа по совершенствованию звукопроизношения, которая осуществляется при помощи отчетливого проговаривания слов при назывании предметов и игрушек, путём повторения чистоговорок и скороговорок, при заучивании загадок, пословиц, поговорок, стихотворений, потешек, включающих определенные группы звуков.

Но нельзя чрезмерно форсировать речевое развитие, нагружать ребенка сложным для него речевым материалом, заставлять повторять непонятные слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые ему еще не доступны в силу неподготовленности его речевого аппарата (например, в 2-3 года правильно произносить шипящие, звук Р) это может привести к дефектам звукопроизношения.

Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослый следил за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Недопустимо «подделываться» под детскую речь, произносить слова искажённо, употреблять усеченные слова или звукоподражания. Отрицательно сказывается на речь ребенка частое употребление взрослым слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также произнесение недоступных для понимания слов и слов, сложных в звуко - слоговом отношении.

Все вышеперечисленные мероприятия являются профилактикой речевых нарушений.

Но к сожалению сейчас огромное число детей имеет речевые нарушения. Воспитатель должен выявлять детей, имеющих дефекты речи (в частности звукопроизношения), проводить с ними дополнительные занятия, организовать тесный контакт с родителями, привлекать их к совместной работе по устранению дефектов речи.

Работа по устранению дефектов звукопроизношения строится по следующей схеме:

Обследование речи ребенка.

Подготовка органов артикуляции к постановке звука с помощью специально подобранного комплекса артикуляционных упражнений.

Постановка нормализованного звука.

Автоматизация полученного звуков на различном лексическом материале, на уровне: звуков, слогов, слов, фраз, текстов и бытовой речи.

По необходимости, дифференциация смешиваемых звуков.

Эффективной эта работа может быть только при совместном усилии логопеда, воспитателя и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Развитие словарного запаса и звуковой культуры речи детей дошкольного возраста"

Как помочь ребенку не потерять интерес к логопедическим занятиям? Ответ  тут!...

Выступление на районном семинаре " Звуковая культура речи детей раннего возраста"

Выступление на районном семинаре " Звуковая культура речи детей раннего возраста"...

НОД В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ по образовательной области "Речевое развитие" (звуковая культура речи). Тема "Поможем Ване"

Открытое занятие в младшей группе по образовательной области "Речевое развитие" (звуковая культура речи)....

Выступление на педсовете " Звуковая культура речи у детей дошкольного возраста в современном пространстве"

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С к...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Занимаемся с ребенком дома "Звуковая культура речи. Звук "А"

Данная консультация содержит разнообразные задания для родителей по работе с детьми  второй младшей группы в домашних условиях. Цель заданий:  вырабатывать четкую и правильную артикуляцию пр...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в логопедической подготовительной группе «Поможем букве собрать свой домик»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в логопедической подготовительной группе «Поможем букве собрать свой домик»...